Здравствуйте, господа!
Меня зовут Евгения. Я живу в Москве. В последние годы преподаю в вузах, редактирую и пишу книги о рекламе. Но главное для нас с мужем Андреем дело - исторические танцы, которыми мы занимаемся почти 4 года. (В прошлом году я даже пробовала их преподавать. :-)) А еще мы очень любим балы, особенно костюмированные по 19 веку. И особенно в усадьбах, где есть соответствующая атмосфера...
Я давно хотела показать в сообществе какой-нибудь красивый бал, но пока решалась, меня опередил Тарас. Правда, он рассказал о московском историческом бале с точки зрения организатора. А я - с точки зрения участницы - расскажу о поездке в подмосковный город Чехов, в музей-усадьбу Лопасня-Зачатьевское на бал, посвящённый 200-летию со дня рождения самой известной в России Натали - Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, урождённой Гончаровой. Она родилась 8 сентября - "под грохот пушек" Бородинского сражения. Сам бал проходил 16 сентября. И этот день я выбрала для своего дебюта в сообществе.
1. Я не просто "сова", а "совища". С детства. Полагаю, уже не переделать. Без нужды раньше 11.00 не встаю. Но на балы за пределами Москвы приходится вставать рано. На этот раз ещё очень-очень повезло - поставила будильник на пол-восьмого. (Обычно, в зависимости от дальности расстояния до места проведения бала, вставать приходится от 5.00 до 6.00.) Но т.к. в спальне фотоаппарата не было, то сфотографировала часы уже на кухне.
2. Ночью шёл дождь, и утро было очень пасмурным. Я уж было подумала, что придётся ехать в Чехов под дождем. Но уже буквально через час распогодилось. (Вид из окна.) К сожалению, к нашему отъезду солнышко скрылось за тучами, но, к счастью, дождь не пошёл.
3. После утреннего душа и завтрака начались сборы на бал. Впервые я еду на бал без платья - его прямо туда должна привезти портниха. Ситуация непривычная - платье в готовом виде я ещё не видела, но зато я избавлена от трудоемкой глажки большого количества шёлка.
Необходимый минимум аксессуаров - танцевальные туфли, веер, перчатки (на этот раз я собиралась взять две пары, не зная точно, какие лучше всего подойдут к новому платью), ридикюльчик (Правда, эта сумочка от другого платья). Но, конечно, кроме этого набора, я беру с собой ещё много всего полезного. :-)
4. Вещи собраны. Переходим к самому для меня сложному - исторической причёске. У меня несколько шиньонов, но сейчас я пользуюсь в основном этим. Кто-то умеет укладывать волосы быстро, а у меня причёска отнимает много времени и нервов. На её создание я закладываю как минимум 45 минут. Но сегодня шиньон никак не хотел уложиться ровно, локоны не слушались, на причёску ушёл почти час, и я выбилась из графика сборов...
5. Наконец, причёска готова. Макияж тоже сделан. Быстро одеваемся, хватаем вещи и трогаемся в путь. Сегодня мы везём на бал трёх барышень и уже немного опаздываем к месту встречи.
6. За рулём я, и машина тоже моя. Подарок мужа, который водить хоть и умеет (по моему настоянию), но не любит и с удовольствием уступает место водителя мне. А для меня это только радость. Намного большая, чем выпить на бале шампанского. :-)
7. С девчонками встречаемся у м. Добрынинская, откуда прямой путь на Чехов. Когда все погрузились в машину, муж сбегал и сфотографировал уличные часы.
8. Барышень сразу запечатлеть забыли, сделали снимок на обратном пути. Но логичнее его разместить здесь. Хотя к вечеру девушки подустали... Балы, надо сказать, занятие весьма утомительное...
9. С часами у нас получилась неувязочка - обычно муж берёт с собой на бал карманные часы, но на этот раз почему-то не взял... Я часы ношу редко, а на бале даме они вообще ни к чему. Да и в машине часы не настроены...:-))) Так что, дальше насчёт времени вам по большей части придётся верить мне на слово. Через полчаса с чем-то по перекопанной Варшавке мы подъехали к МКАД и вырвались на Симферопольское шоссе.
10. По пути значимые объекты пытался снимать муж, но ему было непросто справиться с моим фотоаппаратом, поэтому мы успевали их проехать. Но указатели запечатлеть все-таки удалось. :-) Здесь мы повернули с Симферопольского шоссе в сторону Чехова.
11. И вот мы на месте. На часах телефона 13.06. (Часы сфотографировать не удалось из-за вспышки, а вспышку отключать неохота.) Доехали от дома меньше, чем за 2 часа. Отличный результат. :-)
12. Напротив усадьбы находится Анно-Зачатьевская церковь (церковь Зачатия Святой Анны), входящая в усадебный комплекс. Стыдно признаться, но мы в четвертый раз приезжаем на бал в усадьбу, но ни разу не прогулялись по окрестностям. Сегодня у нас до бала еще много времени, поэтому отдадим дань духовному...
13. После посещения храма наш путь лежит на погост. Кладбище ухоженное, красивое и уютное. Захоронения 19-го - начала 20 века.
14. Главная достопримечательность - некрополь владельцев усадьбы. Помимо родовых могил Васильчиковых, здесь покоятся связанные с ними родственными узами сын Пушкина - Сашка (Александр Александрович Пушкин), его жена Софья Александровна, урождённая Ланская, их сыновья и внучка. Могила сына поэта - чёрная гранитная плита.
15. Помимо семейных могил на погосте захоронены и посторонние люди. Самая богатая могила - склеп - принадлежит крестьянину и по совместительству купцу. Рядом могила его сына - памятник с эпитафией.
16. Вот эпитафия крестьянско-купеческому сыну.
17. Обойдя колокольню, мы обнаружили, что она пристроена к более старой церкви. (Наверное, этими перестройками объясняется, что в храме 3 алтаря. Я такого раньше не встречала или не замечала...) Старая часть храма конца 17 века построена в традиционном московском стиле. К ней примыкают трехъярусная колокольня в ампирном стиле 1820 года и трапезная с приделами. Именно они видны с дороги.
18. Далее наш путь лежал к каскадным прудам и святому источнику в усадебном парке. По описаниям в живописном парке должно быть 7 каскадных прудов. Мы их особо не искали, т.к. было грязно, поэтому увидели только один, и то какой-то тинистый.
19. Зато рядом с прудом отлично видно оформление святого источника. Хотя самого источника мы, увы, тоже не обнаружили. Заглянув в маленький колодезь, на дне увидели стоячую мутную водицу. И тут наши мнения с мужем разделились. Он уверял, что источник стоячим быть не может - он должен по определению откуда-то истекать. Мне хотелось верить в чудо лучшее - раз сказали, что вода святая, значит так и есть, как бы она ни выглядела. Сомнения развеял парень с пластиковым бутылём, спустившийся к источнику набрать водицы. Но, заглянув в него, от этой мысли он сразу же отказался...
20. В спорах о святой воде участвовали и подошедшие к нам гости бала - молодая пара, поженившаяся год назад. Они занимались у нас танцами, и как-то так все закрутилось...:-) Кстати, в течение последнего месяца в нашем обществе сыграли две свадьбы. А в прошлом году, помимо этой четы, поженились ещё три пары из разных исторических коллективов, с которыми мы знакомы и часто встречаемся на балах. Две из них приехали и на нынешний бал.
21. А у это пары, возможно, всё впереди. Вот занимались люди танцами, танцевали с другими партнёрами, а в июле во время поездки на бал в Тверскую губернию в автобусе так спелись, что теперь вместе и поют, и танцуют, и...
22. И мы вслед за влюбленной парой отправимся в усадебный дом. Дом, датируемый 1770 годом, принадлежит стилю елизаветинского барокко. Он не очень большой и совсем не помпезный.
23. Вид анфас.
24. В холле визитёров встречают гербы владельцев усадьбы - Васильчиковых и их родственников - Ланских и Гончаровых. Герб Гончаровых висит рядом с забронзовевшей головой Натали - на мой взгляд, совершенно ужасной. Кто скажет, глядя на это, - "чистейшей прелести чистейший образец"?
25. Для гостей бала всегда выделяются комнаты для переодевания. Обычно они не очень комфортны, но Лопасня-Зачатьевское - приятное исключение. Места хватает всем, есть в достаточном количестве стулья, зеркало, утюг. Единственное, чего нет у современных барышень - это горничных.:-) А исторические платья такие, что самостоятельно не застегнуть, а иногда - даже и не надеть. Поэтому приходится помогать друг другу.
26. В комнатах для переодевания дам, конечно, можно сделать немало пикантных снимков. :-) Но мы дамы, не только приятные во всех отношениях, но и приличные и не выставляем свое неглиже на всеобщее обозрение. Разве что последние штрихи - надёжно ли сидят туфельки на ножках? И не потеряет ли "золушка" в вихре вальса свой башмачок?
27. А в это время волшебница Joyscat, чьи "золотые" ручки сшили и моё новое платье, и много других, даже перед балом не расстаётся с иголкой...:-)
28. Начинается концерт исполнителя старинных романсов Дмитрия Шведа, из-за которого наш бал перенесли на более позднее время. Время - начало третьего. Желающих зовут на концерт. А у оставшихся есть варианты. Можно прогуляться в "дурацком" на улице или попить чаю-кофе со знаменитыми домашними пирожками мамы Joyscat. Пирожки с разными начинками, но особой популярностью пользуются с карамелизированным луком. Таких я больше нигде не едала. :-) На фотографии пирожки для фуршета. К чаю подавались точно такие, но я их снимать не стала, а начала побыстрее запихивать в рот есть, пока не расхватали. :-)
29. Так как на концерт мне не хотелось, а хотелось пирожков, то я пошла вниз пить чай. Ну, а кто-то решил, не дожидаясь начала бала, запить пирожки шампанским игристым вином. (Кстати, на современных балах обычно пьют именно шампанское игристое.)
30. А за соседним столиком Александра Неронова и музыканты её оркестра за чаепитием обсуждали музыкальное сопровождение бала с танцмейстером и распорядителем бала Сергеем Сосницким.
31. Ну а некоторых участников бала, в том числе и моего мужа, пригласили сняться в бытовых сценках в интерьерах усадьбы. (Я ж не сказала, что наши балы обычно сопровождают съёмочные группы телеканалов. На этом бале снимали сюжеты для "Подмосковья" и "Чехов-Вид". А кто из них снимал сценки, я не знаю.) На съёмочную площадку зрителей не пускали, пришлось снимать спины оператора и режиссёра.
32. Певец романсов и съёмочная группа с разных сторон перекрыли возможность прогуляться по дому. Кроме холла, доступной оказалась только одна комната, в которой любил останавливаться сын поэта Александр Александрович Пушкин после безвременной смерти любимой жены в 1875 году. У окна стоит письменный стол с фотографиями его жены Софьи Александровны и детей.
33. А напротив кровать, над которой висит портрет, конечно же, великого поэта. Преддиванный столик красного дерева "на лирах" середины 19 века принадлежал семье Александра Александровича Пушкина.
34. Ну, не удержалась и сфотографировала часы. Правда, старинные часы уже не идут, а стоят, но ведь даже стоящие часы два раза в сутки показывают правильное время. :-) И сейчас был примерно такой момент.
35. Наконец, концерт закончился. Бальную залу открыли, и гости дорвались до красивых интерьеров. Ведь в ожидании бала можно порадоваться встрече и поболтать с подругами...
36. Или перемыть косточки обсудить наряды других дам...
37. Или пригласить отличных танцоров стать визави на кадрили. (Кстати, как раз эта пара из дружественного клуба исторических танцев поженилась год назад.) Александр не только великолепно владеет ампирной техникой танца, но ещё и умело импровизирует. А именно импровизация в танцах с заданной схемой особенно ценится и приближает нас к реальным балам 19 века. Кроме кадрилей, мне также повезло быть партнершей Александра в вальсовом котильоне. (Ах да - на кадриль эту пару приглашает мой муж. :-) )
38. Андрей сегодня впервые на бале в бакенбардах. Как-то на съёмках ему наклеили бакенбарды, а мужчины в самом расцвете сил в первой половине 19 века почти обязательно носили бакенбарды. Мужу его образ понравился, и мы заказали на Мосфильме уже свои личные бакенбарды, которые дебютировали в Чехове. Мы наклеили их еще дома. И я только на следующий день сообразила, что не сфотографировала Андрей без них. Поэтому, увы, не могу сказать: почувствуйте разницу...
39. И, конечно, в бальную залу перешла съёмочная группа. Оператор, как и я, ловит интересные моменты.
40. Из окна залы вид на пруды.
41. Александра Неронова даёт последние наказы музыкантам.
42. И объявляют начало бала, которое задержалось всего на 10 минут от назначенного времени. Почти ничтожное опоздание для московских балов. Обычно начало задерживается как минимум на 20-30 минут, а то и больше.
43. Бал открывают предводитель председатель нашего исторического общества Алексей Семилеткин (это его часы на предыдущей фотографии), распорядитель бала Сергей Сосницкий и директор музея-усадьбы Галина Тимошкова.
44. Бал начался с полонеза "с отбиванием". Это новая "фишка" на наших балах, которую Сосницкий пытается ввести в моду.
Фотографию сделала приглашённый фотограф Ольга Бобкова, т.к. я в это время танцевала.
45. Дальше были контрдансы, кадрили, вальсы и другие танцы первой трети 19 века. К сожалению, фотографий танцующих у меня очень мало, потому что в это время я танцевала сама. Тут уж так - либо танцуешь, либо фотографируешь, поэтому в последнее время я редко беру на балы фотоаппарат, полагаясь на приглашённых фотографов - что где-нибудь и я попаду в кадр. :-) Но ради этого поста мне пришлось пропустить танец, чтобы сделать несколько снимков. Это контрданс Брайтон-вальс.
46.
47. А здесь мы с мужем танцуем лендлер. В фигурах этого танца много поднятых вверх и переплетённых рук, что очень неудобно, а порой и невозможно, сделать в платьях и фраках 19 века (танец более ранний). Поэтому ничего не остаётся, как посмеяться над собственной неуклюжестью.
48. В это время мама Joyscat готовила буфет. Обычно ей помогают сестра и мама одной дамы из нашего общества (которая недавно вышла замуж за гусара и отправилась в свадебное путешествие) или приглашённые помощницы, но на этот раз Татьяна была одна, и ей пришлось нелегко. А результат её трудов - накрытый стол с приготовленными ею же канапе, домашними пирожками, домашним лимонадом и, конечно, шампанским (купленным).
49. Бал состоял из трёх отделений и соответственно двух перерывов. Обычно в перерывах гостей стараются развлечь не только хлебом пирожками и алкогольными напитками, но и зрелищами. Организуется музыкальный салон или лекция, чтение стихов, карточные игры и рулетка, лотерея. Но в этот раз из-за более позднего начала бала перерывы были сокращены, и ничего из вышеперечисленного не было. Так что из развлечений остались экскурсия по дому, фотосессии в интерьерах и беседы с друзьями и подругами. Эскурсовод вдохновенно повествует о хозяевах усадьбы.
50. А эта дама с волнением внимает словам экскурсовода.
51. В это время другие дамы уединились на антикварном музейном диванчике.
52. А эта дама позирует мне на козетке первой половины 19 века, на которой, по слухам, сиживала сама Натали. Во всяком случае, эта козетка - единственная оригинальная вещь, сохранившаяся из усадебной мебели. И стояла она именно в этой комнате, где, возможно, жила Наталия Николаевна Пушкина-Ланская во время приездов в усадьбу в 1844-1863 годах. Надо сказать, что несмотря на то, что эта козетка - самая-самая ценная вещь в музее, наверное, нет ни одной участницы балов, которая бы на ней не сфотографировалась.
53. А я решила немного прогуляться по дому без экскурсовода. Вот, например, немецкое механическое пианино (пианола) конца 19 века.
54. То же крупным планом. Как работает, даже не спрашивайте - понятия не имею. :-)
55. Тут же рядом с "пианолой" за ширмой из красного дерева - платье и шляпка. Наверное, настоящие. Но скорее всего, не 19 век, а начало 20-го.
56. А еще я очень люблю этот старинный комод с зеркалом. В старинном зеркале отражается вспышка моего фотоаппарата, а на заднем плане - привидение экскурсовод. :-)
57. После прогулки я решила поиграть в хозяйку усадьбы и навести порядок после прохода экскурсии - поправить цветочки в вазе.
58. А в это время некоторые участники бала решили исполнить в пустом зале танцы, не заявленные в программе бала - например, вальс-сотез. Кстати, я только на следующий день сообразила, что нужно было сфотографировать бальную книжечку с программой бала, но, увы... Хорошая мысля приходит опосля...:-( Ведь по условиям сообщества все фотографии надо делать в один день... (А то я бы ещё кое-что доснимала. :-) )
59. Телевизионщики готовятся к продолжению репортажа. То, что у них получилось, можно посмотреть здесь:
http://www.newstube.ru/media/v-usad-be-lopasnya-zachat-evskoe-proshyol-kostyumirovannyj-bal
60. Но тут объявили начало следующего отделения, и народ поспешил в бальную залу.
61. До начала танцев кавалеры успели обсудить политическую ситуацию барышень. Ведь мужчины тоже любят посплетничать. :-)
62. Отделение началось с вальсового котильона (бальной игры) с платочком. Дамы по очереди выходили в центр круга, кавалеры водили хоровод вокруг ёлки ведущей дамы, она бросала платочек - кто поймал, тот и танцевал с дамой. Фотографию опять-таки сделала не я, потому что хотела, чтоб за меня тоже поборолись. :-)
63. Потом мы много танцевали, и мне было не до съёмок. Но, вот, бал окончен... Прощальная фотография.
64. На часах как раз время окончания бала. Хотя выехали мы из усадьбы минут на 40-45 позже. Пока переоделись, пока Андрей помог убрать помещения после бала, пока со всеми попрощались...
65. Т.к. возвращались мы в Москву в воскресенье вечером, то столкнулись с неизбежными пробками... И ехали обратно намного дольше, чем в Чехов. Несмотря на то, что я езжу быстро, не нарушая скоростной режим. :-) На бал мы ехали по перекопанной Варшавке, и обратно я въезжать на нее не рискнула. Тем более, что даже на въезде в Москву была дикая пробка. Поэтому мы выехали на МКАД и поехали на Ленинский проспект. И уже оттуда начали развозить барышень, которым новый маршрут оказался даже удобнее.
66. И, вот, наконец, мы дома - "как золушки" - ровно в полночь. Ваше наше время истекло... Спасибо, что были с нами.