Самое государственно-актуальное для англичан искусство -- это детектив.
* * *
На днях я посмотрел фильм об обманной операции английских спецслужб накануне высадки в Сицилии (1943).
https://en.wikipedia.org/wiki/Operation_Mincemeathttps://en.wikipedia.org/wiki/William_Martin_(Royal_Marines_officer)
Дабы убедить немцев в том, что высадка планируется в совсем другом месте и в другое время, с английской подводной лодки был выброшен труп, который приливом должно было вынести на берег. Труп изображал якобы английского офицера, утонувшего после того как перевозивший его штабной самолёт потерпел крушение. К руке "офицера" был пристёгнут чемоданчик с штабными документами. Документы были самые настоящие, высшего английского качества -- т.е. поддельные.
Труп был выброшен не в немецких водах, а в водах нейтральной страны (Испании), но с расчётом на то, что испанские органы прежде чем вернуть тело и документы "неоткрытыми" обратно Англии, тайно дадут возможность ознакомиться с ними немецкой резидентуре. Дабы убедиться, что всё пойдёт по писаному в английском сценарии, английские агенты в Испании следили в эти дни за немецкой резидентурой и её передвижениями.
Чтоб сделать личность "офицера" более правдоподобной, и в расчёте на то, что немцы займутся её проверкой (немцы и занялись), "офицеру" была сочинена биография и жизнь. В рамках составления биографии, люди с литературными дарованиями из интеллигентных служб его величества сочинили "офицеру" даже историю его любви и написали проникновенные любовные письма, которые вложили ему в карман. Вложили и фотографию возлюбленной, для каковой фотографии была снята одна из интеллигентных писательниц (на чём дело потом чуть не погорело, когда немцы занялись проверкой).
Операция прошла успешно. Перехват немецких шифровок подтвердил, что немцы поверили в "офицера", а вскоре пришло и непосредственное подтверждение -- английские войска не встретили значительного немецкого сопротивления в действительном месте высадки.
* * *
Некоторые детали операции всплыли после войны, но тщательно цензурированные. Изданная в 1953 году книга изображала операцию как одиночную и скрывала организованную программу стратегического обмана, в которой операция была лишь звеном. Некоторые дополнительные детали были обнародованы лишь в 1977 году, а большее их количество -- только в 2000-х.
Имя человека, чей труп был использован для "офицера", было раскрыто лишь в 1998 году, и тогда же на его могиле в Испании был установлен памятный знак с его настоящим именем. 55 лет спустя.
* * *
Нежелание английских компетентных служб его (и затем её) величеств привлекать избыточное внимание к операции и раскрывать детали операции, их стремление выдать её за одиночную, бросает свет на то, что ясно и без этого света. Английские интеллигентные службы, разумеется, не имели ни малейших оснований отказываться от систематического использования столь успешной технологии -- создания ложных историй и ложных нарративов.
Не всё в ложных историях ложно. Труп, например, может быть вполне настоящим. Но его происхождение, жизненная история и причина смерти -- инаковыми, чем предлагает нарратив.
* * *
Боевое применение английскими интелигентными службами оной технологии -- технологии классического английского детективного романа, используемой для написания ложного нарратива -- мы не раз наблюдали в недавние годы.
Выдающий её иногда знак -- это характерно-литературное построение нарратива в классическом духе английского детектива.
Люди обладают ограниченной способностью к рефлексии и ограниченными кросс-культурными горизонтами, и не всегда улавливают, что естественное для них -- неестественно для других. Так, например, организаторов убийства Немцова легко определить даже не по девчыне-наводчице, а по тому, что на территории СНГ и далее на Запад до Мадрида есть лишь одна спецслужба обладающая высокой квалификацией и опытом в части организациии ликвидаций, позволяющими успешно провести ликвидацию в околокремлёвской зоне особого наблюдения. И одновременно умственно неспособная предсказать почти очевидное -- что убийство Немцова не приведёт ни к каким политическим возмущениям, и не достигнет значимой цели. Спецслужба, обладающая этим уникальным сочетанием качеств, называется СБУ.
Аналогично, и британским писателям трудоустроенным в интеллигентных службах, не всегда просто проконтролировать себя со стороны и понять, что естественное для них построение событий и нарратива в духе английского детектива естественно только для них, но для людей из иных культур неестественно. И что поэтому якобы-развитие событий в характером духе английского детектива является отчётливым знаком, что нам предлагается нарратив написанный британскими писателями из интеллигентных служб.
Например, когда в Лондоне умирает изгнанник отравленный экзотическим ядом, заставляющим людей радиоактивно светиться, что твоя баскервильская собака.
Или вторая часть сериала: когда в Лондоне почти-умирает изгнанник отравленный другим экзотическим ядом, добываемым лишь в Индии, причём в изгнанника им плюют стрелой кураре из духовой трубки, как в романах Конан-Дойля. И впридачу ещё исчезает кот.
Или третья часть: в которой действие переносится в Индию, где тем же ядом отравляют местного племенного царька, намазав яд ему на подштанники.
Сюжеты с литературной точки зрения хорошие, слов нет, читать увлекательно.
Но на них стоят жирные отпечатки пальцев авторов.
Для дела поэтому может показаться, что отделывать произведение надо тщательнее, чтобы оно выглядело менее литературно.
Но можно войти и в положение британских писателей.
Во-первых, если писать менее литературно, то роман читать не станут, и он не возбудит читательского внимания и не произведёт требуемого эффекта.
А во-вторых, есть же и собственная природа писателей, законы жанра национальной литературы, которые просто так не прейдёшь.
* * *
P.S.
Исторически, деятельность английских интеллигентных служб по созданию фальсифицированных нарративов прослеживается как минимум до Даниэля Дефо, который был выпущен из тюрьмы в 1702 году под условием, что по заданию внутриполитической разведка вигов он станет писать и печатать подложные памфлеты якобы от имени тори. И, видимо, это уже тогда было не новшеством, и техника была отлажена ещё раньше. То есть английский газон, на котором выросли рОманы Литвиненко - Скрипаля - Навального etc. постригали даже больше 300 лет.