История философии на пальцах

Mar 24, 2008 00:57

Сегодня косноязычно пытался объяснить Артуру Доле (ему нужно для романа) почему подлинным философом был Парменид ("похожий на сумасшедшего", по словам Аристотеля), а Сократ, Платон и Аристотель - это уже "падение в мнимое", телевизор. И как-то под конец даже немного устыдился своей не .. э... профессиональной категоричности. Ан нет, ничего нельзя ( Read more... )

Leave a comment

Comments 34

egmg March 23 2008, 22:37:54 UTC
Откуда это место у Хайдеггера? Заранее спасибо.

Reply

odinn March 23 2008, 22:57:57 UTC
Точно пока не могу указать, но вот например похожее высказывание ( ... )

Reply

odinn March 23 2008, 23:27:57 UTC
Цитата в посте отсюда: "Джованни Реале и Дарио Антисери. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ"
http://www.krotov.info/lib_sec/17_r/rea/reale33.htm
Там упоминается "Введение в метафизику", изданное в 50-е годы.

Reply

egmg March 24 2008, 11:33:38 UTC
большое спасибо.

Reply


readership March 24 2008, 02:30:36 UTC
гнусный поклеп на Платона. собственно, он единственный показал как это надо понимать - самораскрытие бытия, да и все непонятки от Парменида разрешил. что совсем смешно, показал он это практически буквально - самораскрытием Единого, ага.

а метафизика, разумеется, началась с Аристотеля.

Reply

odinn March 24 2008, 11:08:39 UTC
Если продолжать разговор на пальцах, то Платон колеблется - в "Пармениде" он склоняется к одному умозрению, в "Софисте" - к другому. Что поэтически вынесено даже в заглавие этих диалогов. Сам же Парменид не знал этих колебаний, а Аристотель (первоначально мальчик для ответов типа "да, это поистине так, Парменид") уже весь в "сущем" и науке.

Reply

readership March 24 2008, 11:39:40 UTC
в "Софисте" шла проработка подходов, не все пригодилось. Но Парменид - венец.
Как бы то ни было - бытие должно было окончиться - это не про Платона.

про Аристотеля согласен. Он открыл дорогу метафизике с ее дуализмом. Хайдеггер же, осознав тупик метафизики, "замутил" разговоры вокруг бытия как условия сущего. Онтологическая дифференциация и все такое прочее... Великая тайна! Ан, Платон бы только усмехнулся. Ведь все это он давным-давно прошел. Единое - бытие - иное.

Reply

odinn March 24 2008, 13:06:30 UTC
Мне кажется, признак подлинного мыслителя - это центростремительность, отсекание всего, что мешает приблизиться к самому источнику умозрительного бытия. Парменид и вообще элеаты отличаются именно этим качеством (по крайней мере, так это видится из нашего далека). Сократ же - и все последующие философы, это такой разбившийся сосуд, из которого полились рассуждения, смешиваясь со всем, что вокруг. Если Вы посмотрите на диалоги Платона, то Вы найдете там все, что угодно - от Атлантиды до вопросов воспитания - это точная аналогия какой-нибудь "советской философии". Невозможно себе представить, например, буддийского мыслителя, с упоением рассуждающего о правильном устройстве казармы. А у Платона - запросто, от единого, так сказать, к сущему. Очень современно и увлекательно.

Reply


Leave a comment

Up