До WW2 и периода
WW2
советский двигатель
использовался в самолётах
оригинал
М-85, М-87Б,
М-88
Ил-4, И-180, Су-2, ДБ-3, ДБ-3Ф, Ли-2
(частично)
Gnome et Rhone
14-N
(модификация 114 построена
для СССР на харьковском
заводе № 29)
(Франция)
M-25, M-63, M-64
И-16, И-153, И-15, И-15бис
Curtiss-Wright
R-1820-F3
(США)
М-62 (АШ-62ИР), АШ-82
И-153, И-16, Ан-2, Ли-2, Ту-2, Пе-8
(частично),
Ла-5, Ла-7, Ил-12, Ил-14, Ми-4
Curtiss-Wright
R-1820-Cyclone 9
(США)
M-100, M-103,
М-105П, М-105Р
Як-1, Як-1Б, Як-3, Як-7Б, Як-9,
ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Як-4, Ар-2, Ер-2
Hispano-Suiza
12-Y
(Франция)
М-22
И-16, И-4, И-5, К-5, Сталь-3, ХАИ-1
Bristol Aeroplane Company
Bristol Jupiter
(Англия)
М-17, М-38
ТБ-3, К-5, АНТ-9, также танки БТ-7, Т-35
BMW
BMV VI
(Германия)
Сходная картина наблюдалась также в других авиационных узлах, а также в
оборудовании для производства самолётов, которое массово поставлялось из США,
фактически целые заводы по производству американской техники возводились в СССР
Соединёнными Штатами.
Генри Уоллес после посещения авиазавода в Комсомольске заметил:
“Авиационные завод [в
Комсомольске], на котором выпускаются штурмовики
[Ил-2], обязан своим
существованием и своей продукцией Соединённым Штатам. Все станки, всё
оборудование и алюминий поставлены из Америки... Он выглядит как старый завод
Боинга в Сиэттле”.
Периода после
WW2
советский двигатель
использовался в самолётах
оригинал
РД-10
МиГ-9, Як-15, Як-17, Як-19,
Су-9, Ла-150, Ла-152, Ла-154,
Ла-156, Ла-160
Jumo-004
РД-20, РД-21
МиГ-9
BMW-003, BMW-003C
РД-45 (ВК-1)
МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщик Ил-28, Ту-14
Rolls-Royce Nene
ВК-2Я
МиГ-17
Rolls-Royce Nene
ВК-5 (М-205)
МиГ-19
Rolls-Royce Tay,
Rolls-Royce Derwent
АШ-73
Ту-4, Ту-70
Wright 18-цилиндровый
(переработка)
НК-2М
Ан-8, Ту-91
Юнкерс 022
ТВ-2Ф (ТВД-022Б),
ТВД-1, 2ТВ-2Ф
проект 94 (модификация Ту-4),
первый прототип Ту-95
группа депортированных немецких инженеров
Юнкерс-BMW под руководством Фердинанда Бранднера
(быв. тех. директора завода Юнкерс в Дессау),
в развитие двигателя Юнкерс 022
АМ-3М
Ту-104, бомбардировщик Ту-16
группа депортированных немецких инженеров
Юнкерс-BMW под руководством Фердинанда Бранднера
НК-12/НК-12М
Ан-22 “Антей”,
Ту-114, бомбардировщики Ту-20, Ту-95, Ту-142,
радиолокционный самолёт Ту-126, экраноплан
“Орлёнок”
группа немецких инженеров Юнкерс-BMW,
под руководством
доктора Альфреда Шайбе (бывшего главного конструктора
воздушно-реактивных двигателей фирмы «Юнкерс»)
и доктора Престеля (BMW)
РД-45 изготовлялся из сплавов Nimonic-80 и
Nimonic-75 (торговая марка Henry
Wigging and Co., Бирмингем) разработанных в
1940 г. Mond Nickel. Состав
сплавов был опубликован английским Министерством Поставок как нестратегическая
информация.
* * *
P.S. По некоторым увтерждениям неясной достоверности и точности, видную роль в разработке Миг-15 играл
Зигфрид Гюнтер, ведуший конструктор Хейнкеля, который в октябре 1946 года в составе группы более 600 немецких специалистов был депортирован в СССР, где занимался разработкой самолётов первоначально в составе ОКБ Рессинга (ОКБ-2).