Академик Виктор Григорьевич Барьяхтар и спустя 30 лет продолжает анализировать причины и последствия крупнейшей в истории атомной энергетики катастрофы. Герой Украины, автор авторитетных исследований по ядерной безопасности, он убежден, что авария на четвертом реакторе стала следствием не только ошибок инженеров при проведении рискованного эксперимента, но и халатного отношения к требованиям безопасности в тогда еще украинской советской республике. О том, что во время испытаний в реакторе могут возникнуть проблемы, утверждает ученый, ни для кого не было секретом Как можно заметить, сегодня, в день тридцатилетия со дня аварии на Чернобыльской АЭС, журналисты "Первого канала" путинского телевидения не упустили возможность заняться спекуляцией, в очередной раз свернув на тему "Че там, на Украине...".
Мне бы, в свою очередь, тоже хотелось немножко позаниматься спекуляцией на тему сегодняшнего юбилея. Заранее прошу прощения у всех, кого нижеследующие мои рассуждения заденут или обидят, - и говорить-то не очень хочется, но промолчать тоже нельзя.
Среди нынешних коммунистов, - как в мире в целом, так и, особенно, на территории "постсоветского пространства", - популярна концепция "большого пролетариата", в состав которого входят-де все наемные работники (иногда еще уточняют "эксплуатируемые наемные работники", стараясь как-то обойти очевидно нелепые выводы, из этой концепции вытекающие), включая, само собой, "пролетариев умственного труда", интеллигентов. В разработанном виде эта концепция выглядит достаточно симпатично, избавляет от необходимости лишний раз думать ("Мы выражаем интересы абсолютного большинства"), - одна беда: с действительностью у неё мало общего. Как от того, что нынешние "мыслители" мысленно умертвили крестьянство, не исчезает
противоположность между городом и деревней, - так и от того, что всех интеллигентов (кроме, разве что, самых высокооплачиваемых) "посвящают" в "тоже эксплуатируемые работники, тоже пролетарии", не пропадает противоположность между умственным и физическим трудом.
Проявления этой противоположности многообразны (что, разумеется, не мешает нынешним "теоретикам" её не замечать), и одно из, пожалуй, самых ярких, - это как раз цена ошибки. Чернобыльская катастрофа, по сути дела, представляет собой самый крайний случай, когда работники умственного труда завалили свою работу, - и это, само собой, касается отнюдь не только работников самой АЭС, которые за свои ошибки заплатили жизнью и здоровьем... в отличие от многих других своих, так сказать, братьев по классу. Тому самому классу работников умственного труда.
Когда рабочий заваливает свою работу, - делает бракованную деталь, допускает порчу оборудования и так далее, - его, в лучшем для него случае, просто штрафуют. В иных случаях штраф может составить значительную часть зарплаты (что понятно как скажется на общем благосостоянии рабочего и его семьи, если таковая имеется), рабочего могут уволить, а если завал связан с нарушением техники безопасности, рабочий может получить травму или погибнуть. Возможность избежать наказания, в принципе, существует, но она незначительна, - в самом лучшем случае данному конкретному рабочему удастся скрыть свой собственный провал, но за допущенный брак, рано или поздно, придётся расплачиваться кому-то из таких же рабочих.
А теперь посмотрим на умственный труд... на первый взгляд, тут тоже наказывают за некачественную работу, но... даже инженеров (и вообще "технарей") карают, главным образом, лишь тогда, когда их ошибки привели как каким-то авариям, с человеческими жертвами и значительными разрушениями. Если инженер спроектировал дом, который, после окончания строительства, сразу же рухнул, - его, само собой, накажут; но вот если инженер спроектировал дом, в котором неудобно жить, - с вероятностью, близкой к 100%, ему за это вообще ничего не будет. Посмотрите, товарищ Читатель, на дома, в которых мы живём, и дороги, по которым мы ходим, - все ли решения, лежащие в их основе, можно считать удачными? Вряд ли... А кого за это наказали? И приходит ли кому-то в голову, что за это вообще следует наказывать точно так же, как и за любую работу, выполненную некачественно? То-то же. И это, повторюсь, речь идёт о "технарях".
Если же взять работу "гуманитариев", - то конкретно в буржуазном обществе "гуманитария" могут, скорее, наказать за то, что он подойдёт к своей работе слишком ответственно. Возьмёт, например, какой-нибудь социолог, да и откроет невзначай очередную мерзость, относящуюся к "основам порядка"... или какой-нибудь режиссёр возьмёт, да и
покажет, без задней мысли, этот самый "порядок" таким, какой он есть... а всё остальное - это, извините, "свобода творчества" (в том числе "научного творчества") и "авторская точка зрения". На которую автор, конечно же, имеет право, - и за которую, иногда, даже получает деньги из государственного бюджета.
В далёком уже 1962 году, когда на СССР равнялась половина мира, а Советская власть казалась незыблемой,
Всеволод Кочетов заметил:
"В этом году, незадолго до съезда, я проехал через добрый десяток областей Российской Федерации и Украины, через несколько крупных индустриальных городов страны… Люди всюду работали с подъемом, потому что каждый труженик видел, ощущал результаты своего самозабвенного труда, видел, что труд его не пропадает напрасно, а дает вот такие полновесные плоды. Невозможно было при встречах с ними не думать о большом долге, в каком мы, литераторы и работники искусств, находимся перед теми, кто сеет хлеб и выплавляет сталь, кто строит ракетные корабли и кто летает на них в космос. Иной раз мы волей или неволей, но преподносим им книги, написанные в дурной манере подражания буржуазному Западу, такие же кинофильмы, театральные постановки, произведения живописи и скульптуры. А что, если бы нам взамен преподнесли "абстрактную" булку из еловых шишек, торт из шлакобетона и обрезков жести, пальто из старых рыболовных сетей или вручили штопор, выдавая его за кресло. Вскричим? Несомненно, вскричим. Не законно ли хотеть, чтобы и произведения литературы и искусства тоже были отличного качества, чтобы они были здоровой духовной пищей человеку большого радостного труда" (из статьи "
Радость созидания" - цитируется по Кочетов В. Эстафета поколений - М.: Молодая гвардия, 1979г.; с. 43 - 44)
Тогда это воспринималось, скорее, как ирония. Но всё дело в том, что даже при социализме (и, хотелось бы это особо отметить, даже при "самой правильной" диктатуре пролетариата) у интеллигента остаётся возможность безнаказанно испечь булку из еловых шишек. И никакие репрессии этого не исправят, - "вылечить" это можно, лишь уничтожив, вслед за существующей при капитализме враждебной противоположностью, всякие существенные различия между умственным и физическим трудом. До тех пор, пока существенное различие между умственным и физическим трудом существует, - у интеллигентов будет объективная возможность изготовлять торты из шлакобетона и обрезков жести, и некоторые из них, можно не сомневаться, будут активно ею пользоваться. Более того, - чем ближе дело будет подходить к ликвидации указанного существенного различия, тем больший страх, связанный с будущей потерей права делать пальто из старых рыболовных сетей, будут испытывать работники умственного труда, и тем сильнее в их среде будет сопротивление дальнейшему движению вперёд.