"Школа продолжала стоять на страже языческих традиций, лишь слегка прикрытых христианством... ...Полуязыческие христианские общества, в Византии или в "темные века", со страхом и смущением отворачивались от уничиженного Христа". /Георгий Федотов/
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/fed_russrel.php Увидеть Христа, Бога Живого во всей совокупности "объективной реальности, данной нам в ощущениях", мешали языческие представления. Богословская мысль продолжала твёрдо стоять на позициях языческой интеллигенции. Напрасно последний одновременно и Чудотворец, и богослов напоминал: "тот именно в собственном смысле Бог, кому никакая сила не может воспрепятствовать делать то, что хочет... кто при бесстрастии своей природы добровольно становится причастным страданиям, чтобы совершенно победить их, мы не говорим, что он подвергается страданиям, хотя бы своей волей он участвовал в страданиях."
(
http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/IIIage/greg_b.htm)
Но такой "в собственном смысле Бог" Византии, вернее её интеллигенции, был чужд. Всё, что не укладывалось в прокрустово ложе языческих, интеллигентских представлений о Божестве, объявлялось "лжеумствованиями". "Как несозданное называете удобостраждущим, или удобостраждущее именуете несозданным? Ибо называя несозданную сущность Слова удобостраждущею, хулите вы Божество",- восклицала богословская мысль византийской интеллигенции, уже полностью подчиняясь языческим представлениям о Божестве.
http://simvol-veri.ru/xp/afanasiie-velikiie.-protiv-apollinariya.html ===========
Гарик Сукачев, "Белые Дороги"
http://www.youtube.com/watch?v=vor2QKi2CpE P.S. А у меня сегодня, кстати, день рождения.