Аниме "Rozen Maiden Zuruckspulen"

Oct 26, 2019 23:16



Из-за проблем со зрением я мало смотрю аниме и художественных фильмов в последнее время. Но пройти мимо третьего сезона "Розен Мейден" я никак не мог: один из трёх культовых моих сериалов! Причем самый-самый: я собираю всё, что имеет к нему отношение (куклы, фигурки, артбуки, аксессуары, атрибутику и тому подобное). С некоторым опозданием я скачал "Rozen Maiden Zuruckspulen", но сразу посмотреть не получилось - впервые мой "ThinkPad" не потянул графику 1280х720. Пришлось конвертировать тяжёлый "flv" в нормальный "mp4", заодно избавившись от испанских сабов. После этого долгожданный просмотр наконец состоялся - два раза подряд, потом некоторые серии отдельно... потом пришлось сесть и внимательно изучить субтитры, открыв их в "Блокноте". Однако понять происходящее в кукольном мире так до конца и не удалось...




Как и многие, я принципиально разделяю мангу и аниме. Исключительно из практических соображений, дабы не путаться. Знаю, что "другие многие" поступают как раз наоборот, получая невероятный кайф от сравнений и жарких споров на безнадёжную тему: "Что лучше?" Но для меня роман - это роман, а экранизация - это экранизация, в обоих случаях имеются свои непередаваемые тонкости восприятия. Первые весьма вольные сезоны "Розен Мейден" блестяще это доказали: сюжет, интрига, характеры, внешняя идея и глубинная идея - всё было на должном уровне, всё смотрелось исключительно органично. Третий же "манговый" сезон слишком уж демонстративно раскладывается на мир людей и мир кукол. С последнего я и хочу начать. Вернее, с ключевого вопроса: а кто она, собственно, такая - злодейка Киракисё?



Дело в том, что информация, предоставленная о ней ("нематериальная кукла без тела, из астрала") попросту абсурдна: именно искусственное тело, фигурка и составляет суть куклы! Об этом говорит и любой словарь, и здравый смысл. "Астральная кукла" - это, примерно, то же самое, что и "астральный топор" без своей металлической части (неопределённая деревяшка всего-навсего). А уж после того, как выясняется, что у Киракисё нет и собственного осколка Розы-Мистики, остаётся только развести руками. Ибо перед нами в натуре "то, не знаю что", которое существует "так, неведомо как". Сотворил ли её на самом деле (пусть и в проекции, ладно...) мастер Розен - опять же неведомо. Каким образом она получила возможность захватывать физические тела медиумов и кормиться их чувствами - снова непонятно. Её ключевая идея: получить возможность перевоплощаться в любую куклу, став таким неожиданным образом "идеальной Алисой" без непредсказуемых единоборств, неосуществима в принципе, ибо суть задумки Отца как раз и состоит в полной гармонии-идеале тела (прекрасной без изъянов кукольной фигурки) и собранной воедино мистической Розы-души. Зрителям остается лишь удивляться безумной наглости замысла Киракисё и надеяться, что в будущем загадка её появления так или иначе разрешится (четвёртый сезон, что же ещё?) А пока "Rozen Maiden Zuruckspulen" начинается с сообщения, что седьмая "астральная" сестра - злодейка, что она есть существо невероятной мощи, и что ищет для себя тело. Ничего нового к этому финал сериала нам не добавляет.

Кукольные тела - это вообще отдельная песня, то есть путаница. Итак, Дзюн-младший посылает Дзюну-старшему детали для изготовления "временной Синку", настоящее тело которой скрыто в "N-поле", где каким-то образом безраздельно хозяйничает Киракисё. С одной стороны, нам прямым текстом говорят, что это обычный пластик, и что вообще дело не в материале, а в личности Творца, Создателя. А с другой стороны, на кукольных фрагментах стоит фирменный знак "Розен Мейден"! Получается, что Дзюн-старший собирает "временную Синку" из разобранного тела какой-то подлинной куклы? Но таковая только одна - Хина Ичиго, и её поглотила именно Киракисё! Как всё это логически совместить, я так и не постиг.



Со второй куклой, части которой присылала уже сама коварная Киракисё, вроде бы понятно: это части Соусейсеки. Заполучив, таким образом, поддельное тело для себя, она настойчиво величает Дзюна-старшего "творцом" и "хозяином". Но таков ли он на самом деле? Да ничуть не бывало! Вся засада в том, что Дзюн-старший собирает куклы из готовых уже фрагментов, в сотворении которых он сам лично не участвовал. А насколько это трудная и ответственная работа - создать пригодные для куклы заготовки - подробно рассказывает Дзюну-младшему завистливый ученик мастера Розена во втором сезоне "Rozen Maiden Traumend". Таким образом, Дзюн-старший никакой не подлинный творец - он всего-навсего сборщик и декоратор уже кем-то изготовленных материальных тел. А к мистическим Розам он и вовсе не имеет ни малейшего отношения. Впрочем, Киракисё последнее без разницы - у неё, как я уже отмечал, свои исключительно оригинальные планы на будущее...



Можно было бы продолжать ещё на несколько страниц, но я, пожалуй, остановлюсь. Попутно лишь замечу, что разгадывать все эти загадки - увлекательнейшее дело, но именно для фаната сериала! А обычному зрителю это обременительно: ему нужно ухватить суть происходящего сразу, желательно с одного просмотра. В третьем сезоне это крайне затруднительно, и в этом его недостаток. Ну и без продолжения сам данный сериал вообще просто подвисает в воздухе, чему сильно способствует 13-я серия - открытый финал с явной грядущей интригой.

Однако необходимо немножко сказать и о "мире людей" - второй составляющей "Rozen Maiden Zuruckspulen". Она полноценная, но главной её назвать трудно. Трудно, потому что слишком уж много банальностей нам выдают её герои. "Не замыкайся в себе", "будь доброжелательным к окружающим, и они тебя поддержат", "все двери ты способен открыть сам", "если в мире для тебя нет перспектив, так создай их" - о, сколько же раз мы слышали эти замечательные славословия! И то, что в сериале они подаются нам открытым текстом, буквально в лоб, нисколько не добавляет им убедительности. И то, что Дзюн-старший находит признание в небольшом любительском театральном мирке ещё не открывает перед ним никаких действительных перспектив, равно как и многозначительные намёки представителя Главной компании. Просто без подобной воспитательной нравоучительности не обходится практически ни один аниме-сериал - в этом, кстати, их определённое сходство с советскими мультфильмами с непременно заложенными в них "нравственными уроками" для смотрящих. Обычно в аниме подобная мораль бывает хорошо замаскированной (как, например, в "Меланхолии Харухи Судзумия"), но вот в "Rozen Maiden Zuruckspulen" она выпячена наружу. Я не могу это считать недостатком, ибо налицо и сильнейший противовес - тема личностной ненужности как таковой. В первом сезоне главной была тема гордости и самоутверждения, во втором - тема зависти большого таланта к гению, а в третьем вот такая вот, грустная донельзя. И если для Дзюна возможности самореализации есть и всячески авторами рекламируются, то положение медиума Мэгу фактически безнадёжно. Хотя именно благодаря ей впервые испытывает сострадание неукротимая Суигинто. А Мэгу перенимает от своего "ангела-сан с чёрными крыльями" хоть какую-то волю к сопротивлению: она уже не только привычно мечтает о смерти, но и неосознанно (пока?) бунтует против неё и против оплаченного богатым папой лицемерия окружающих. И, может быть, этот безнадёжный, но искренний бунт для неё лучше, чем фальшивое примирение со смертью и даже якобы смакование её запретного запаха. Я не знаю, как там запланированно в манге, и какая судьба ожидает Мэгу, но... "Никто из нас не боится смерти, мы просто её не хотим" - что ещё остаётся человеку?



Поразительно, но и предельно эгоистичная Киракисё переживает из-за своей ненужности! На самом деле или притворно - не ведаю. Загадочность этого существа я своим умом так и не преодолел, а в продолжении всё возможно. Если, конечно, оно состоится. Но лично мне Киракисё не так интересна и важна, как её двойник из второго сезона Барасуиччо. Вот где была подлинная, страшная трагедия: создатель искренне был убежден, что сотворил самую сильную и непобедимую куклу - и это было правдой, вот только внешняя мощь и внутренняя прочность оказались совершенно разными. Барасуиччо не могла удержать в себе захваченные Мистические Розы и погибла, физически сломавшись. Гибель в результате победы - что может быть горше?

А вообще нужно ли было возобновлять вроде бы уже логически завершенный цикл про таинственных кукол? Не знаю - я как фанат это могу только приветствовать. Но, возможно, права и одна моя очень умная френдесса, большой специалист по куклам, заметившая в своем Журнале: "Есть желание у японцев искусственно продлить период интереса к определенным вещам, но он, в отличие от долгих и всегда актуальных комиксов Запада типа Бетмена, очень быстро проходит. То есть иногда какой-то сериал оказывается настолько хорошо вписан в моду, в определенную культуру, что становится культовым, но потому же легко и выходит из моды. Японцев это расстраивает, и они начинают реанимацию, но всё как-то уже не то..."

Пару слов о моих личных, потаённых чувствах. Милую Хину Ичигу авторы уничтожили во второй раз - и теперь, кажется, бесповоротно. Кому она так сильно мешала - без понятия. Или, как говорится, "надо же было кого-нибудь убить?" Эпоха такая, что без трагизма никак... Ладно, хотя бы не тронули мою любимую куклу - Канарию, "канарейку". Сам не знаю, чем это взбалмошное, доброе и совершенно не приспобобленное к жизни существо меня так очаровало? Может быть, я в неё, как в зеркало, посмотрелся?

P.S. Чуть было не забыл сказать пару слов о визуальных впечатлениях от сериала. Из-за этого псевдо-3D куклы внешне стали немножко другими, какими-то скругленными и похожими. Непривычно, но не критично. Других замечаний по рисовке нет. Да, насчёт субтитров: приставочка "-с", которую добавили к фразам Суисейсеки, чтобы выделить на письме её фирменное "desu", по-моему, вполне годится. Во втором сериале было более проблематичное "же", но и оно как-то прижилось. Во всяком случае, ничего, кроме некоторого оттенка старомодности, я в этом "-с" не ощутил.



















Previous post Next post
Up