Секс в СССР?

Apr 16, 2016 23:00


Вспомните королеву бензоколонки, укротительницу тигров или студентку, медленно раздевающуюся во время чтения конспекта в киноновелле Леонида Гайдая «Наваждение». Cамобытная традиция советской эротики вне критики режима, если присмотреться, не так далека от американской или, скажем, итальянской.




Провокационные, будоражащие воображение своей сексуальностью женщины разместились на советских плакатах.
Восхитительные иллюстрации, сочетающие в себе стилистику социальных плакатов времен СССР и американских постеров 60-х годов в стиле пин-ап.




В классическом пин-апе действуют, так называемые, фигуры умолчания: здесь нам открылся кружевной бюстгальтер, а эта девчонка в форме официантки и вовсе одета - но, кажется, она веселого нрава, судя по ее взгляду. Эти намеки на чувственное и есть самое волнующее в подобных иллюстрациях. Благодаря целомудренности образов эстетику пин-ап быстро освоили под свои нужды производители рекламы - именно с тех времен до наших дней тянется порочная традиция подмигивающих полуобнаженных девушек на рекламных плакатах чего угодно: от прохладительных напитков до фановых труб.




Далее история пин-апа существенно аукнулась в американском поп-арте, осмыслявшем язык и образы жестокого мира, не желающего видеть в человеке никого иного, кроме потребителя.



Советский пин-ап - явление вполне себе органичное и вписывающееся в традицию соц-арта - специфического направления русского искусства, которое, впрочем, поторопились похоронить в 90-е вместе с постмодернизмом. Генетика явления исходит из следующих предпосылок: в то время как гражданину США на каждом шагу подмигивала красотка, предлагая освежиться, побриться или заглянуть в закусочную, советскому человеку с плакатов грозили пальцем суровые женщины, милиционеры и пожарники читали наставления, а давно умершие вожди транслировали ценности коммунистической партии.



В конце 80-х прогрессивные художники соц-арта, побывавшие в США, начали творческий эксперимент по скрещиванию чуждых друг другу художественных традиций: материального поп-арта, покоящегося на производстве товаров и языке рекламы, и предельно мифологизированного и идеологизированного социалистического реализма.




Итогом и стало появление ироничного соц-арта, не признающего идеологий, условностей и кумиров, будь то модель или седобородый философ. Художники соц-арта эротизировали социалистический реализм: обратили внимание на эрегированные соски полногрудых колхозниц и совершили жуткое святотатство, раздев вождей - вся эта вакханалия вторила перестроечному угару, и сегодня вспоминается смутно и даже неохотно.




Валерий Барыкин интуитивно является последователем этой традиции. Сам он попеременно увлекался соцреализмом и всерьез полюбил американскую иллюстрацию, особенно художника Нормана Роквелла, работавшего с The Saturday Evening Post. Первый опыт скрещивания слогана советского назидательного плаката с американской ретро-красоткой оказался настолько успешен, что, благодаря перепосту, ироничные плакаты Барыкина быстро распространились в сети и докатились до кураторов, работающих с наследием тех самых соц-реалистов. Работы Барыкина прокатились по российским фестивалям и побывали в программе 4-й Московской биеннале современного искусства.




Валерий Барыкин родился в 1966 году в городе Иваново в семье военного. Сказались строгое воспитание отца и юность с советской пропагандой и пробивающимися из-за кордона заманчивыми картинками американского образа жизни. Образование художник получил в Нижегородском политехническом университете по специальности «театральный художник». С середины 1990-х годов пробовал себя в живописи, графике, полиграфическом дизайне, а с 2000-х стал активно разрабатывать и развивать стилистику «советского пин-апа».



Валерий работает при помощи заготовок: находит фото из ретрогазет, а затем складывает их по теме и замыслу. Также часто использует фотографии собственного производства: моделями зачастую служать друзья художника.




Своими шаржами Валерий Барыкин утверждает, что хоть в СССР официально секса не было - место для эротики находилось всегда. Женщины на его принтах часто напоминают советских кинозвезд, таких как Людмила Гурченко и Наталья Фатеева.




Сегодня проект «Советский пин-ап» это, прежде всего, ретро, не обремененное критикой режима или культурных ценностей. Барыкин работает с самобытной традицией советской эротики, которая, если присмотреться, не так далека от американской или, скажем, итальянской. Вспомните королеву бензоколонки, укротительницу тигров или студентку, медленно раздевающуюся во время чтения конспекта в киноновелле Леонида Гайдая «Наваждение». Мир Барыкина, собственно, и напоминает комедии Гайдая.



Насыщая работы массой бытовых деталей, художник погружает зрителя в идиллическое советское безвременье, где из транзисторного приемника льется жизнеутверждающая песня в исполнении Муслима Магомаева. Непьющий шофер, вполне себе реалистичный, с гордостью преподносит зарплату жене-красавице, а пассажирам «Аэрофлота» стройная стюардесса предлагает отведать эклеры с масляным кремом, которые обязательно следует запивать лимонадом дюшес.




Часто так бывает, все вроде замечательно, но чего-то не хватает, каких-то эмоциональных переживаний, впечатлений. И не могу сказать, что в мире социалистического реализма пин-апа все это время не хватало. Это смешно. Может быть, не хватало знаний, информации за символическим железным занавесом, в частности, не хватало визуальной информации. И только набрав необходимый мне багаж этих знаний и прожив какое-то время с ним, я смог сгенерировать уже что-то свое. И, кстати, то, что вышло, было сюрпризом для меня самого.




Мы живем не в эпохе пин-апа, весь этот ажиотаж основан, скорее, только на ностальгии. Мне же приятно просто вспоминать уходящие эпохи, смотреть картинки, плакаты и фильмы, как американские, так и советские, слушать музыку, собирать картинки, придумывать плакаты, выполняя какой-то свой социальный заказ. А перенимать хотелось бы технику, мастера были действительно виртуозные.




Советские плакаты - это уникальный прием добраться до людей, заставить их реагировать, впечатляться, возмущаться и, наконец, что-то делать. Плакаты яркие и запоминающиеся, даже самые смешные и нелепые. Часто их нелепость, навязчивость, надоедливость и подталкивают меня к созданию своего юмористического римейка.




Мне кажется, любые современные реалии можно адаптировать под тот или иной стиль, лишь бы присутствовало умение и художественное чутье художника. А это нарабатывается каждодневным трудом.
















Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)

Россия, Иллюстрация

Previous post Next post
Up