В Уэльсе кроме моря и замков полно гор и пустошей, совсем рядом с цивилизацией. Отойди на несколько шагов в сторону и вот она - тишина и невероятная природа. Вершины тут близки и доступны. За день можно окунуться в пустоши, столь долгое время укрывавшие валлийцев и позволяющие им не складывать оружия в вечной борьбе с алчущими чужой земли англосаксами, и вернуться оттуда к теплу каминов уютных пабов. Раньше уже рассказывал о Сноудоне и пустошах Камбрийских гор. Теперь же нам с Аленкой удалось подняться на Brecon Beacons - Маяки Брекона - один из хребтов Черных гор, отделяющих Средний Уэльс от Южного. Когда-то на них зажигали сигнальные огни при появлении очередных захватчиков.
В долине Брекона сходятся два ущелья из Англии ведут в сердце страны - к Кармартену. Эти два ущелья - верные ворота для любого злобного англичанина, который с артуровских времен спал и видел Уэльс покоренным.
(кликабельно) Прямо по центру в синеве видны своеобразные ворота вдоль реки Уай (Wye). А направо между двумя массивами Черных гор (теперь белых) уходит другое ущелье - вдоль реки Уск (Usk).
Вдали над этим ущельем манит далекая Верхушка горы (валл Mynydd Pen-y-Foal, англ название иное - Сахарная голова - Sugar Loaf).
Она в дымке, на заднем плане с острой вершинкой.
У ее подножия, где долина поуже, нормандские лорды поставили замок Tretower. Чтобы лучше контролировать казалось бы уже захваченные земли - валлийцы то и дело возвращались с гор и «пошаливали».
В долине же, где ущелья сходятся, и лежит Брекон (Brecon) - он виден на панораме слева россыпью домиков.
До англичан столь же упорны были в захвате чужих земель римляне. Тем более, что в Уэльсе были золотые и медные рудники, и оставить в покое они его не могли никак.
Внизу, у левой границы зеленого поля, где долина Брекона сужается к перевалу на Кармартен, римляне поставили форт, Кикуциум (CICVCIVM, по-валлийски просто Форт - Y Gaer, остались одни руины). От форта на запад шла дорога. Ее участок от хутора Trecastle на перевал к Llandovery сохранился и сейчас -мечта пройти по ней осталась пока нереализованной.
Нормандские же лорды англичан поставили замок чуть ниже по реке Уск у впадения в нее потока Honddu.
То самое слияние рек и остатки того самого замка.
От замка, как видно, остался только пафосный отель. Впрочем, можно найти несколько антуражных ракурсов. Таких, чтобы было «почти как раньше».
Под защитой замка вырос городок, который стал со временем новым центром бывшего королевства Брихейниог. Англичане и сейчас-то не могут выговорить ничего толком и тогда не отличались этим умением. Сначала из названия «Брихейниог» у них получилось «Брекнок», образованное на месте королевства графство стали называть Брекнокшир, а после и собственное «Брекнок» выговорить им стало не под силу и название превратилось в Брекон. Это название и перешло на город, выросший в центре старого валлийского королевства.
Ул.Верхняя (High str).
Вполне такой компактный городок, с уютными переулками…
Церковный переулок (Church ln.)
С обязательной главной площадью, на которую выходит церковь, памятник и гостиница
Памятник Веллингтону и гостиница Веллингтон. Кстати - то самое место, где можно поесть днем.
Здесь есть и банк в здании соответствующей постройки. В Британии частенько банки располагаются именно в такого стиля домах.
Обязательны и маленькие забавности вроде маленькой торговой площади Bethel, на которую можно попасть только через ворота, с которых постоянно отваливаются буквы.
Или обязательных в глубинке весьма пожилых автомобилей.
Можно найти даже свой кусочек настоящей городской суеты.
Есть и своя пивоварня. Местный эль можно найти в пабе с опять же характерным названием «Кабанья голова» (Boars Head) внизу Ship str, близ места, где когда-то стояли Водяные ворота.
Укрепляя замок, англичане укрепили и город, но в войну Алой и Белой розы, опасаясь превращения города в стратегический пункт, горожане сами разрушили городские стены и ворота. Торговля была им куда милее. Стены и башни не дожили до наших дней, а Скотный рынок - живехонек.
Но главное, конечно же в Бреконе - горы, его окружающие. Их покатые голые вершины видны даже с городских улиц и дворов.
Ради этих вершин мы и приехали сюда. Они не шибко высоки, максимальная высота (гора Pen y Fan, произносится «Пен и Ван») - 882 метра и весьма пологи. Подъем сюда не труден и доступен почти в любое время года и в сущности в любую погоду. Но мы все-таки опасались - зима же, январь. И действительно, когда мы приехали, выпал снег. Большая редкость в равнинной части Британии, как оказалось, он постоянный гость в пустошах. Чуть-чуть поднимешься на мало-мальский бугор и уже снег. Чуть спустишься - веселенькая зеленая травка.
Однако нам и тут несказанно повезло - снег не испортил погоду, а напротив, превратил пустоши из желто-бурых невзрачных холмов в ослепительно-белые горы.
Перевал близ хутора Storey Arms в долине реки Taf Fawr (Большой Тав, он потом сливается с притоками и образует реку Taf, на которой стоит Кардифф).
Большой Тав. Пока ручей.
Тут на перевале остановка автобусов и начало тропы одной из троп на Маяки Брекона. Одна из троп начинается тут же, с перевала, а чтобы попасть на другую надо пройти несколько южнее, по левой стороне шоссе. Складывается ощущение, что популярность Маяков как места для прогулок в любую погоду обеспечивает несколько человек, по которым можно соориентироваться и понять, в какой стороне начинается тропа.
Некоторые выглядят так безответственно, как будто не в горы собрались, а решили просто пройти по сиюминутным делам «короткой дорогой на Брекон».
Или вот еще парочка таких же - спускались бегом. К автобусу торопились «короткой дорогой»?
У начала тропы парковка, и обихоженный туалет. Даже в этой глуши британцы обеспечены необходимой цивилизацией.
Тут же и необходимые информационные щиты. Убедитесь, готовы ли вы к подъему в горы, все ли как на картинке?
Начало тропы отмечено противоскотинковыми воротами и калиткой:
Отсюда до Брекона через вершины Brecon Beacons около 12 км.
За воротами сразу начинаются тишина и красота пустошей.
Под снегом они приобретают даже какие-то родные, привычные глазу российские черты:
Особенно, когда смотришь на какой-нибудь ровный покатый ложок…
…и не оглядываешься на поднимающиеся уже кругом вершины Черных гор.
Вершинка Fan Fawr - Большой Пик.
Пологая и очень ненапряжная тропа ведет вверх, снег скрывает траву и весь мир временами обесцвечивается до оттенков серого, когда и фотошопа не надо, чтобы получить черно-белую фотографию:
Прямо то самое «белое безмолвие».
Но чем невероятно хороши подъемы в горы, чего никогда не увидишь снизу, так это того масштаба и переменчивости, тех новых картин с каждым шагом, от которых захватывает дух. Красок, становящихся чистыми и яркими.
(Кликабельно) Благодаря пологости гор соседние гряды кажутся своими равнинами и мирами. Прямо такие горы из фильмов о Диком западе.
Это кстати, уже часть тех самых валлийских пустошей, от которых англичане отгораживались замками. С той стороны этой гряды сторожит долины суровый замок Каррег Кеннен.
Вот как они выглядят с его стороны:
Говорят, в сухую ясную погоду с вершин Маяков видны Бристольский залив и Кардифф.
Они должны быть где-то там, за горизонтом. В вечно зовущей дымке.
Венчают гряду Маяков две вершины - Corn Du (поменьше) и Pen y Fan (=Вершина пика, побольше). На сами вершинки подъем покруче.
Зато сами вершины плоские, хоть в футбол гоняй.
Вершина Corn Du (читается Корн Ди, возможно, переводится как Черный Рог).
Зато облака с них сдувает.
Дымка по центру - это именно сдутое с вершины облако.
Северный склон обрывистый и резкий, почти правильными полукруглыми амфитеатрами. Что делает еще более захватывающими виды отсюда.
(Кликабельно) Это вот Маяки и есть - ближайшая вершина - Pen y Fan. И отсюда далеко видно и огни, разожженные на этих вершинах видно и на южных склонах Черных гор и в Камбрийских горах и над Кармартеном.
Седловину между Корн Ди и Пен и Ван назыают «Трон Артура». Без него такие старые места обходиться не могут. Кстати, говорят, что огни на этих вершинах зажигали не только во время нападений, но и по большим праздникам, таким как коронация.
Сколько ни бываю в горах, столько захватывает дух от того, что можно увидеть с вершины. Только тут осознаешь весь простор и весь размах огромного мира - огромных гор и огромного неба. То, что никак не удается запихать в объектив фотоаппарата. То, что так и тянет снова и снова почувствовать и увидеть.
Пес и тот загляделся.
Но он-то местный. А у нас на следующий день был самолет из Лондона. Нужно было спускаться.
Все очень несложно - вниз вдоль отрога к Брекону.
В силу того, что северный склон куда круче южного, спускаться к Брекону проще, чем от него подниматься.
Со спуском трава становилась зеленее, а снега было все меньше.
Пока мы не вышли на выгоды, пронзительно зеленые. Будто и не было никакого снега совсем только что.
А оттуда уже попали на дорогу к Брекону, обсаженную зарослями остролиста так, что кругом почти ничего уже не видно
Тот самый остролист. Он же падуб.
Только иногда изгороди становились ниже, словно заботясь, чтобы градус живописности не слишком падал.
Это не просто почтовый ящик. А целый post office - почтовая контора!
Стол для чаепития на лужайке…
Но так и тянуло обернуться назад и все казалось, что поднимающиеся склоны вернут то ощущение простора, которое было наверху.
С обратной дорогой нам повезло - на полпути от склона до Брекона остановилась попутка, и доброжелательная женщина подвезла в центр города. Того самого Брекона, из которого так хорошо видны горы. И который куда более захватывающе виден с их вершин.
В Брекон или на остановку Storey Arms (район Glyn Tarell) ходят автобусы. Их не так много, но если спланировать маршрут заранее, вполне достаточно.
Расписание автобусов и электричек можно найти на превосходном сайте http://www.traveline-cymru.info/ через поиск маршрута по конечным точкам.
Важно, что на Брекон можно попасть из Кардиффа, например, и через Abergavenny (куда ходит электричка), и через Merthyr Tydfil. А вот к Storey Arms из Кардиффа только маршрутами, следующими через Merthyr Tydfil.
Также важно иметь в виду, что это в России на снег всем наплевать. Тут же из-за снега может сильно измениться расписание автобусов, а некоторые быть даже отмененными. Причем поезда могут встать совсем. Автобусы в непогоду считаются более надежным средством сообщения.
На Brecon Beacons ведут два коротких и доступных направления - от города на юг и от перевала с автобусной остановкой Storey Arms.