О болезненных ощущениях философствующих лириков и христианском воплощённом Божестве...

Feb 02, 2013 20:06

"Почему же говорите: «Бог страдал и воскрес во плоти?» Какая нелепость и хула!... Почему же вы, обещавшиеся прежде исповедовать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, самое неделимое естество, самое неизреченное Божество...?... [Ведь тогда] страдание будет, как учил Валентин, нечто общее для всей Троицы... " - восклицал псевдо-Афанасий (см. http://simvol-veri.ru/xp/afanasiie-velikiie.-protiv-apollinariya.html) ("Большая часть исследователей...отрицают или, по крайней мере, считают сомнительной принадлежность их [тех двух книг] св. Афанасию", - пишет патролог Николай Иванович Сагарда и приводит, среди прочего, такие доводы: "В книгах "Против Аполлинария" ясно устанавливается, что между homoousia [единосущными] возможно единство только по fusis, но не по hupostasis, то есть автор стоит на почве новейшей (так называемой - новоникейской) терминологии: mia ousia, treis hupostasis, тогда как св. Афанасий еще в "Послании к африканским епископам" (cap. 4) смешивает ousia и hupostasis; обе книги "Против Аполлинария" считаются с произведениями Аполлинария, которые написаны и сделались известными только после смерти св. Афанасия". (*) )

Потому и говорим, чтобы воистину, а не всего лишь в виде сентиментальной душевной лирики, ад "огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел... небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!" (см. http://www.paskha.ru/holies/izlat.html)


«Бог страдал и воскрес во плоти?» И что? К чему болезненные восклицания: "нелепость и хула"? "В страдание вовлекаете нераздельное Имя, самое неделимое естество, самое неизреченное Божество"? Да, вовлекаем! И в этом нет ничего плохого, если, конечно, верить не в то философское "божество", в которое предпочёл поверить псевдо-Афанасий (ср. http://off-roader.livejournal.com/1446090.html).

А ведь всего лишь веком ранее Григорий Чудотворец говорил:

"В Боге не почитаются страданиями те страдания, которые по собственному хотению Он претерпел для общего блага человеческого рода , когда Его блаженнейшая и бесстрастная природа вовсе не противодействовала [этому]. Ибо Он в своем страдании показывает бесстрастие. Ведь, если кто страдает, тот страдает лишь в том случае, когда страдание насильственно оказывает свое действие на того, кто страдает помимо его воли. Но о том, кто при бесстрастии своей природы добровольно становится причастным страданиям, чтобы совершенно победить их, мы не говорим, что он подвергается страданиям, хотя бы своей волей он участвовал в страданиях...

Как мы можем не сказать, что Он бесстрастен, когда Он в Своих страданиях остается тем же, добровольно принимая на Себя человеческие страдания, но не претерпевая болезненных ощущений, проистекающих из человеческих страданий... ...Та воля бесстрастна, которая силой необходимости не удерживается от того, чтобы прийти к тем людям, которые жаждут Божественного Промышления. Но Тот, Кто, созерцая величие Своего Божества в Своем прекрасном блаженстве, избрал Себе молчание и который один только пребывает в счастье Своего естества, презирая все прочее, потому что Он предпочел бездеятельность, которую Он избрал для себя, - каким образом такое совершеннейшее существо не окажется значительно ниже тех смертных, которые не пощадили своей жизни, чтобы помочь своим отечественным городам или друзьям, которые своей волей стали выше мучения и вследствие своей выдающейся доблести причиненные им мучения не считали мучениями?... Бог Своим добровольным пришествием на смерть не навлек на Себя ничего заслуживающего поношения, когда, напротив, показал Свое превосходство над всем, сокрушив власть смерти и лишив смерть господства над всем, каким она [прежде] услаждалась. Естество же Бога в смерти пребыло нетленным и силою бесстрастия сокрушило страдания наподобие света, который смешивается с тьмой..." (К Феопомпу, о возможности и невозможности страданий для Бога. http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/IIIage/greg_b.htm)

Ход мысли у Чудотворца Григория совсем иной, чем у философа псевдо-Афанасия: "Тот, Кто, созерцая величие Своего Божества в Своем прекрасном блаженстве... один только пребывает в счастье Своего естества, презирая все прочее... каким образом такое совершеннейшее существо не окажется значительно ниже тех смертных, которые не пощадили своей жизни, чтобы помочь своим отечественным городам или друзьям, которые своей волей стали выше мучения и вследствие своей выдающейся доблести причиненные им мучения не считали мучениями?"

В рассуждениях Чудотворца философское "не причастное страданиям божество" псевдо-Афанасия имеет явно бледный вид.

И нет ничего удивительного, что, как пишет kalakazo, "православная бурса - это школа раболепства, пресмыкательства, угодничества и лакейства, церковных Молчалиных, в прокрустовом ложе своем генерирующих потатчиков, лизоблюдов и ябед" (см. http://kalakazo.livejournal.com/1093022.html) Для последователей "божества" св. Афанасия такое поведение вполне закономерно...

Стоит вернуться и к словам Чудотворца: "Он в Своих страданиях остается тем же, добровольно принимая на Себя человеческие страдания, но не претерпевая болезненных ощущений, проистекающих из человеческих страданий..." Это явно не тот образ, который рисует Мел Гибсон, у которого всё основано именно на болезненных ощущениях...

=========
Офицеры группы "Альфа" - "Прадеды, деды"
http://www.youtube.com/watch?v=VCYsFBFerJA

"Богов" придумано что грязи, а Ты, материя, родимая, реальна и одна (см. http://off-roader.livejournal.com/1078498.html)... "Раскройте объятия, весь мир покажите, скажите: сие есть истинные Тело и Кровь Христовы... Отнеситесь к миру как к Причастию [ср. http://off-roader.livejournal.com/828556.html ]... Каждое мгновение предстоять перед этими Святыми Тайнами и вкушать их... И только тогда будет осознано причастие, которое мы вкушаем в храме..." (о. Илья Дорогойченко, полнее http://video.mail.ru/mail/akremlev/kosma/15.html).

Имяславие, теопасхизм, Григорий Чудотворец, довизантийский период, Бог Живой и философская пустышка, Аполлинарий Лаодикийский, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий

Previous post Next post
Up