- Красивая у тебя девчонка! Жаль, что она не сможет жить вечно!
- А кто сможет? ("Бегущий по лезвию бритвы")
Короткая справка: Вымышленная страна 19-го века, в центре повествования прекрасная девушка с внешностью и мимикой куклы - Вайолет Эвергарден. Всю свою жизнь она (сирота без роду-племени) провела на гражданских войнах в качестве спецназовца у майора Гилберта Бугенвиллея. Во время последнего боя потеряла обе руки, которые теперь ей заменяют механические протезы. После подписания мира над Вайолет, потерянной и более не нужной в качестве "инструмента убийств", берёт попечение полковник Клаудий Ходгинс, старый друг майора Гилберта, и устраивает её в почтовое отделение. Не умеющая жить среди гражданских и плохо понимающая простое человеческое общение, Вайолет решает стать "автозапоминающей куклой", чтобы разобраться в такой сложной штуке как человеческие чувства и наконец-то понять, что же означали слова майора Гилберта, сказанные им перед самой смертью: "Будь свободной и счастливой".
Я очень-очень извиняюсь перед почитателями сериала... но сразу хочу уточнить: а причём здесь какая-то "Вайолет"? Да ещё и "Эвергарден"? Уже чуть ли не с первых эпизодов стало ясно, что перед нами вылитая Сейбр-Saber во всей своей неповторимости - цвет глаз, волосы, причёска, наряд, манеры один-в-один! После двух серий я не сомневался, что смотрю старую, добрую "Fate/Stay night" (побочное ответвление сюжета). Правда, появления любимой Рин Тосаки так и не дождался, чем был огорчён. Ещё больше меня обеспокоил общий вид так хорошо знакомой главной героини, которую бесцеремонно выгнали в отставку, предварительно лишив рук и части памяти. Последнее понятно: вдруг вспомнит о своих правах, потребует военный пенсион, а то и инвалидность? Армейцы всех стран и эпох дружно и жёстко экономят на "живых боевых инструментах", я особо не иронизирую.
↑ Вайолет и Сейбр... или наоборот? Подражать популярнейшему образу всегда проще.
Само действие шло не то чтобы легко, но почти безостановочно (перечитывать сабы после каждой серии для уточнения деталей не было нужды). Мне как медиевисту нравится "стимпанк" и "паропанк". Кроме того, я в реале ещё застал эпоху, когда мои родители к обеду жарили рыбу в саду на самодельном каменном очаге. Ну и сам я работал одно время почтальоном и хорошо помню, как на свалке обнаружили груду писем и поздравительных открыток, выброшенных стажёром - ему было лень эту мелочёвку разносить... Житейских слёз по поводу и без повода тоже насмотрелся.
↑ Красиво и душевно...
Я это к тому, что мне близко и понятно простое, незамысловатое существование, изображённое в сериале, - соскучился по такому. Тем более что быт, детали интерьера, пейзажи выписаны весьма тщательно, чуть ли не любовно. Может быть, авторам стоило столь же основательно показать и общую картину англо-саксонского параллельного мира, в котором происходит действие? Кратких сведений по ходу дела о гражданских войнах и заговорах сепаратистов недостаточно, как мне кажется. Сериал правомерно претендует и на серьёзность, и на психологизм, а для такого требуется полноценная информативная база. Однако нам разок показали лишь общую географическую карту, да и то мельком. Возможно, дополнительную инфу мы получим в продолжениях, и просто стоит набраться терпения. Разумеется, тем, кого показанное крепко затронуло за живое.
↑ Ну, тут тоже можно как бы жить...
Я же сам, признаться, нахожусь в состоянии некоторой растерянности - однозначно определиться не получается. Как уже отметил, и антураж, и события, и персонажи мне очень понятны, они порой дёргают за душу по-настоящему. Если не заниматься с помощью интеллектуального скальпеля хирургической критикой, то большинство недостатков сериала не то чтобы не ощущаются - они очень быстро забываются, и остаётся лишь чувство глубокой грусти и сопереживания. К слову, идея десятой серии с отсроченными письмами полностью заимствована из классической литературы, что нисколько не умаляет её достоинств. Резкие "точечные" фрагменты из боевого прошлого главной героини тоже сделаны и смонтированы достаточно удачно. И мне не хотелось возникать с претензиями вплоть до середины 11-ой и до злосчастной 12-ой серий, где авторам просто изменили и чувство меры, и вкуса. А может, кто-то из анимешного начальства просмотрел подготовленные эпизоды и решил, что маловато жёсткого действия. Ну и велел срочно добавить!
И добавили... У меня просто варежка раскрылась, когда ГГ сбросили на парашюте в русской шапке-ушанке и чуть ли не в наряде горничной (с оборочками, ага) в зимний лес. По которому она легко и изящно неслась строгими зигзагами, попутно молниеносно истребляя врагов. "На скрытую символику не похоже - плохо в итоге придётся бедняжке", - подумалось с испугом, но почти сразу я пришёл в себя: это же в натуре Сейбр, она справится! И верно, справилась. Причём противник расшаркался перед ней в совершеннейшем почтении и скромно отступил без попыток на ответную агрессию. Наверное, тоже понял, что не ему тягаться с прославленной мечницей...
↑ Вы что-нибудь увидели-поняли? Я, признаться, ничего. И вот в таком духе поставлены "боевые сцены"!
Нет, ну куда это годится? Такое впечатление, что в тонкие внутренние картины, нарисованные чуть ли не психологической акварелью, вдруг вмешалась чужая, наглая воля и пошла кромсать по-своему. В ужасной двенадцатой серии (которую смело можно выбросить из просмотра) всё скоростное действие происходит в дымно-ночной перспективе - преобладают серые и коричневые оттенки, на фоне которых ничего толком разобрать невозможно. Впрочем, это было и не нужно, потому как даже на Сейбр-Вайолет, порхающую по вагонным крышам в широком платье до пят и в сапожках на высоком каблучке, смотреть не было сил - до того это выглядело нелепо. Вместо задуманного эффектного драматизма получились не просто неудачные по смыслу и исполнению эпизоды, а откровенная несуразица. Не годная не только для глубокой психологической драмы, но и для фантазийной "Fate/Stay night". И ведь это далеко не первый раз в аниме, когда режиссёр и сценарист элементарно не справляются с несложным, в общем-то, финалом.
К счастью-несчастью, но к такому я уже привык и отношусь философски. Тем более, что от "оживляжа" никуда не денешься - либо от фансервиса, либо принудительного созерцания ненужного мордобоя. Вместо "девятки" моя предполагаемая оценка снизилась до "восьми"... но не уверен, что не снижу ещё на полбалла-балл. И дело опять-таки в личности Главной Героини.
Не знаю, почему было решено использовать уже наработанный и популярнейший типаж "Сейбр" (а это очевидно), но сделали именно так. Хотя созданному затемнённому миру "паропанка", стилистике полутонов и коричневых драпировок не слишком подходит хрупкая, голубоглазая блондинка с внешностью и повадками поруганной принцессы. Даже для игры на контрасте. В бою она не то чтобы не смотрится, а вызывает бессознательное недоумение - чего это делает в огне и в дыму такое эфемерное существо? Отсюда и предположения многих зрителей: а уж не робот ли она? Нет, не робот, вспомните два эпизода с чаепитием. Выражаю исключительно своё мнение: требовалась совершенно иная Вайолет! Такая, скажем, как Робин из прекрасного мистического триллера "Witch Hunter Robin" - тоже стройная белокурая девушка, тоже ни разу не улыбнувшаяся за 26 серий, но вполне приземлённого облика и без холодной красивости. По воспитанию монахиня, а по работе из спецслужб. То, что надо, ей-ей...
↑ Вот какая должна быть Вайолет!
Но, возможно, хотелось как можно сильнее воздействовать именно на сентиментальных зрителей, "ударить на слезу"? Тогда вопросы по типажу снимаются - задумка реализована верно. Недаром в полнометражном фильме другие персонажи шушукаются за спиной Вайолет: уж не королевских ли она кровей? Такая наружность, такие скромные и в то же время небрежно-надменные аристократические манеры... Кстати, откуда у неё умение столь отточено-профессионально танцевать сложные бальные танцы? Уж не врождённый ли талант? Не удивлюсь, если выяснится в дальнейшем, что наша героиня весьма высокого происхождения. Это подчёркивается и тихим, бесстрастным (но порой очень категоричным!) голосом сейю - и японской, и нашей. Русскую озвучку выполнила от "AniLibria" актриса под ником "Amikiri" (та самая, что гениально сыграла Рейчел в умопомрачительном "Ангеле кровопролития") и со своей задачей более чем справилась.
↑ Такой героиню нашли на поле боя...
↑ ...а вот такой она стала.
↑ Сентиментальный приём...
↑ ...и постоянная работа.
Однако отмеченная выше двойственность происходящего смутила не только меня, а очень многих. Вот несколько мнений, увиденных мною на сторонних аниме-ресурсах:
>> "Аниме с графикой из 90-х. По сюжету 1\10".
>> "Теперь я знаю два тайтла, в корне отличающиеся от всех: Вайолет и Стальной алхимик".
>> "Меня чтой-то засмущали высокие дамские каблуки у её белобрысого друга-почтальона..."
>> "Самое лживое и лицемерное аниме из тех, что я видел. С самого начала слёзы и боль - а через несколько минут забыли и новые проблемы. Есть законы существования общества и отношений людей, они абсолютны, и не нужно выжимать из этого трагедию. Ничего, кроме графики, примечательного нет".
>> "Вайолет Эвергарден" - прекрасный, душераздирающий тайтл. Сколько слёз было пролито моими глазами! С нетерпением жду второй сезон..."
>> "На самом деле так:
- 14-17 лет: Вау, аниме вообще топчик, плакал в каждой серии. Особенно над тем, как она пишет письма и молчит - жизненно...
- 18-21 лет: Ну, нормуль, можно глянуть. Рисовка крутая, сойдёт на разок - может, вкатит...
- 22-25 лет: Хрен зна, чего тут плачут? Да и вообще о чём это аниме? Не понял...
- 25 лет и >: Полистал комменты, ознакомился с первой серией, пожал плечами, пошёл дальше..."
Так-то вот. По-моему, никаких категорических выводов делать не нужно. Ибо то, что экстраверту благо, интроверту гибель. Но как хотите, а свыше 1000 противоречивейших отзывов в "болталке" говорит само за себя. Перед нами сильная и стильная вещь, что так или иначе признают и доброжелатели, и недруги.