Вообще австрийцы сильно перестроили Львов и, наверное, даже определили современный облик города. Впрочем, они были не первые. Будучи заложен Даниилом Галицким, чтобы уберечь самостоятельность Галиции и Волыни, он был толком независим только при основателе, самом Данииле. Венгры как раз были в силе, да и поляки, ранее считавшие этот регион гнилым и бесперспективным, вдруг воспылали к нему недюжинной страстью. Само-собой возникло некоторое непонимание, и высокие стороны не раз забивали друг другу стрелку. Для разъяснений. Даниил не раз навалял и тем и другим. Зато и те и другие впоследствии не раз наваляли его сыну Льву Даниловичу. В честь которого и назван город. Впрочем, и Даниилу приходилось нелегко. Договаривался и с Батыем и с Западом. Так в 1253-м году он принял из рук Папы Иннокентия IV королевскую корону.
Впоследствии городом владели поляки и венгры и австрийцы. Через последних город вошел в орбиту Священной Римской Империи и научился варить пиво у входивших туда же чехов и немцев. Историки изо всех сил утверждают, что в былые времена львовское пиво экспортировалось в Германию, однако сейчас его имеет смысл пить только и исключительно во Львове. Будучи довезенным хотя бы до Киева оно сильно теряет в качестве. Впрочем, должен признаться на меня самого львовское, употребленное на месте все равно не произвело ожидаемого впечатления. Хотя безусловно, оно лучше многих «марок» В былые же времена сам Швейк почтив город своим присутствием пивал львовское и признал его весьма достойным. Давно это было…
остатки княжьей крепости
холм на месте замка
Вернемся, однако, к прерванной исторической справке. Само-собой, получив в свои руки город, так и норовивший перейти в другие руки, а то и вовсе добиться независимости, и поляки, и венгры и, конечно же, австрийцы предприняли немало усилий, чтобы повода вспомнить о своем русском прошлом у города почти не осталось. Добились они многого. Дожившая до нас планировка старого города не сохранила следов Львова времен Даниила. Археологи утверждают, что где-то что-то такое нашли, но пальцем уже не ткнешь. Остатки так называемого «княжьего» замка на горе Высокий Замок разбирались на камни для строительства, а на месте того, что уцелело, поляки не поленились насыпать здоровенный курган, наверху которого теперь смотровая площадка. Утверждалось, что курган этот насыпается в память какого-то скорбного события, но место было выбрано все-таки неспроста.
Периодически новые хозяева демонстрировали кузькину мать уцелевшим в передрягах местным. В итоге русинам, коренному населению, в городе жилось порой гораздо хуже тех же немцев, армян и евреев. Был эпизод в истории Львова, когда их старшинам удалось, наконец, добиться почти равных прав с немцами и это считалось большой победой. Даже сейчас следы этой картины можно увидеть в названиях улиц - есть в городе Еврейская улица, Армянская (Вирменска) и улица Руська. Только это не в честь русских, братьев-славян. Именно на этой улице и практически только на ней жили местные - русины. Кстати о русских. Интересно, что сейчас россиян украинцы называют москали. Надо иметь ввиду, что это не конкретно москвичи, а россияне в целом, то есть жители Московии. Итак, есть москали - жители Московии, есть украинцы - жители Украины. А кто же тогда русские? Выходит, что и те и другие. Впрочем, может быть эти мои дилетантские выкладки и ошибочны.
Улица Вирменска (Армянская)
Тут снимали советских мушкетеров
улица Руська
Снова к улицам. Кто же тогда жил за пределами вышеозначенных улиц, если это не армяне, не евреи не русины? А жили там немцы и еще поляки. Такая вот была петрушка. Так вот Европа прирастала новыми землями. И надо признаться, все это привело к тому, ради чего все затевалось. Город этот европейский даже не смотря на советское прошлое. Всем сердцем и духом он там, в Европе. И завсегдатаи местных весьма буржуазных кафе (надо сказать, ни шашлычных, ни шаурмы/шавермы я в городе не нашел, хотя искал без должного усердия) гораздо более тянут на буржуа, нежели гораздо более богатые наши соотечественники. Да и от российско-советского прошлого нынешний Львов стремится избавиться, как от тараканов. В общем, теперь только номинальные записи в хрониках и летописях утверждают о том, что город, дескать, был заложен Даниилом Галицким. На самом же деле того города давно нет, а есть другой, европейский, выстроенный на его месте европейцами.
Получилось, надо сказать все-таки неплохо. В конце-концов, онемечившиеся и ополячившиеся русины добившись равных городских прав очень неплохо продолжили в заданном направлении, и город вышел хотя и европейский, но с родным и местами даже понятным нам привкусом. Вот и конфеты, например, они делают по-нашему. Вкусные. Продукцию львовского «Свиточа» рекомендую к дегустации.
Самый же блистательный период пришелся на конец девятнадцатого-начало двадцатого века. Как раз в это время и были понастроены те самые люксы и гнилушки.
Город был крупным торговым и административным центром, здесь проводились довольно мощные ярмарки и в то же время оставался своеобразным фронтиром австрийской империи. Само собой, как и в любом месте, где есть деньги и авантюристы, город получил игровой бизнес. Были тут и казино, и великие картежники. Сюда приезжали сразиться за честь и барыш известные люди едва ли не со всей Европы. Уж из Вены гостей хватало. Проигрывались поместья и на выигрыши строились особняки. Кстати, самые яркие и вычурные дома в современном городе на поверку оказываются либо бывшим казино либо домом картежника.
С тех времен дожили только ценители местных кафе и кофе. Эти интеллигентные старики по-прежнему ходят в овеянные славой заведения и продолжают ценить местный кофе. Одно из таких мест, ресторан той самой гостиницы «Жорж», где мне удалось пожить. Эти ценители хорошо знают официантов и друг друга. Официанты, кстати, отвечают им тем же и не нуждаются в озвучке заказа, чтобы принести что нужно.
Вполне вероятно, что некий аромат тех великих времен тоже принимает участие в формировании той самой атмосферы «столичности», о которой я говорил.
Кстати о памяти. Не так давно некий неожиданно разбогатевший, с позволения сказать, господин, решил сделать городу подарок - поставить памятник тому самому Даниилу. Поставили. А на табличке выбить «КОРОЛЮ Даниилу Галицкому». Выбили. Можно было выбрать «князю», но выбрали «короля»…
Ул Князя Осмомысла
Заканчивая тему буржуа должен сказать, что беспокоясь о благополучии наших желудков, Александра Ягоровна повела нас с Валиком в самый буржуйский ресторан города. Как положено не просто дорогому, но и буржуйскому ресторану, этот располагался над книжным супермаркетом, который в свою очередь располагался на площади Ратуши. Книжная тематика кстати, была поддержана книжными полками в самом ресторане. И стояли на них настоящие книжки. Официанты, как и положено в таких местах, устроили шоу с жонглированием винными бутылками и одновременным подниманием блестящих колпаков с основного блюда. Буржуи тоже имели место, надо сказать. И выглядели они буржуазнее наших разбогатевших соотечественников. Надо сказать, отличало их не столько отсутствие канувших в лету спортивных костюмов и следом за ними черных троек. Эти были одеты весьма даже по-разному. И надо сказать, временами очень неплохо одетыми. Главное отличие, на мой взгляд, было в труднопередавамых нюансах поведения. Обобщая, можно наверное сказать, что в них было больше какого-то достоинства, что ли, в противовес привычным «понтам» и «форсу».
Кстати сказать, по рассказам местных, именно в последнее время внешний вид самих львовян претерпел значительные перемены к лучшему. Одеваться стали дороже и лучше. Во всяком случае, в настоящее время посмотреть есть на что. Конечно, я имею ввиду женскую половину этого достойного города. Украинки это всегда украинки… а надо сказать, что Валик это человек, который за всю жизнь любил только двух девушек и в данный момент пребывал в раздумьях не полюбить ли третью. Правда, пока не знал какую. А тут такой удар - целый город девушек в его вкусе. Он был в шоке и прострации.
Дело усугублялось еще и тем, что доступность и прелесть львовянок обманчива. Они целомудрены. Знакомиться за пределами специально отведенных для этого мест, а именно, на улицах - строжайшее табу. Даже встретиться взглядом нечасто удается. Так что Валик все глубже и глубже погружался в бездну страдания. Теперь прошло уже пара месяцев, но он все еще с тоской думает о том, что когда-нибудь он вновь доберется до Львова. А тогда мы отправились в аэропорт, и он со слезами на глазах покупал билеты на самолет.
Во Львове я впервые увидел аэропорт построенный в сталинском стиле.
Обычно все-таки в этом стиле строили вокзалы. А тут… в общем, даже находясь внутри было трудно отделаться от мысли, что это не вокзал.
Вообще тут хватает такой обманчивости - например, обозначенную на карте площадь Рынок горожане называют «У Ратуши» или «Ратушная» площадь.
«Рынок» говорят имея ввиду Галицкий городской рынок, где торгуют, который на Соборной площади,. А у Ратуши одни музеи и кафе-рестораны. В том числе и знаменитый дворец Собесского с чудным итальянским домиком. Кстати о рынке. Безусловную туристическую ценность имеет гуцульский рынок, который за театром около перекрестка Леси Украинки и пр. Свободы. Там есть из народного почти все. В том числе и гуцульское. Полно душегреек и теплых тапочек из овчины, теплых пледов. Умопомрачительное количество вышивки - и рушников и мужских и женских вышиванок и кушаков. В общем, всего хватает. Привлекает еще и то, что как правило тут стараются все-таки что-то свое продавать. То есть продавец обычно действительно свое продает или продукцию одного-двух мастеров, но редко когда заводское. Так что сувениры можно найти самые разные и вполне себе уникальные.
Еще один забавный обманчивый момент: едва выйдя утром на улицу, увидел стоящие посреди улицы на осевой две машины бампер к бамперу.
Подумал: надо же после праздника не иначе загуляли, вот и встретились водители. Но скандалящих водителей поблизости не было, и вообще никого у машин не было и сами машины казались целехоньки. Потом в центре постоянно встречал машины оставленные прямо на осевой. Штука оказалась в том, что на местных узких улицах трамвайные линии проложили впритык к тротуарам. Вдоль тротуаров - перила, чтобы пешеходы под колеса сигали только в отведенных для этого местах, то есть там, где Аннушка загодя пролила масло. Соответственно для парковки машин других мест кроме осевой не остается. Вот водители и оставляют машины прямо посреди дороги. Зрелище на редкость сюрное. Смотришь, и глаза не верят.
С трамвайными путями связан еще один сюрный момент - трамваи в городе начали прокладывать очень давно. Начинали с конок, конечно. Так что с тех пор маршруты несколько раз менялись. И сейчас можно увидеть, как на перекрестке от линии отворачивает пара рельс, поворачивает… и кончается прямо в булыжник. Словно дальше становится невидимой. И ведь и рельсы целы и булыжник вот он. Поневоле задумываешься над тем, сколько ж времени все это уже служит…
Также обманчивы львовские дворики. На мой взгляд, ворота, ведущие во двор с улицы почти никогда не похожи на ворота.
Скорее они кажутся большой двухстворчатой дверью. Но войдешь внутрь, пройдешь коридором и окажешься в маленьком дворике, где под ногами будет газон или дорожка, а над головой балконы, чистое белье и небо.
2 октября
В этот день пора была уезжать и мне. Поезд был вечером, потому я отправился погулять по городу в одиночку. Перво-наперво я направился к церкви Параскевы Пятницы, что на улице Хмельницкого.
Вообще надо иметь ввиду, что улицы Ивана Франка, Хмельницкого и Шевченко - обязательны для любого украинского города. Очевидно в советские времена в сочетании с обязательным революционным набором (Ленина-Коммунистическая-Октябрьская) они вообще составляли весь список улиц небольшого города. К Параскеве же меня влекло в силу любви к церквям этой святой, начавшейся в Великом Новгороде и разгоревшейся после Ярославля. Так что отдавая дань ностальгическим воспоминаниям, я просто обязан был ее посетить. Пошел. Церковь эта как и большинство остальных львовских церквей выстроена в барочном стиле. Так странно это выглядело - святая исключительно православная, а храм барочный. До сих пор кажется странным.
Барочной же является Успенская церковь на Руськой улице, входящая в список обязательных экскурсионных достопримечательностей. Зрелище тоже странное, но ввиду того, что существуют и католические соборы посвященные тому же Успению, все-таки приемлемое. Рядом с Успенской церковью находится и памятник Ивану Федорову.
Первопечатнику. В свое время Федоров в Москве не ужился. Помните, в «Иване Васильевиче…» был такой пассаж: «…тоже приходил один, давай, говорит, крылья сделаю. Так я его на бочку с порохом посадил. Пущай полетает!». Федорову, очевидно, летать хотелось не очень, так что он собрал вещички и остановился только во Львове.
Благодарные львовяне поставили ему памятник и теперь торгуют книжками на блошином рынке на маленькой площади у памятника. Сам памятник, на мой вкус, очень даже удался.
Знал бы он, какие разнообразные формы примут последствия его деятельности. В какой-то мере и развитие мысли, приведшее к возникновению интернета, тоже обусловлено книгопечатанием. Вот и меня на второй день путешествия со страшной силой потянуло к Интернету. Объяснял я это себе тем, что обещался вести онлайн-дневник путешествия в ЖЖ, но подозреваю, что на самом деле это была банальная ломка.
Первый приступ меня одолел в середине дня когда я увидел на ратушной площади вывеску вроде как компьютерного салона. Заскочил, внутри нашел отзывчивую тетеньку, которая объяснила, где я смогу обрести вожделенный Интернет. Не поленилась, вышла на крылечко, рассказала, и видимо долго еще махала рукою вслед. Однако первый из предложенных ею клубов был закрыт. Так что отложив посещение второго, который «Павук» (ясное дело, что раз в сети, значит, павук и есть), на потом, я сначала вскарабкался на Высокий замок, чтобы полюбоваться панорамой Львова и плодами польских трудов.
Надо сказать, что курган на месте княжьего замка поляки насыпали на славу. Видно что старались, вкладывались в дело. Так что теперь только одна стена осталась и монументальный курган. Выложенный камнем и опоясанный переплетенными дорожками, ведущими наверх. Наверху флагшток, скамейки и тетеньки, торгующие напрокат биноклями. Забота о туристе была налицо. Предлагались и военные, и морские. Цейсовские и отечественные. Маленькие и большие. Турист не пропадет. Только погода подкачала. Бывает, знаете, такое состояние, когда вроде и тепло, и солнце светит, и туч особых нет, но что-то вроде дымки. Вот такая дымка и помешала мне насладиться панорамой. Но я мужественно любовался видами и только после этого спустился вниз.
По дороге к прощальному ужину я в окрестностях Ужгородской улицы, имевшей довольно запущенный вид, все-таки натолкнулся на еще один интернет-клуб.
Занимал он традиционное для таких заведений тесное полуподвальное помещение, зато админом в нем был дядька с внешностью актера Винни Джонса, того самого, что играл роль Тони Пуля-В-Зубах в Большом Куше… внушительный такой… в этом колоритном местечке я и сделал свою первую отчетную запись в дневнике, чем потом страшно гордился. Клуб «Павук» я впоследствии тоже нашел, проходя мимо по проспекту Свободы.
Надо сказать, что делиться впечатлениями вот так сразу, с пылу, с жару, было непросто. Впечатления были сумбурные и неустойчивые и больше мыслей было о том, что ждет впереди, чем о том, что уже увидено.
Бернардинский костел Бенедиктинского монастыря
Да, и это осень!
Улица Подвальная (под валом) здесь раньше шли городские стены.
Интерьер Доминиканского собора
одна из самых цитируемых фото города
это Иисус он грустит в гефсиманском саду…
находится это над самым старым каменным зданием города. Может показаться символичным, что это самое старое из сохранившихся каменных зданий - фамильный склеп.
антуражная старушка на подступах к площади Ратуши
на заднем плане - колокольня Успенской церкви на Руськой улице
Живописная подворотня на улице Леси Украинки. Тут тоже могли снимать мушкетеров
Улица Хмельницкого
«перукарня» на вывеске значит «парикмахерская»
вот, кстати и телефонная будка
с налетом антикварности
Галицкая площадь
Памятник Деве Марии
По сути - чумная колонна.
Здесь ранее был островок, сливались речка да речушка. На островке-то она и стояла. А речки теперь в трубах под площадью текут.
Потом я еще немного погулял по городу, отужинал, прощаясь с Александрой Ягоровной, Юлей и их львовской родственницей и отправился на вокзал, где в 21:25 я должен был сесть в поезд и отправиться в Чернивци. Львовская родственница была националисткой, но меня удивило, что в разговоре и общении это не было заметно. Вообще все увиденные мною националисты не отличались какой-то бьющей через край агрессивностью. Да, может быть, если бы я принялся им излагать шовинистические идеи подчинения великого украинского народа великому русскому народу, может быть, я и получил бы по морде, но просто так, услышав русскую речь или москальский акцент, на меня никто с кулаками не кидался. Более того, на просьбы показать дорогу или что-то объяснить, я получал вежливую помощь. Так что, может быть, во Львове каждый второй и националист, но будучи туристом, я этого практически не ощущал. Однако в силу того что тут у нас о украинском национализме кричат со всех сторон, я, конечно, опасался эксцессов и был готов, что в Одессу приеду, привезя зубы в пакетике. Та же Александра Ягоровна, опять же, узнав что я со своим потрясающим незнанием украинского собираюсь проехать по Западной Украине покачала головой, и ехидненько так усмехнулась. В общем, опасался я, чего уж сказать.
Последний приступ опаски у меня был в поезде, когда я уже добрался до вокзала и вошел в вагон. Больше всего я боялся перепутать перрон и поезд. Но вышел на платформу, показал проводнице билет, она кивнула и забрала его! У нас-то обычно оставляет, а уж потом проходит по вагону и собирает, тут - наоборот.
Сел на место, сижу, думаю, по-прежнему подозреваю, что мог чего-то напутать, а проводница внимания не обратила. Народу опять-же в моем «купе» никого нет, спросить не у кого. Снова мне вспоминается, что русских тут не любят и дорогу только до аэропорта указывают. От мнительности возникает в воспаленном воображении картинка, что и поезд не тот и проводница щас пойдет по вагону, а увидев жалкого москаля сделает круглые глаза и скажет - а это, мол, тут не сидело, знать не знаю кто таков и давайте повесим его на березе. Однако все обошлось. Появились новые пассажиры - молодая пара, поезд тронулся, проводница раздала белье и принесла чаю в пластиковом подстаканнике и я успокоился.
Соседи по «купе» развлекали себя боданием с проводницей на предмет белья. Их возмущал запрет пользоваться матрацами, при том, что белье они покупать не хотят; а проводницу возмущало намерение воспользоваться матрацами, при том, что они и белье покупать не собираются. Скандала не получилось, зато была вялотекущая ругань, пассажиры все равно белья не купили и против соображений гигиены на голых матрацах выспались. В соседнем же купе тот самый вуйк, которого мне не хватало по дороге во Львов, уговаривал местных девах сойти с ним в Коломые, не доезжая до Чернивцов. И всем было весело и было чем заняться.
3 октября
Утро я встретил на подъезде к Чернивцам. Было мне хорошо и легко. Путешествие было в самом разгаре, впереди маячила встреча с замками, ради которых я и затеял все это дело. В Чернивцах предполагалось сесть на автобус и через Хотин и Каменец добраться до Хмельницкого, где меня ждал поезд на Одессу. Конечно, больше хотелось вечер встретить не в Хмельницком, а в Чернивцах, но увы, поезд из последних до Одессы делает круг и идет через тот же Хмельницкий, а проезжать через него уже третий раз за один вояж, мне показалось неспортивным. Можно было из Чернивцов до Одессы добраться югом, через Кишинев, но этот путь мне почему-то показался крайне непредсказуемым. Как показала практика, опасения меня не обманули.
Еще в Москве я запасся распечаткой приблизительного расписания автобусов и уже подобрал удобный автобус, который должен был стартовать на Хотин минут через двадцать после прибытия поезда. Я полагал, что двадцати минут мне с лихвой хватит, чтобы пересечь привокзальную площадь, отстоять очередь за билетами и даже отыскать нужный автобус.
В вагоне спросил попутчиков, и оказалось, что не все так радужно. До автовокзала надо было ехать. Серьезный дядька-сосед вызвался проводить до нужного автобуса. Высадились и он деловито пошел вперед. Странно он показывал дорогу: словно был этому совсем не рад, но делал старательно - когда я попытался отбиться от него и взять такси, он остановился, вернулся ко мне и довольно властно позвал за собой.
«Хотел узнать, сколько стоит на такси доехать»: сказал я в свое оправдание. «Не надо тебе такси»: авторитетно заявил он и повел дальше. Уже выйдя на улицу перед вокзалом я обнаружил троллейбус который и должен был по добытым сведениям довезти меня до автовокзала. Троллейбус этот стоял у остановки, призывно распахнув двери, а путеводный дядька двигался совсем в другую сторону! Не став его окликать, я ломанулся к троллейбусу и перед самым закрытием дверей вскочил на подножку.
На всякий случай спросил кондуктора, сколько ехать до автовокзала. Выяснилось что я сел на тот номер, но ехал он в другую сторону. На следующей остановке я с позором вылез и, проклиная собственную неблагодарность по отношению к дядьке, поплелся на остановку на другой стороне улицы.
А потом я около получаса ехал через весь город на автовокзал. Тогда я еще не знал, что располагать автостанцию подальше от вокзала, является доброй традицией украинских городов.
Впрочем, когда я все-таки добрался до автостанции, выяснилось, что ближайшего автобуса все равно ждать недолго. Купил билет и занял место в пожилом микроавтобусе-мерседесе.
Автобус этот после Хотина шел в Сокиряны, на границу с Молдавией. Соответственно в автобус набились не только украинцы, но и молдаване. Вообще удивительно, каким вместительным оказывается стандартный салон при должном умении и старании. Когда отправка была уже близка, в салон продолжали заглядывать лица страждущих, и спрашивать у водителя осталось ли еще что-нибудь. Он отвечал - нет. А дополнительные места? Дополнительные тоже уже были заняты. Эти самые места являли собой обычные табуретки, поставленные в проход между сиденьями в конце салона. Вот вроде бы обычные вещи - салон маршрутки и бесхитростная табуретка из светлого дерева с прямыми ножками, покрытая прозрачным лаком. А вместе не то чтобы изумляют, но кажутся слабо совместимыми. Наверное самым сильным для меня ощущением было то, что остальные пассажиры воспринимали эти табуретки как дело обычное и серьезное, а не смешное до колик. Под них упихали вещи и сели сверху. Пассажиры, которым повезло меньше, остались стоять и мы поехали. В движении украинские маршрутки мало отличаются от российских. Разве что водители поспокойнее. Хотя на междугородних маршрутах может быть и наши водители более невозмутимые.
До Хотина от Черновцов не больше шестидесяти километров, так что добрались быстро. Маршрутка выгрузила меня на автостанции, развернулась и укатила обратно на трассу. Оглядевшись, я осознал, что и в этот раз опыт путешествий по России сыграл со мной шутку. Вместо приличествующей небольшому городу крохотной будчонки сердитой кассирши, имела место быть настоящая автостанция, с небольшим залом ожидания и просторными кассами. Все бы ничего, но, судя по панораме, располагалось это сооружение отнюдь не в непосредственной близости от центра. Спросил местных, как далеко до «фортеци», до крепости, то бишь. Услышал, ожидаемое «далеко». И автобусы, конечно же не ходили. Следом прозвучал привычный совет воспользоваться услугами такси.
Вообще странное дело - по большей части если расстояние до требуемого объекта превышает пятьсот метров (расстояние преодолеваемое за пять минут), туристу рекомендуют пользоваться такси. В то же время, даже если предстоит пройти километра три это все-то полчаса ходу, то есть для ознакомительной прогулки по городу то что надо.
продолжение тут:
http://obmorock.livejournal.com/8128.html#cutid1