Я не впервые читал про Кинзягула Салимгареева - это человек, который вот уже свыше шестидесяти лет живёт один в лесной Башкирии, в предгорье Урала. Сейчас ему девяносто, и вот 17 марта он захотел проголосовать! Что ж, власти уважили и не без труда, но привезли ему урну прямо на дом, точнее, в избушку. Понятное дело: местная знаменитость, как-никак. Журналист поинтересовался у старика, знает ли тот вообще, кто сейчас президент в России? «Самый главный-то? А Путин!», - последовал ответ. «А кто в Америке?» - «Без понятия. Оно мне надо?» Что ж, вполне прагматичная жизненная позиция…
А в гирьке, между прочим, два пуда весу! Фото взято
отсюда, из репортажа пятилетней давности. Понятия у Кинзягула-агая очень простые, без каких бы то ни было учёных принципов. Вот не нравилась ему городская суета и скученность, потому и остался жить в заброшенной деревне. А ещё не любит электричество, считает его вредным. Навещавший его племянник предлагал соорудить спутниковую связь - последовал отказ, мол, и транзистора на батарейках вполне хватает. Долгие годы занимался охотой, причём ружьё никогда дома не держал, а прятал в лесу (многозначительная подробность). Не привечал рыбу, но всегда охотно ел мясо, тоже стоит отметить. Не брезговал и водочкой, причём в горячем виде. Предпочитал много спать, почти до полудня, что тоже не характерно для лесного руссоиста. Прекрасно разбирался в целебных травах - ну, это естественно для таёжника. Он мне напомнил одновременно стариков Сохача и Тараса Семёновича из рассказа Мамина-Сибиряка «Малиновые горы», двух антагонистов. В том смысле, что его не пугало одиночество, но страшила смерть - её не хотелось, так будет точнее. «Жить куда интереснее! - однажды признался современный отшельник. И добавил: - А время-то ой как быстро бежит!»
Тут и настало время для моего раздумья. Ведь перед нами воистину «нищий духом», почти по евангельскому определению! Без какого-либо смысла в существовании. За 90 лет можно крепко устать от бытия, тем более однообразного. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год одни и те же занятия: дела по хозяйству, заготовка дров, забота о пропитании. Любопытно, что у Кинзягула-агая была выстроена баня, но мылся и даже умывался он раз в месяц. «Чаще нельзя, мне это вредно, - так загадочно говорил он. - Тогда какое-нибудь несчастье обязательно будет». Из какой древности идёт такое поверье?
И вот возвращаясь к этому самому смыслу существования - да есть ли он на самом-то деле? Чайка Джонатан из одноимённой повести Ричарда Баха утверждал, что главное для птицы - это умение свободно летать и совершенствовать техники полёта. Так, хорошо, ну а для человека что? Неужели тоже набор бесконечных движений от рождения и до кончины? В чём же тогда его отличие от животных? В стремлении к полноценному комфорту благодаря развитому Уму - то ли преимуществу, то ли извращению?
Само собой, учёные скажут, что главное для людей - это прогрессирующее мышление на основе высшей нервной деятельности. Но у почтенного Салимгареева, очевидно, нет ни того, ни другого! И однако же размеренно-скучное, чисто физиологическое бытие вполне его устраивает и не хочется от него отказываться. Неужели прав был мудрый кентавр Хирон, утверждавший: «Просто жить - всегда счастье! Это хорошо понимают умирающие, только они слишком поздно узнают об этом»? Известный бард Владимир Туриянский в семьдесят лет тоже грустно заметил:
Нам снова суждено бродяжить по России,
Всё так же тяжек крест «самим собою быть».
Ведь мы давным-давно за это заплатили!
И времени в обрез на то, чтоб просто жить…
Я не знаю… не берусь что-либо утверждать. С молодости размышляю на эту тему, но так и не пришёл к какому-нибудь определённому выводу. И немудрено, ведь сначала требуется точное понимание: а кто мы, умные homo, такие? Да и, собственно, жизнь вообще? Отчего она наполовину плотоядная с узаконенной Природой взаимосистемой убийств, пожирания чужой плоти и бесцельного размножения? И так далее… Очевидно, ещё не настало время не только для ответа на эти страшные вопросы, но даже и постановка оных. Ну, мне вот так кажется.
Ладно, отвлёкся я от темы, как обычно. А она задела меня не понапрасну: штука в том, что я сам уже многие годы также веду вполне себе одинокий образ жизни. Вынужденно, по состоянию нездоровья, но среди большого города. То есть с реальными людьми мои контакты предельно ограничены: я раз в неделю спускаюсь со второго этажа многоэтажки на первый в магазин и раз в месяц посещаю почту для уплаты зверских коммунальных. И всё. Больше никуда не хожу и ко мне никто не ходит. Общение по телефону тоже практически отсутствует. Вот интернет с классическим понятием отшельничества никак не вяжется, но можно ли считать виртуальную жизнь полноценной? Сильно таки сомневаюсь! Ведь фактически это замкнутая на себя деятельность мозга и только. Обычные при любых обстоятельствах фантазии и размышления с той лишь разницей, что на них порой приходят сторонние ответы. Которые опять же не имеют особого отношения к реальности и просто включаются в круговую игру воображения, всего-навсего.
Но мне было интересно и другое: а вот смог бы я существовать настоящим отшельником? Не дома с удобствами, а на дикой природе? Пусть не сейчас, а в молодости, когда сил полно?
Снова затрудняюсь ответить категорически. Во-первых, это смотря где! В лесу и близ него я точно не сдюжил бы - люблю деревья, но панически боюсь их огромного скопища, как и толпы вообще (сходить в лес по ягоды-грибы для меня дело немыслимое). В горах и даже в предгорьях не смог бы тем более, хаотичное нагромождение мёртвой материи также меня пугает - как в мегаполисе, кстати. Я человек вольного пространства, это моя стихия. Значит, степь, поле… возможно, даже тундра и пустыня. Очень желательны рядышком озеро или река, насчёт моря не уверен. Короче говоря, у меня слишком много условий для аскета, анахорета или стоика :-)
Ну и во-вторых. Почитаемый мной индийский философ Свами Вивекананда однажды заметил: «Я полтора года прожил в джунглях в полном одиночестве. Не могу сказать об этом своём жизненном опыте ничего плохого, но и хорошего в нём тоже мало».
Видимо, всё так…