"Что же касается Достоевского, то еще в знаменитой записи от 16 апреля 1864 г., сделанной у гроба первой жены, он указывал, что земная жизнь и история есть путь человечества к идеалу соборного, синтетического единства, единства в Боге. В благобытии Царствия Божия все «должно ожить в жизнь окончательную, синтетическую, бесконечную»: здесь все будут «лица, не переставая сливаться со всем, не посягая и не женясь, и в различных разрядах», здесь «всё себя тогда почувствует и познает навечно» (20; 174-175). В том же 1864 году, в набросках статьи «Социализм и христианство», писатель выстраивал трехчленную схему исторического пути человечества: от стадии первобытного, нерасчлененного, родового единства через этап «цивилизации», на котором «человек как личность» становится «во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному закону масс и всех» (20; 192), к конечной, завершительной эпохе, когда человек, уже добровольно и сознательно отрекаясь от своеволия, отдавая себя другим, служа им радостно и любовно, достигает высшего единства со всеми. Здесь же звучала чеканная формула соборности: «Бог есть идея человечества собирательного, массы, всех» (20; 191). ("Достоевский и Фёдоров. Духовно-творческий диалог"
http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/219/116/)
Указанную выше трёхчленную схему Фёдор Михалыча можно, пожалуй, применить и к истории христианства: от первой иерусалимской общины, когда христиане "получили один дух и один разум" (см.
http://off-roader.livejournal.com/952310.htl), через эллинское христианство с его приватизацией: мол, "говорят: "Вместо ума достаточно Божества". Что же мне до этого?" (см.
http://off-roader.livejournal.com/1429845.html) так что выдайте, мол, мне, пожалуйста, как "человеку взрослому, культурному и солидному", персональные мозги, и вперёд, к заключительному этапу, когда нахлебавшись горюшка от этих персональных мозгов по самое "не могу!", земное христианство наконец возвращалось с эллинской "стороны далече", уже хорошо прочувствовав, что "нас возвышающий обман" в виде неких собственных персональных мозгов, конечно, штука немало привлекательная, - позволяет потешить самость, пофантазировать себя некой автономной "не только энергией, но и сущностью" (подробнее
http://off-roader.livejournal.com/1422692.html), пофорсить перед бегемотами, птичками киви и всем остальным, называемым Богом или святынею (ср. 2. Фес. 2, 4)(подробнее
http://off-roader.livejournal.com/590956.html), но для нормальной, реальной, разумной жизни единое Божество всё-таки много надежнее.
===========
Animals - House Of The Rising Sun
http://www.youtube.com/watch?v=bwAw9ThDQmk С далёкой эллинской сторонки мы шли, усталые, к Отцу...