У
прогремевшего в прошлом году, - и, собственно говоря, продолжающего погромыхивать по сей день, - американского (а с некоторого времени и международного) движения «Блэйк живет важно»... ну, в смысле «Жизни черных важны»... в общем, есть у этого движения одно свойство, которое даже не особо-то скрывается, но интеллигентные поклонники данного движения, естественно, его «не замечают». Заключается оно в том, что в данном движении объединились два расизма: «грубый» расизм его чернокожих участников, - и утончённый расизм примкнувших к нему представителей белой расы.
С «черным» расизмом, полагаю, всё более-менее ясно: чернокожие участники движения провозглашают, что «жизни черных» более «важны», чем жизни представителей других человеческих рас, - и пытаются этакое представление о жизни, так сказать,
утверждать делом. Вполне возможно, Вы, товарищ Читатель, уже хотите мне возразить, что, мол, «никакой это не расизм», «они угнетенные и имеют на это право», - и, в качестве обоснования, привести известные слова Ленина... если такое желание у Вас возникло, то прошу: наберитесь терпения и дочитайте до конца, об этом ещё будет разговор.
Что же касается «белых» участников движения, то они, по моим наблюдениям, делятся на две части... не берусь оценивать, какая из них количественно преобладает, но важны они обе. Одна часть - это представители левой общественности, очень искренне считающие себя «воинствующими интернационалистами». Наиболее сознательные и теоретически подкованные из них «обосновывают» своё поведение ссылками на национал-мазохистские «выводы» Ленина (
сделанные в предсмертном состоянии), - менее сознательные приходят к примерно тем же «выводам» самостоятельно. Другая - это вполне буржуазная публика (интеллигенты и «прогрессивные» капиталисты), которая никаких «революций» не хочет... но движение поддерживает.
Вот у этой самой буржуазной публики, примкнувшей к движению, тот самый утончённый «белый» расизм, о котором я говорил в самом начале, - почти что бросается в глаза. Прямо её представители такого, естественно, не говорят, но всё их поведение вполне чётко говорит вместо ртов: «Пускай обезьяны скачут по улицам, круша, ломая и поджигая, - им положено, у них уровень развития такой, больше они все равно ни на что неспособны, - а мы, тем временем, будем, как и положено полноценным цивилизованным «белым» людям, обделывать под прикрытием этого «управляемого хаоса» свой собственный бизнес». Примечательно, что очень похожее поведение показывают...
русские либералы, когда речь идёт об «Украинском вопросе» (а теперь к нему добавился «Белорусский вопрос», подход к которому у либеральной интеллигенции оказался точно таким же): полное, самое горячее одобрение грязного «народного восстания» там, - навязчивое требование «только мирного протеста» и исключительно «культурного поведения» здесь, дома (вплоть до одобрения репрессий против «радикалов»).
Однако, если приглядеться, то станет заметно, что и левой общественности, включившейся в борьбу, свойственно то же самое. За «ленинским» национал-мазохизмом, стремлением «унизить» свою нацию для того, чтобы «искупить» преступления, совершавшиеся, когда она находилась в положении нации-угнетательницы, - скрывалось желание полностью освободить эту нацию («не может быть свободен народ, угнетающий другие народы») в условиях, когда полное освобождение всех наций ещё невозможно, освободить её за счёт других (прежние угнетённые становятся в положение «возмещающих угнетателей», то есть не получают свободы), через практику «политического мазохизма» возвеличить её над всеми. В конце XIX - начале XX веков национал-мазохистские настроения довольно широко распространились среди русской интеллигенции, - и они представляют собой особую разновидность великорусского национализма. Отголоски таких настроений, если хорошо поискать, можно найти в творчестве Толстого, а у Достоевского и выискивать ничего не нужно, достаточно открыть «Дневник писателя»:
«
Выгода России именно, коли надо, пойти даже и на явную невыгоду, на явную жертву, лишь бы не нарушить справедливости. Не может Россия изменить великой идее, завещанной ей рядом веков и которой следовала она до сих пор неуклонно. Эта идея есть, между прочим, и всеединение славян; но всеединение это - не захват и не насилие, а ради всеслужения человечеству. Да и когда, часто ли Россия действовала в политике из прямой своей выгоды? Не служила ли она, напротив, в продолжение всей петербургской своей истории всего чаще чужим интересам с бескорыстием, которое могло бы удивить Европу, если б та могла глядеть ясно, а не глядела бы, напротив, на нас всегда недоверчиво, подозрительно и ненавистно (...)
После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь. Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания - вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению, в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом, в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества»
Национал-мазохизм - это не интернационализм (тем более интернационализм пролетарский), хотя с интернационализмом он «совмещается», конечно же, несколько лучше, чем великорусский шовинизм («национал-садизм», грубый национализм). Всё то же самое можно сказать и о нынешнем «расовом мазохизме» белой левой общественности: по понятным причинам «белые» левые, принадлежащие к расе, представители которой в прошлом угнетали представителей других рас (и ныне, кое-где, продолжают угнетать), испытывают комплекс вины, - и пытаются избавиться от этого психологического комплекса, используя прислушивающихся к ним представителей других рас, как своё послушное орудие. «Белые» левые разжигают «грубые» расистские настроения среди чернокожих... для того, чтобы психологически удовлетворить себя за их счёт.