Украинство в перспективе русской культурной и социально-политической истории

Dec 27, 2020 11:56


Иногда русский национализм пытаются поставить на одну полку с украинским, эстонским и т.п.; де слон и мышь (или лев и червяк) -- это одно и то же. Мол, там и там -- живые организмы, так какая же между ними может быть разница?

Я пояснил кратко, какая:

«Русский национализм связан с великой высокой культурой. Русская нация по архитектуре представляет слепок с создателей русского проекта -- качественных культурных слоёв: от князей, бояр, княжих мужей, огнищан, мечников, тиунов, дружинников, епископов, летописцев и до русского дворянства и качественной интеллигенции.

Украинская нация по архитектуре представляет слепок с создателей украинского проекта -- нетрудовой низкокачественной полуинтеллигенции. Украинский национализм связан с отторжением от русской высокой культуры и попыткой замены её низкопотребным суррогатом, производящим низкокачественный антропологический материал».

Спрашивают в ответ:

«Наблюдение верное, но парадоксальное: в 17-18 вв. Малороссия была источником образованных кадров для России. Как же оно так повернулось»?

Рассказываю:

После политического разделения древней Руси в XIII ст. на её территории образовались два государства, московское и литовское (впоследствие соединившееся с польским государством).

Их раздельное существование привело к постепенному формированию двух редакций русской культуры: северо-восточной (или севернорусской, в московском государстве) и юго-западной (западнорусской или малорусско-белорусской).

В северо-восточной Руси русский народ сохранил свободу национального существования и культурного развития, в т.ч. культурно-самостоятельного развития древнерусской цивилизации. Северно-русская культура XIII-XVII ст. представляет аутентичное продолжение древнерусской культуры. Это развитие осуществлялось однако в крайне неблагоприятных внешних условиях непрестанных набегов кочевых народов и турецких вассалов, массового угона населения в полон, необходимости обширных жертв и затрат на оборону и на выкуп пленников, а также политической вражды со стороны западных соседей и пресечения ими связей московского государства с западно-европейскими странами.

Юго-западная Русь стала окраиной Польши, которая в свою часть была окраиной западного (в первую очередь, католического) мира. Развитие русской культуры в ю.-з. Руси было стеснено и подвержено деруссификации, полонизации и окатоличиванию. Формируемая культура обширно впитала западно-европейские влияния. Что в совокупности привело к образованию юго-западной редакции русской культуры. В культурном отношении, важнейшими стимуляторами дивергенции русской культуры на две редакции (с.-в. и ю-з.) были влияния западной культуры на западнорусскую и также, хотя сосредоточиваюшиеся в нескольких областях, но в них интенсивные, южнославянские влияния. Самостоятельная культурная ценность образовавшейся провинциальной культуры была невысока, но она была более пригодна как основа для европеизации.

В ходе Раскола и затем петровской (и послепетровской) политики европеизации центральное московское правительство задалось задачей унифицировать русскую культуру. Основной для унификации оно избирает западнорусскую культуру и проводит активную политику по подавлению и уничтожению севернорусской культуры. Севернорусская культура была, с применением против неё огромного насилия, вытеснена в Раскол и погибла там. Её осколки на рубеже XIX-XX вв. открываются искусствоведами и этнографами и осознаются как культурные ценности первостепенного ранга - от иконописи до эпоса (былин) до богословия (поморские ответы) - но к тому времени это были отсветы уже погибшей культуры.

Современная русская культура является непосредственным продолжением не уничтоженной севернорусской, а западнорусской культуры.

Продолжением, которое претерпевает дальнейшую западно-европеизацию (из провинциального проводника западно-европейских культурных влияния Польша скоро становится их преградой и отбрасывается в сторону, и русская культура входит в непосредственный интенсивный контакт с западно-европейскими) и универсализацию, но является тем не менее непосредственным продолжением западнорусской высокой культуры, с непрерывной тысячелетней историей: древнерусская культура -> западно-русская культура XVII ст. -> современая русская культура.

Для малорусов и белорусов современная русская (общерусская) является, поэтому, культурно-исторически, даже более национальной, чем для севернорусов.

* * *

Однако формируемое в 1880-х гг. на социальной базе низкокачественной полуинтеллигенции украинское движение провозглашает русскую культуру национально-чуждой малорусам.

Причина такого провозглашения связана с социально-классовым составом украинского движения, с его социальной природой. Украинское движение, задавшее архитектуру украинской нации, былы полуинтеллигентским. В этом отношении оно повторяло большевицкое движение. В обеих движениях основная масса его активистов и функционеров образовывалась полуинтеллигентами, а тонкий верхний управляющий слой состоял из небольшого количества качественных интеллигентов, но 3-го разбора качества (Ленин и Грушевский являют характерные в этом отношении фигуры), решивших проехаться на полуинтеллигентском стаде и сделать на нём карьеру, т.к. в рамках качественной интеллигенции завидная карьера им, по малоталантливости, не светила.

Целью полуинтеллигенции (точнее, её определённой фракции: нетрудовой низкокачественной полуинтеллигенции [1] -- далее говоря о "полуинтеллигенции" мы для краткости имеем в виду именно эту фракцию, а не полуинтеллигенцию в целом) являлось уничтожение качественного культуроносного слоя и захват его места в социальной стратификации. Нетрудовая низкокачественная полуинтеллигенция не имела шансов в конкуренции против качественного культурного слоя на меритократических основаниях. Однако было возможным уничтожить качественный слой физически и захватить его место. С идеологической стороны, для этого требовалось провозгласить истинным представителем народа не качественный культурный слой (как якобы "чуждый народу"), а полуинтеллигенцию. Такое провозглашение было направлено на делигитимацию претензий качественого культуроносного слоя на его положение в обществе, на установление контроля полуинтеллигенции над низовыми массами, и на употребление низовых масс в качестве тарана и пушеченого мяса в руках полуинтеллигенции против качественного культурного слоя, прежде всего -- против качественной интеллигенции, как наиболее численной части культуроносного слоя. Эта программа и является основным содержанием большевицкого и украинского движений, как двух фракций полуинтеллигентского движения.

* * *

Описания социальных или политических революций в сугубо классовых терминах являются, конечно, заведомо ограниченными и передают лишь часть более сложной картины, но эти описание небессмысленны, т.к. высвечивают осевую природу события.

В классовом отношении, февральская революция являлась интеллигентской -- представляя захват власти качественной интеллигенцией.

Большевицкая революция не была, разумеется, никакой "рабочей" или "рабоче-крестьянской". Ни рабочий класс, ни крестьянство не составляли направляющих сил б-зма и не приобретали посредством б-зма власть. Большевицкая революция была, в классовом отношении, полуинтеллигентской -- точнее, как упомянуто выше, революцией нетрудовой низкокачественной полуинтеллигенции.

Гражданская война 1918-1921 гг. была, в классовом отношении, войной полуинтеллигенции против интеллигенции (низкокачественной нетрудовой полуинтеллигенции против качественной интеллигенции), каковые и стали "алой и белой розой" гражданской войны в России. Полуинтеллигенция вела войну не против буржуазии. Русская буржуазия была ничтожна по численности, не играла почти никакой роли в белом лагере, и не являлась наиболее непосредственным врагом полуинтеллигенции -- таким непосредственным и основным врагом являлась качественная интеллигенция, против которой полуинтеллигенция и вела войну.

* * *

Задолго до ведения войн, подготавливаются обеспечивающие их идеологемы движений. У полуинтеллигентского движения, включая его большевицкую и украинскую фракции, таких центральных инструментальных идеологем было две:

1) Верхи должны быть уничтожены как классово-чуждые низам, "ненародные".

2) Верхи должны быть уничтожены как национально-чуждые низам, и также поэтому "ненародные".

Обе темы составляли идеологические опоры полуинтеллигентского движения в различных его фракциях, включая большевизм и украинство.

Так, в большевизме тема (1) очевидна, но не менее эксплицирована и тема (2) провозглавшавшая высокую культуру чуждой народным массам (см. ленинскую доктрину "о двух культурах").

В украинстве очевидна тема (2), но не следует забывать, что практически все созукраинцы, за буквально единичными исключениями, по совместительству являлись социалистами.

Все фракции полуинтеллигентского движения, включая большевицкую и украинскую, сидели на обеих стульях.
Обе идеологические темы, сращены и взаимодополняют друг друга, и украинство структурно и программно является большевизмом с галушками.

Высокая культура ассоциировалась с культурными и социальными верхами -- дворянством и качественной интеллигенцией, была их маркером. Именно поэтому полуинтеллигенция (нетрудовая низкокачественная полуинтеллигенция) и провозгласила высокую культуру национально-чуждой народным массам.

В большевизме это провозглашение обрело форму ленинской доктрины "двух культур".

В украинстве оно обрело форму объявления русской культуры "москальской" и национально-чуждой "украинскому народу".

* * *

В классовом (социально-структурном) аспекте, идея украинства состоит в уничтожении качественного русского (в т.ч. южнорусского) культурного слоя и инсталляции на его место низкокачественной полуинтеллигенции.

Культурная программа украинства состоит в отчуждении южнорусских масс от общерусской культуры, пресечении культурной преемественности к русской культуре, включая таким образом преемственость к западнорусской (малорусско-белорусской) культуре XV-XVII ст. -- посредством как физического и индоктринационного отчуждения, так и воспитания ненависти ко всему русскому, так и создания низкокачественного суррогата на месте верхнего слоя культуры. Мусорного суррогата, какой единственно под силу создать серой посредственности инсталлированной на место уничтоженного качественного культуроностного русского/южнорусского слоя.

Языковая программа украинства состоит в создании новоукраинского языка отчуждённого от ц.-с. слоя лексики и максимально зачищенного от общерусского лексического слоя, с замещением верхних лексических слоёв низкокачественным суррогатами.

Нетрудно видеть, что все три грани украинской программы симметричны и предусматривают уничтожение качественных верхних слоёв с замещением их низкокачестенным материалом.

Эта семиотически любопытная конструкция (симметричного социально-культурно-языкового трёхгранника, в котором все грани симметричны друг другу) неудивительна, т.к. движителем формирования языковой и культурной грани служила социальная грань -- стремление низкокачественной соз.-украинской (т.е. сегмента южнорусской) полуинтеллигенции захватить верхние места в социальной стратификации. На что соз.-украинская полуинтеллигенция не могла расчитывать в открытой культурной конкуренции с качественной южнорусской интеллигенцией на меритократических основаниях, и чего она могла добиться лишь раскроив топором голову качественного конкурента. Самим украинцам этого, скорее всего, не удалось бы добиться, но эту программу по своим соображениям решили осуществить б-ки, т.к. их ключевое ядро образовывалось нерусскими этнонационалистами, прежде всего еврейскими, для которых вопрос осблабления и расчленения порабощённого ими русского народа был первостепенным вопросом укрепления и удержания узурпированной ими власти. В качестве инструмента б-ки задействовали украинские наработки и самих украинцев. (Так, для обеспечения украинизации, советское правительство импортировало из Галичины 50 тыс. кадров).

Украинская нация, таким образом, по фундаментальной её архитектуре (социальной, культурной, языковой) представляет слепок с низкокачественной созукраинской полуинтеллигенции -- тот продукт, который последняя единственно была способна породить, по своим незавидным качествам, и в рамках борьбы за уничтожение качественных культурных и антропологических элементов.

Нетрудно также видеть параллель между большевистской и украинской программами. Обе были направлены на уничтожение качественного культурного слоя и замещение его низкокачественной полуинтеллигенцией. Обе программы в видах такого замещения провозглашали качественный культурный слой якобы "чуждым" народу. Б-ки провозглашали качественный культурный слой чуждым классово, что Ленин дополнил доктриной "двух культур" и провозгласил его чуждым также культурно: культура П.И. Чайковского и А.С. Пушкина, по Ленину, чужда трудящимся. Украинцы провозглашали то же самое. Совершенно неслучайно, что созукраинцы ан масс одновременно являлись социалистами.

Большевизм и украинство являлись фракциями русского полуинтеллигентского движения 19-20 вв., и структурно одинаковы, отличаясь лишь акцентами и окрасом ("украинство = большевизм с галушками").

Будучи по фундаментальной конструкции антагонистичной южнорусскому качественному культурному слою -- как в культуре, так и в социальном измерении -- архитектура украинской нации задала неизбежность её деволюции.

* * *

Украинство (равно и большевизм) -- вполне классовое явление вырастающее из классового антагонизма низкокачественной полуинтеллигенции к качественному культурному слою, прежде всего к качественной интеллигенции как наиболее непосредственному конкуренту.

Русское и украинское поэтому, по своей природе, соотносятся не по горизонтали, а по вертикали. Украинство представляет попытку сделать это деление горизонтальным, но эта попытка достижима лишь через уничтожение в украинской популяции всех антропологически-качественных элементов. Пока такие элементы остаются, они будут вотировать за русскую культуру против украинской. После их уничтожения украинская популяция будет долгосрочно обречена на устранение в ходе естественного отбора.

Что до б-зма, то происходящее в нём определялось разумеется не конфликтом по линии пролетариат vs. буржуазия, но по линии низкокачественная нетрудовая полуинтеллигенция (определённый сегмент полуинтеллигенции) vs. качественная интеллигенция. Б-цкое движение было не пролетарским, а полуинтеллигентским, а б-цкая социальная революция была по своей социальной природе, разумеется, не "пролетарской" и не "рабоче-крестьянской", а полуинтеллигентской. Белой и алой розами гражданской войны в России были не буржуазия и пролетариат, а качественная интеллигенция и низкокачественная нетрудовая полуинтеллигенция.

Основной определивший развитие событий конфликт пролегал по линии дифференциации не в обладании имущественным капиталом, но по линии обладания культурным капиталом (каковое затем модулировало и статусно-имущественную дифференциацию). Конфликт был преобладающим образом натянут не между верхними и нижними слоями, но сосредоточен в промежутке между низко-средними (полуинтеллигентскими) слоями и слоями культурно выше их.

Если интерпретировать культурный капитал как форму актива подобную другим видам капитала, то конфликт описывается даже (расширенной указанным образом) марксистской схемой, хотя, разумеется, нет непременной нужды описывать его именно таковой.

Полезные тексты:

Н.С. Трубецкой, "К украинской проблеме"
http://oboguev.net/af/images/nstukr.htm

См. тж. Н.С. Трубецкой, "Общеславянский элемент в русской культуре"
http://oboguev.net/af/images/nstslav.htm

[1] О значении понятия см. https://oboguev.livejournal.com/6341806.html?thread=14995374#t14995374
Previous post Next post
Up