Приветствую! Я Сергей Баловин, тот самый проходимец, который живет в Шанхае и называет себя художником. Многие мне верят и приезжают, чтобы получить свой портрет в обмен на еду или какую-нибудь полезную штуку. И получают. Также я увлекаюсь уничтожением пейзажей, о чем еще обязательно расскажу позже. А еще иногда люди платят по 500 рублей за вход в мою квартиру - об этом
я уже писал в прошлом месяце. А сегодня расскажу о том, как снимался в кино.
Съемки в кино или в рекламе - обычный вид дополнительного заработка для многих эмигрантов в Шанхае. Не смотря на большое количество приезжих иностранцев, западные лица по-прежнему пользуются хорошим спросом. Для некоторых безработных, съемки становятся главным источником дохода. Правда я не стремлюсь стать звездой шанхайской массовки и снимаюсь не так часто. Думаю, вы сами поймете почему, прочитав историю этого дня.
1. 4:20 утра - будильник. Я не сова, но все равно для меня это не очень приятное время пробуждения.
2. Вчера позвонил приятель и сказал, что ищут людей для съемок. Он не мог и предложил мне. Дал телефон какого-то албанца по имени Орест. Орест сказал, что сообщит про меня агенту, и если все ок, то пришлет смс с адресом, куда нужно приехать. Прислал.
Мой телефон не видит китайские иероглифы, но по номеру дома я понял, что это на улице Сичжахуй, где обычно всех забирает автобус. На такси добираться минут 20 и минут 20 нужно, чтобы собраться.
3. Пытаюсь привести себя в товарный киношный вид. Если очень сильно прищурится - сойдет.
Сказали, желательно быть в черном пиджаке и черных ботинках. На всякий случай, я одел все черное. Хорошо, если не прийдется облачаться в реквизит - это не всегда чисто.
4. Пробираюсь на кухню через нагромождение мольбертов в зале. Недавно начал вести курс академического рисунка. Занятия провожу в своей домашней студии. Вчера закончили в десять вечера. Выспаться конечно не удалось.
5. На часах 4:35 Кофе. Завтрак будет уже на площадке.
6. На улице темно и холодно. Машину можно было бы заказать и по телефону, но для этого надо знать китайский (чем я не страдаю), так что прийдется ловить на улице. Такси круглосуточно колесят по всему городу, так что скоро что-нибудь подъедет.
Взял мыльницу, потому что с зеркалкой на съемочной площадке не дадут нормально снимать. Так что иногда фотографии будут не лучшего качества.
7. В такси. Справа счетчик - все поездки оплачиваются строго по тарифам, которые едины для всех служб такси. В Шанхае стоимость поездки начинается от 14 юаней (70 рублей). По центру обычно получается 20-30 юаней.
8. Нашел бумажку с адресом на китайском. С названиями некоторых улиц бывают сложности: с первых трех попыток не получается произнести адрес так, чтобы водитель понял. Тогда его начинает клинить и лучше менять машину. Чтобы не опоздать, я подстраховался такой волшебной записочкой.
9. Вскоре я уже сижу в автобусе. Сейчас всех повезут на съемочную площадку. Передо мной много знакомых затылков. Большинство принадлежит русским.
10. Встретил Леонида Зотова - молодого ученого-астронома. Мы с ним знакомы уже давно, но на съемки он пришел впервые.
Вскоре к нам подошла китаянка лет сорока, агент по поставкам иностранцев. Стала что-то у меня спрашивать. Поняв, что я почти ничего не понимаю по-китайски, переключилась на Леонида. А он на свою голову уже успел неплохо освоить язык. Оказалось, что кто-то один лишний. Приглашали двадцать, а пришел двадцать один. Узнав, что Леонид живет недалеко, предложила ему вернуться домой. Он, человек воспитанный, ругаться не стал. Сказал, что раз уж пришел, то все равно поедет, даже если ему не заплатят. Это была ошибка с его стороны. Так он подарил свою зарплату агенту. На самом деле за массовку платят немного: восьмичасовой рабочий день стоит 400 юаней (2000 рублей). Но обычно съемки продолжаются около 10-12 часов. За каждый дополнительный час к гонорару добавляют 50 юаней - сверхурочные часы оплачиваются по тому же тарифу. Говорят, что бюджет этих съемок предполагает 1500 юаней на одного иностранца. Платят же в три раза меньше. Судя по всему, остальные деньги остаются в кармане агентов. Но я не знаю, как это проверить. Контрактов никаких мы не подписываем.
Даже если бы я снимался регулярно, этих денег мне было бы недостаточно для нормальной жизни в Шанхае. Для многих это - не столько работа, сколько своего рода развлечение и возможность пообщаться с друзьями и соотечественниками. В этот раз я поехал, специально чтобы сделать репортаж.
11. Чаще всего съемки проходят за городом в специальном бутафорском городке Шанхайской киностудии. Там воспроизведена Нанцзин Лу (главная улица Шанхая) начала XX века. Но повезли не туда. Ехали около часа. Автобус остановился у какой-то стены. Полчаса ничего не происходит, наслаждаемся приятным пейзажем за окном.
12. Потом начинают вызывать по несколько человек для переодеваний и мейкапа. Судя по костюмам, сегодня играем в том же самом сериале.
Даже не знаю, как он называется, да мне и не важно. Говорят, что он бесконечный. Какая-то китайская Санта-Барбара. Только действие происходит в 30-е годы. Увидев, что под пальто у меня черный пиджак, сказали, что можно остаться в своей одежде. Похоже, по сценарию сегодня не зима…
13. …А играть будем на улице. Я вернулся в автобус. Проверка готовности к старту. Я предусмотрительно заготовил трофейную фляжечку, доставшуюся мне в обмен на портрет согласно списку необходимых предметов (мой проект "Натуральный обмен"). Ее согревающее содержимое поможет непринужденно изображать майскую прогулку в феврале.
14. Вскоре в автобус снова ввалилась наша агентша, и устремилась прямо ко мне с каким-то свежепошитым камзолом неизвестной эпохи. Отделаться не удалось. Я одел его поверх рубашки и свитера, потому что по-другому было бы холодно. Инородный черный воротник, кажется, никого не смутил.
15. Привезли завтрак. Китайцы выстроились в очередь. Иностранцы обычно "обслуживаются" отдельно. Хотя еда для всех одинаковая.
16. На завтрак постная баланда с разваренным рисом и парные булочки с какой-нибудь травой.
17. Кстати китайцам здесь платят ровно в 10 раз меньше, чем иностранцам: 5 юаней в час. Но они все равно рады, потому что бесплатно кормят. Перекур после завтрака:
18. Оказалось, что нас привезли в порт.
19. "Пассажирам" предложили выбрать свой багаж.
20. Я взял небольшой саквояж. Внутри была только пустая пачка из-под сигарет.
21. В качестве основных декораций - рекламные плакаты начала XX века. Половина из них не на китайском.
22. Встречаются и русские варианты.
23. Идем на корабль. Судя по британским флагам, корабль якобы пришел из Англии.
24. Поэтому китайское название судна прикрыли рекламой.
25. Режиссер.
26. Камера
27. Свет.
28. Поднимаемся на палубу.
29. Корабль довольно старый и неухоженный, но, судя по всему, в какие-то круизы еще ходит.
30. Как всегда, все происходит очень долго. Минут сорок еще устанавливают свет и готовят оборудование.
31. Шатаемся без особых дел
32. Девочка гример охотится а всеми с грязной расческой.
33. Погода солнечная, но холодная.
34. Пошел исследовать недра корабля. Обнаружил какие-то тайные знаки.
35. Столовая.
36. Появились актеры. Те же самые, что и на прошлой съемке.
37. Всех начинают расставлять по палубе.
38. Мне досталось место прямо за главными героями. Никто не обратил внимание, что я остался в собственной шляпе.
39. Сначала небольшая репетиция мизансцены без камеры, в верхней одежде. Все, что требуется просто идти
40. "Выход пассажиров на берег".
41. Потом все отдают свои куртки и пальто ассистентам. После вопля помрежа толпа устремляется на берег. Я иду позади актеров. Они разговаривают и машут руками "встречающим". Вся съемочная команда с берега тоже машет нам, давая понять что желательно изобразить радость от встречи с близкими. Изображают далеко не все.
Половина участников массовки по-китайски ничего не понимает. Из всей съемочной группы человека два говорит на ломаном английском. Но этого вполне достаточно для такой работы.
42. Отсняли первый дубль. Всех поставили на прежние места для съемки второго. Но снаружи холодно и все идут греться в корабль, не обращая внимания на ругань ассистентов. Возвращаются только по индивидуальному приглашению или когда очевидно, что главные герои готовы и у них забрали верхнюю одежду.
Пауза между дублями может затянуться на 30-40 минут, а иногда и на час. Поэтому смирно стоять на своей точке, еще и в такой холод - смысла нет.
Второй дубль - все тоже самое. Идем, возвращаемся, ждем… Третий…
43. Потом перемещаемся внутрь корабля.
44. Несколько раз спускаемся по лестнице.
45. Потом раз пять ходим по причалу.
46. Потом толпимся вокруг главных героев, которых, наконец, встретили другие, не менее главные.
47. Потом обед.
48. Не могу сказать, что очень вкусный. Все устали и замерзли.
49. Для тех, кто не насытился обедом, местные жители продают дополнительные закуски.
50. Кукуруза, жареные каштаны и яйца отваренные в чае.
51. С момента сборов прошло уже 8 часов. Но об окончании съемок речи пока нет. Пошел снег. В Шанхае это случается крайне редко, только когда совсем холодно.
52. Снова всех зовут на площадку.
53. - Камера!
54. - Мотор! - Все это кричат по-китайски, к сожалению не смогу повторить в оригинале.
55. Еще один дубль… Потом еще один… Однообразие и ожидание меня выматывают больше, чем физический труд.
Уже через пару часов после начала мне становится скучно, а потом уже невыносимо скучно. Радует только то, что можно поговорить с хорошими людьми, которых давно не видел.
56. Встретил Макса. Макс музыкант. Но на съемках регулярно. Снимался с Джеки Чаном, играл переводчика Мао Дзедуна и кого только не играл. В Китай он перебрался пять лет назад - работать по договору в вокально-инструментальном ансамбле для какого-то культурного заведения. Потом китаец, их пригласивший, всех кинул - никому не заплатил и исчез со всеми деньгами. Обычное дело в Поднебесной. Кто-то уехал, кто-то остался. Макс начал подрабатывать, снимаясь в кино и рекламе. На сегодняшний день он отметился примерно в двухстах разных фильмах и рекламных роликах.
57. Обратите внимание, он одет в свою повседневную одежду. В ней же был в кадре. Костюмер решил, что его стиль соответствует 30-м годам.
58. Китайские статисты.
59. Снова всех зовут на площадку. Теперь изображаем посадку на борт. И еще несколько дублей.
60. Вдруг вся толпа разразилась радостным воплем. Закончили! Все ломанулись к автобусам.
61. Сдали весь реквизит и упали в кресла.
Вскоре всем выплатили гонорар. Отработали десять с половиной часов, агент округлила до десяти. Объяснила просто: "бюджет не рассчитан на большее время". Во-первых, это ложь, потому что никто из съемочной группы никогда не знает о точном времени окончания, и в бюджете всегда предусмотрена большая сумма на дополнительные часы. К тому же, это не наша проблема. Если денег у них только на десять часов, то и люди не должны работать даже десять с половиной. Хотя никого, кроме меня, это не смутило. Такое смирение перед "боссом", на мой взгляд, роднит многих русских с китайцами. Не хочу показаться мелочным, но я не могу спокойно относится к тому, что кто-то другой решает, что мне надо бесплатно работать для него. Высказал свои мысли по этому поводу агенту, но возражение одного человека ничего не изменит. Остальные промолчали. Поэтому вообще избегаю любого наемного труда, и очень надеюсь, что мне удастся и дальше жить, оставаясь свободным художником, работая только на себя. Свобода для меня дороже стабильности.
62. Возвращаемся. За окном Шанхай, один из крупнейших мегаполисов мира. Взлетаем на эстакаду и дна не видно. Бесконечные небоскребы. Летим с неопределенной скоростью, на неопределенной высоте над уровнем моря.
63. Конечно, если бы не это смирение перед своим господином, воспитываемое в китайском народе тысячелетиями, и не покорное согласие работать за копейки во имя "светлого будущего" - не получилось бы за окном такого пейзажа. А во мне не воспитали ни покорность, ни смирение. Но то, что сумел построить я, мне нравится ни чуть не меньше того, что за окном.
64. 18:30, доползаю до дома. Сегодня он здесь. А завтра… Что будет завтра - не известно. Но думаю, будет что-то интересное. Так что еще напишу. А сейчас отсыпаться.