Прочёл у Льва Платоновича Карсавина: "Григорий Богослов безбоязненно повторяет Плотина: «Монада, от начала подвигшаяся в диаду, остановилась в триаде».
(*) Подумал: Лучше бы он безбоязненно повторил за Плотином: "божественная материя... сама есть живое и мыслящее существо"
(*) , и добавил бы, уже вопреки Плотину, вспомнив, что Слово стало плотью: - материя "дольнего мира" и божественная материя одно.
Но увы, Григорий, вместе с Плотином, верил в "бога, несоединимого с плотью"
(*). А ведь "никакая эстетика и никакая мистика не могли заставить неоплатоников отбросить материю как нечто в абсолютном смысле несуществующее," - писал Алексей Фёдорович Лосев
(*). "Фактически получается, что материя у Плотина играет роль решительно везде и является таким же универсальным, принципом бытия, как и три основные ипостаси".
(*) Безбоязненно увидеть Бога в самой материи, в которой живем и движемся и существуем (ср. Деян. 17, 28). "Пантеизм"? Так ведь Христианство без "пантеизма" что церковь без креста.
(*) "В конце 20-х годов философ А. Ф. Лосев писал: "Последовательный материалист, а в особенности диалектический материалист (как не бояшийся выводить любые категории), должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности... Это вовсе не равносильно олицетворению или одушевлению материи" ("Диалектика мифа" // "Из ранних произведений". М., 1990. С. 508 - 509).
(*) А надо бы "олицетворить" и "одушевить". Ведь "для Лосева «последней, известной реальностью» является «диалектическое саморазвитие единого живого телесного духа»... в настоящей реальной жизни «потухнет... самое различие духа и тела»
(*) "Лишить духовную жизнь человека ее материальной основы - "это все равно, что вместо живой картины с ее холстом и красками только мысленно представлять ее отвлеченную идею". "Это диалектическое саморазвитие единого живого телесного духа и есть последняя, известная мне реальность", - заключает А.Ф.Лосев.
(*).
Да! "Единый живой телесный дух", Бог живой, Плотяной, "воплощенный от вечности в идеальном божественном плане".
(*). "Сама же материя здесь не только остается, но даже становится самим Богом в лице богочеловека Христа... Христианство хотело доказать, что материя тоже способна быть Богом, причем именно наивысшим и абсолютным Божеством, то есть Божеством в его личностной субстанции. Отсюда - учение о богочеловеке Христе, который является и Богом по своей субстанции, и материей тоже по ее субстанции, то есть является богочеловеком", - писал Алексей Фёдорович Лосев
(*).
Да! Дядя Гриша, Григорий Григорьевич Назианзин, дорогой, лучше бы ты безбоязненно повторил за Плотином: "божественная материя... сама есть живое и мыслящее существо"...
(*) ==========
Neil Young - Blowin' in the Wind (Live at Farm Aid 2013)
http://www.youtube.com/watch?v=kWURZKtQw9E Божков, бывало, придумано было навалом, а Ты, Материя, родимая, реальна и одна!
(*) Неисследимая бездна и беспредельная глубина
(*) . Кормилица, Восприемница!
(*) "Сколь многие изумлялись, глядя на Тебя" (Ис. 52,14)
(*) Сиятельная и неприступная, божественная Единица
(*) , которой всяк живится!
(*) Ты, которую считали неживою и безличной, на поверку оказалась самим Богом и Отцом
(*). Иных божеств не знаю
(*) и знать я не желаю
(*) , Тебе пою, Тебя благословляю, Материя, родимая, моя.
Достойно есть Тебя благодарить, Тебя хвалить, благословлять и славить за то, что мы уже не скопище разрозненных ходячих овощей
(*) и рождены не абы как, но чтобы сказку сделать былью
(*). Ведь где бы кого когда ни носило, на всех во Христе один Ум, одна Жизнь, одна Сила
(*) - Отца Иисуса Христа, Бога богов
(*)! Одна Природа - Божья, воплощённая
(*). Аминь.
Аминь. Аминь. Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..."
(*)