Считаю нужным продолжить разговор о "культе Победы", начатый 9 мая. Тогда, в День Победы, я дал некоторую волю чувствам, - мне кажется, в праздник это уместно, но праздники проходят и возникает нужда в пояснениях.
Для начала, - пока не забыл, - скажу о "культе предков". В смысле, о сцене "разговора с отцом". Удивительное дело, но в советском фильме, к изготовлению которого имел отношение даже лично Хрущев, показан именно "вызов мертвого". "Ритуал" начинается ещё в сцене (точнее эпизоде) "Дня рождения Ани": один из участников "вечеринки золотой молодежи" как бы невзначай интересуется, "не пришёл ли Долгорукий" (и поясняет, что имелся в виду именно основатель Москвы; видимо, тут некая ругательная отсылка к "сталинскому ампиру" и, в частности, торжествам по случаю 800-летия Москвы), потом "в кругу мажоров" возникают "лапти, картошка и старинная обрядовая песня" (!!!), - и, стало быть, через какое-то время глав. герою является его отец... вместе со своим ППШ (не знаю, как вызывают ППШ). Через некоторое время мертвец говорит, что "может показать только тех, кого убили раньше" (!). В общем,
( ... )
> потом "в кругу мажоров" возникают "лапти, картошка и старинная обрядовая песня"
Там в кругу мажоров есть Тарковский - снимавший потом "Рублёва" и прочее высокодуховное кино. Так что очень правдиво оказалось, если только это был не стёб.
> Слава весьма некрасиво ведёт себя по отношению к своей жене
Это меня тоже возмутило. Если правильно помню, она была беременна.
> солдафоны и работяги всякие просто ничего в поэзии не понимают (и нечего им давать высказываться, когда речь заходит о столь высокой материи).
Порция Браун (она присутствовала на одном из этих вечеров) примерно так и выразилась:
Most of the other speakers praised the poets warmly, until a young Soviet army lieutenant, a good-looking blond boy in a splendidly tailored uniform, appeared. "I've been sitting here for hours listening to poetry, comrades, and I must say I haven’t the faintest idea what it’s all about.His complaint was good-humoured. The audience snickered, rather less good humouredly
( ... )
Кстати, ещё один важный момент... в качестве декорации "поэтического вечера" используется (подсвеченная?) цитата из Маяковского: "Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым!". Очень актуально, по тем временам: https://octbol.livejournal.com/697821.html . Вообще, в фильме очень высока концентрация прямых или не очень прямых цитат из Маяковского на квадратный сантиметр киноплёнки, - это довольно типично для тогдашнего агитпропа.
М-да... к организации "Бессмертного полка" поначалу, помнится, тоже имела отношение некая либеральная организация, даже получающая финансирование из-за границы. Вот возмущаются либералы "советской некрофилией", - а присмотреться, так и выясняется, что они же этим и занимаются поактивнее всех ))) Оказывается, это началось ещё в эпоху "Нового мира"...
Ох уж этот "богатый внутренний мир" советской интеллигенции...
К слову, сюжет со "сведением инвалидов" был и в "Журбиных", - правда, там инвалид войны сошёлся с "просто" слепой девушкой... если бы советские критики чуть сильнее любили Кочетова и чуть внимательнее читали бы его произведения, - могли бы заметить немало повторяющихся сюжетов и, возможно, даже откопали бы, откуда эти сюжеты взялись.
С одной стороны это понятная идейная антитеза фашистской стерилизации "неполноценных" людей, с другой - буржуазному "культу красоты" (что проявлялось и в советской литературе, у того же Ивана Ефремова). Кочетов как гуманист (в хорошем смысле) показывает, что люди с физическими дефектами имеют такие же права на социальную жизнь, любовь и продолжение рода, как "нормальные". Да и просто на упоминание в литературе - чему "недоумевали" критики. Можно считать это "кочетовским антисталинизмом", если "сталинизм" это вот это: говорят, сам Иосиф Виссарионович приказал эту публику ущербную увезти с глаз долой, спрятать подальше, чтобы городского вида не портили.
В "Московском комсомольце" журналисты - неосторожные. Вот и этот, между делом, выболтал про "выселение инвалидов" самое главное: "Большинство калек - бывшие военные, увечья на фронте получили, у многих ордена, медали... В общем, заслуженные люди, но в таком виде стали никому не нужные. Выживали, побираясь на улицах, на рынках, у кинотеатров". Ага. Именно. Побирались. "Большинство - бывшие военные", но не только. А почему побирались? Потому, что у них, по причине войны, вообще не осталось родных.
Действительно, после войны осталось некоторое количество инвалидов, которые оказались "никому не нужны", потому что их близкие родственники погибли (нередко при тех же обстоятельствах, при которых выжившие стали инвалидами), а дальние (и "не-кровные") от них отказались. Некоторые из таких, действительно, начинали вести антиобщественный образ жизни, - бродяжничали, попрошайничали, совершали "мелкие" преступления (те, у кого была возможность, разумеется... хотя "с горя" разбить какую-нибудь витрину или "со злости" опрокинуть мусорное ведро по
( ... )
Для начала, - пока не забыл, - скажу о "культе предков". В смысле, о сцене "разговора с отцом". Удивительное дело, но в советском фильме, к изготовлению которого имел отношение даже лично Хрущев, показан именно "вызов мертвого". "Ритуал" начинается ещё в сцене (точнее эпизоде) "Дня рождения Ани": один из участников "вечеринки золотой молодежи" как бы невзначай интересуется, "не пришёл ли Долгорукий" (и поясняет, что имелся в виду именно основатель Москвы; видимо, тут некая ругательная отсылка к "сталинскому ампиру" и, в частности, торжествам по случаю 800-летия Москвы), потом "в кругу мажоров" возникают "лапти, картошка и старинная обрядовая песня" (!!!), - и, стало быть, через какое-то время глав. герою является его отец... вместе со своим ППШ (не знаю, как вызывают ППШ). Через некоторое время мертвец говорит, что "может показать только тех, кого убили раньше" (!). В общем, ( ... )
Reply
Там в кругу мажоров есть Тарковский - снимавший потом "Рублёва" и прочее высокодуховное кино.
Так что очень правдиво оказалось, если только это был не стёб.
> Слава весьма некрасиво ведёт себя по отношению к своей жене
Это меня тоже возмутило. Если правильно помню, она была беременна.
> солдафоны и работяги всякие просто ничего в поэзии не понимают (и нечего им давать высказываться, когда речь заходит о столь высокой материи).
Порция Браун (она присутствовала на одном из этих вечеров) примерно так и выразилась:
Most of the other speakers praised the poets warmly, until a young Soviet army lieutenant, a good-looking blond boy in a splendidly tailored uniform, appeared.
"I've been sitting here for hours listening to poetry, comrades, and I must say I haven’t the faintest idea what it’s all about.His complaint was good-humoured. The audience snickered, rather less good humouredly ( ... )
Reply
Reply
Между прочим, в 10-м и 11-м номерах [1969] журнала «Новый мир» опубликовано произведение Льва Гинзбурга (человека, известного своими идейными, взглядами). Произведение называется «Потусторонние встречи». В нём он описывает свои встречи с целым рядом гитлеровских головорезов или их близкими родственниками и сослуживцами.
Reply
Reply
Оказывается, это называлось "теория оживления":
( ... )
Reply
К слову, сюжет со "сведением инвалидов" был и в "Журбиных", - правда, там инвалид войны сошёлся с "просто" слепой девушкой... если бы советские критики чуть сильнее любили Кочетова и чуть внимательнее читали бы его произведения, - могли бы заметить немало повторяющихся сюжетов и, возможно, даже откопали бы, откуда эти сюжеты взялись.
Reply
https://en.wikipedia.org/wiki/Convention_on_the_Rights_of_Persons_with_Disabilities
С одной стороны это понятная идейная антитеза фашистской стерилизации "неполноценных" людей, с другой - буржуазному "культу красоты" (что проявлялось и в советской литературе, у того же Ивана Ефремова).
Кочетов как гуманист (в хорошем смысле) показывает, что люди с физическими дефектами имеют такие же права на социальную жизнь, любовь и продолжение рода, как "нормальные". Да и просто на упоминание в литературе - чему "недоумевали" критики. Можно считать это "кочетовским антисталинизмом", если "сталинизм" это вот это: говорят, сам Иосиф Виссарионович приказал эту публику ущербную увезти с глаз долой, спрятать подальше, чтобы городского вида не портили.
Reply
Действительно, после войны осталось некоторое количество инвалидов, которые оказались "никому не нужны", потому что их близкие родственники погибли (нередко при тех же обстоятельствах, при которых выжившие стали инвалидами), а дальние (и "не-кровные") от них отказались. Некоторые из таких, действительно, начинали вести антиобщественный образ жизни, - бродяжничали, попрошайничали, совершали "мелкие" преступления (те, у кого была возможность, разумеется... хотя "с горя" разбить какую-нибудь витрину или "со злости" опрокинуть мусорное ведро по ( ... )
Reply
Leave a comment