Жил да был на свете даровитый советский режиссёр Владимир Бортко... один из многих советских режиссёров, не самый лучший но и далеко не самый худший.
Во времена "перестройки" Бортко снял фильм "Собачье сердце", - не лучшее кино по не самой лучшей пьесе Булгакова. Коммунисты Советского Союза, в большинстве своём, стали его (и фильм, и режиссёра) тихо ненавидеть (потому что находились в
сильнейшей обратной зависимости от телевизора, а по телевизору этот фильм показывали очень часто).
Потом СССР развалили, прошло много лет, и Бортко... вступил в ряды Партии Зюганова. После этого часть коммунистов (те, которые имели отношение к Партии Зюганова) стала Бортко уважать, а остальные (состоявшие в других коммунистических партиях) стали его ненавидеть ещё сильнее.
В 2009 году на экраны вышел фильм означенного Бортко "Тарас Бульба" - весьма достойная экранизация классической повести Гоголя. Ленинградские коммунисты, находившиеся тогда в процессе размежевания с Партией Зюганова,
писали вот так
о фильме и его авторе: "Настоящий большой художник, Бортко пришел к осознанию исторической правоты марксизма, вступил в КПРФ, яростно и горячо отстаивает партийные идеалы. Его участие в предвыборных теледебатах принесло КПРФ немало голосов колеблющихся избирателей (...) Коммунисты города на Неве не случайно выбрали тов. Бортко на 13 съезд КПРФ - авторитет в парторганизации он набрал быстро. Но делегатом ему стать было не суждено - полномочия Бортко были отменены президиумом ЦК вместе с другими представителями Ленинграда (...) Сейчас Владимир Бортко - член Санкт-Петербургского горкома КПРФ, и своей принципиальной позиции он не изменил. Для него важен дух товарищества, борьба за правду, за честь и человеческое достоинство. Не этой ли теме в значительной степени посвящен его взорвавший кинопрокат фильм «Тарас Бульба»? Случайно ли на мировую премьеру этого фильма Бортко пригласил трех несправедливо исключенных из партии ленинградских коммунистов - Федорова, Молодцову, Борзенко? Вопросы риторические".
Но были тогда в Ленинграде и другие коммунисты, которые к тому времени уже давно размежевались с Партией Зюганова. Один из них, подписавшийся Т.Викторов (злые языки говорят, что под этим псевдонимом укрывается Виктор Тюлькин),
написал на фильм Бортко
разгромную рецензию: "Конечно, глупо пытаться каким-либо образом с позиций сегодняшнего дня обсуждать, а тем более осуждать национально-патриотические взгляды Гоголя, отраженные в произведении, написанном в 1842 г., то есть ещё до выхода в свет Манифеста Коммунистической партии. А вот понять, что же всё-таки собирался показать современникам и какой эффект получить член КПРФ В. Бортко, нам бы очень хотелось (...) скорее всего, режиссёр-постановщик "Собачьего сердца" вместе с нынешними руководителями КПРФ не видят, не верят в силу русского пролетариата. Тема его героической борьбы в революции, в Гражданской войне, в том числе победа над интервентами четырнадцати иностранных держав, с их точки зрения недостаточно подходит для пробуждения русского патриотизма" (то есть, Бортко, по Викторову, надо было "для пробуждения русского патриотизма" экранизировать Фурманова, а он, нехороший человек, взял да экранизировал Гоголя).
Впрочем, ни у автора рецензии Т.Викторова, ни у редактора газеты РКРП-РПК "Трудовая Россия" В.Тюлькина не хватило смелости ознакомить читателей этого издания с
полной версией означенной рецензии, - она была размещена только в Интернете, для молодёжи. В этой
полной версии В.Тюлькин... то есть, извините, Т.Викторов дал себе волю: "В своих интервью Бортко сам подчёркивал, что его целью является заставить людей задуматься о высоком смысле жизни. С его слов поступок Андрия вызван не просто всепоглощающей любовью к прекрасной панночке, а отражает более широкое социальное явление. Его предательство вызвано прельщением чужим, более красивым и уютным образом жизни. Якобы, это отражено в фильме через выход подземного хода прямо в костёл, в котором Андрий поражается его красотам, убранству, органной музыке. Отметим, что, во-первых, у Гоголя мысли о меркантильности Андрия нет. Напротив, он неоднократно подчёркивает всепоглощающую и всё определяющую страсть Андрия к красавице, которую он боготворит: « … Вижу, что ты - иное творение Бога, нежели все мы … мы не годимся быть твоими рабами, только небесные ангелы могут служить тебе«. И в последующем, принимая решения, у Гоголя Андрий вывел основную формулу «Отчизна моя - ты!» Да и умер Андрий, шепча имя не матери, не родины, а прекрасной полячки. Таким образом, Бортко явно пытался хоть чуть-чуть, но политизировать, осовременить Гоголя. Однако, с нашей точки зрения, режиссёру не удалось в фильме сколь-нибудь убедительно или даже понятно, наделить Андрия какими-либо корыстолюбивыми мотивами поведения" (то есть, Бортко, вопреки собственным желаниям, следовал Гоголю).
Вообще, - если немного отвлечься от темы эволюции отношения коммунистов к режиссёру Бортко, - довольно странно, что в "Тарасе Бульбе" почти все увидели исключительно "патриотическое кино", а политолог Викторов пошёл ещё дальше, приписав "национально-патриотические взгляды" самому Гоголю... то есть, Гоголь-то, возможно, и был "национал-патриотом", но в повести "Тарас Бульба" это не отразилось. "Патриотические" речи там говорят персонажи (некоторые из персонажей), - а сам автор чётко говорит о "тогдашнем грубом, свирепом веке, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества" (Гоголь Н.В. "Тарас Бульба", - СПб.: "Азбука-классика", 2009 г.; с. 168), порождением которого выступили не только те "адские муки", которым поляки подвергли взятого в плен Остапа, но и все действия всех героев этой повести. Тарас Бульба - вовсе не образцовый "герой-патриот"; напротив, личное для него стоит выше общественного, что проявляется как в "поминках по Остапе", так и в чрезвычайно характерном эпизоде, венчающем произведение Гоголя, - когда Тарас, командуя отрядом казаков, попадает в окружение, и...
"...Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: "Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!" И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи" (там же, с. 176)
То есть, в решающий момент люлька с табаком (ещё и наркоман?) для полковника оказалась дороже, чем жизни товарищей. И, кстати, в книге Гоголя этого нет, а в фильме Бортко показано, как казаки спрашивают уже стоящего на костре командира: "Куда? Куда?" (они не знают дороги, без указаний атамана им не спастись).
Впрочем, у Гоголя в книге всё ещё выразительнее:
"Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.
-- Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, -- кричал он, -- горку, что за лесом: туда не подступят они!
Но ветер не донес его слов.
-- Вот, пропадут, пропадут ни за что! -- говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:
-- К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!
На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его.
Пустились козаки во всю прыть подгорной дорожкой; а уж погоня за плечами. Видят: путается и загибается дорожка и много дает в сторону извивов. "А, товарищи! не куды пошло!" -- сказали все, остановились на миг, подняли свои нагайки, свистнули -- и татарские их кони, отделившись от земли, распластавшись в воздухе, как змеи, перелетели через пропасть и бултыхнули прямо в Днестр. Двое только не достали до реки, грянулись с вышины об каменья, пропали там навеки с конями, даже не успевши издать крика. А козаки уже плыли с конями в реке и отвязывали челны. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному козацкому делу и думая: прыгать ли им или нет? Один молодой полковник, живая, горячая кровь, родной брат прекрасной полячки, обворожившей бедного Андрия, не подумал долго и бросился со всех сил с конем за козаками: перевернулся три раза в воздухе с конем своим и прямо грянулся на острые утесы. В куски изорвали его острые камни, пропавшего среди пропасти, и мозг его, смешавшись с кровью, обрызгал росшие по неровным стенам провала кусты"
(там же, с. 176 - 178), -
то есть, пристрастие "героя-патриота" к табаку погубило-таки двоих его подчинённых, а остальные уцелели лишь благодаря тому, что, в конце концов, подул "правильный" ветер. Этот эпизод, по-моему, заставляет и "патриотические монологи" воспринимать немножко по-другому, - а Бортко, кинематографическими средствами, всё вполне отчётливо показал.
Впрочем, я отвлёкся. Так с отношением коммунистов к режиссёру Бортко обстояли дела в конце апреля (статья Т.Викторова "Не долетел" была обнародована в районе 24 апреля) - начале мая (материал на "Ком-питере" вышел 7 мая) 2009 года. С тех пор прошло шесть лет, и...
Заявление о ситуации на митинге 1 мая 2015 года По итогам митинга 1 мая 2015 года на Исаакиевской площади Комитет Санкт-Петербургского отделения ОКП считает необходимым отметить:
1. Участие в совместном митинге РОТ ФРОНТ и ОКП представителя КПРФ Бортко В. В. и его выступление не было согласовано с ОКП.
2. Считаем недопустимой практику, при которой организация, являющаяся одним из соорганизаторов митинга, в одностороннем порядке принимает решения о предоставлении возможности для агитации и пропаганды представителям иных политических сил.
3. Сочтя невозможным в сложившейся ситуации начинать дискуссию между соорганизаторами митинга, СПб ГО ОКП покинуло митинг до его завершения.
4. Комитет считает действия представителей РОТ ФРОНТ в данной ситуации и предоставление слова представителю КПРФ некорректным, ставящими под сомнение целесообразность сложившейся практики проведения отдельного (от КПРФ) митинга левых и профсоюзов.
Вот так в жизни бывает, - особенно в жизни "постсоветского" коммунистического движения...