"Another" в рецензии.

Jul 08, 2018 03:19

"- Я не намерен выбирать между двумя подземными ходами суеверия - оба они ведут во мрак. А вы все даже не догадываетесь о том, что действительно произошло в доме..."
(Г. Честертон. "Злой рок семьи Дарноуэй").



Я не берусь справиться с загадкой "Another", но всё же решил кое-что сказать. Отметить ключевые точки. Детального анализа жанр "фильм ужасов" не любит, в нём главное не логика и даже порой не смысл, а зрительские эмоции от увиденного. А тут их с избытком... Смысл, однако, тоже есть, и непростой...





↑ Изгой в классе? Подумаешь, важность какая!

Меня сразу ошеломило начало: опенинг был один-в-один как в "Rozen Maiden 1-2"! Не "похожий", а именно взятый оттуда, но ещё более нервный и дёрганный. Как вскоре выяснилось, и там, и там одни и те же композиторы (Katakura Mikiya, Myu) и исполнители (Katakura Mikiya, Takarano Arika). Что настраивало на невесёлый лад.

И сразу же возникла сквозная кукольная тема. Но в отличие от "Девы-Розы" всё было наоборот: куклы пусты, а если людей уподобляют куклам, то... История Мисаки Мэй почти об этом. О ней самой я говорить много не буду: парой слов не обойтись, а страницы текста, наверное, всё ещё больше запутают. Тут каждому смотрящему надо для себя решать, кто же она по сути: жертва обстоятельств, готовая всё перетерпеть, - или же оборотень в овечьей шкурке? Я вот после финала всё больше склоняюсь ко второму варианту. Нехороший у неё глазик под повязкой, с очень подозрительной функцией. Договоры с Тёмными Силами - они разные бывают, и подписи своей кровью не всегда ставить требуется...



Сакакибара Койти, главный герой. Он, кажется, не слышал пословицы: "Мышь рыла-рыла и дорылась до кошки". Но парень крепкий и морально, и физически - за него можно было не бояться. Ни разу за 12 серий не кашлянул наш "лёгочный больной".



Акадзава Идзуми... моя симпатия, обречённая с самого начала. Даже столь сильному и независимому (казалось бы) характеру невозможно устоять против восточной инерции коллектива. Удивительно другое: как при явном уме она не сумела вычислить "Иного"? Весь класс ведь проверила на "тёплое рукопожатие": все ученики оказались живыми - значит...



Я понял авторскую задумку насчёт "живого мёртвого" почти сразу (сам именно так и строил бы интригу), а окончательно убедился после публичного истерического суицида классного руководителя: больше подозреваемых не осталось! Кроме бывшей ученицы этого же злосчастного класса - подставь её в ответ, и жуткое уравнение решается. Правда, лишь на уровне упомянутого суеверия. Действительных же улик никаких, но об этом никто не думает.

О смысловом содержании сериала... Знаете, есть такая грустная шутка: "Что делать, если началась атомная война?" - "Как что? Ложись на землю ногами к взрыву и ползи на ближайшее кладбище!" Как хотите, но почти все персонажи "Another" как раз этим самым практически и занимаются. 26 лет назад в их деревне произошёл трагический случай... и вместо того, чтобы пережить его и предать забвению, на трагедии поставили зловещий акцент, потом укрупнили его и неофициально возвели в уродливую норму, чем и открыли дорогу инферно ("Это лимон зажимает уши от страха, а кричит весь мир!"). Воистину, бесы тревожат лишь тех, кто сами первыми их тревожит...



Авторы это прекрасно понимают - они же и показали возможный выход, спасение: я имею ввиду блестящий по дерзости и красоте эпизод, когда на учительский призыв "Не шуметь!" Койти и Мэй вдруг внезапно танцуют в классе яростное танго. Я даже чуть было не поверил в происходящее! Увы, подобный вызов-поступок в регламентированном обществе нереален. Зато реальна такая вот реакция на внешние раздражители: японец долго-долго терпит, а потом вдруг "взрывается". (Страшное в натуре зрелище, как рассказывают очевидцы...) Что класс "3-3" в итоге и продемонстрировал, скатившись во всеобщую, бессмысленную резню по чисто уголовному принципу "Умри ты сегодня, а я завтра". Под демонический аккомпанемент грозовых раскатов и разгул чуть ли не апокалиптического пожара. Который, однако, не доставляет главным героям особых неудобств - Койти так вообще сквозь огонь идёт, как по бульвару, и на телефончике названивает! Чему я уже не удивлялся.





А далее Сакакибара, просветлённый своей подружкой, вполне деловито приканчивает Рейко Миками. Без каких-либо доказательств, что именно она - Лишняя, Иная. Ах, да -- Мэй же углядела вокруг неё "свет смерти"! А когда паренёк всё же засомневался, то тотчас бодро так вспомнила, что полтора года назад самолично видела, как "настоящая" Миками-сенсэй погибла возле реки от ножа неизвестного убийцы (вот до этого не помнила, а тут взяла и прозрела!). И седовласый библиотекарь, похожий на изголодавшегося упыря, это подтвердил - ну как тут не поверить?



↑ Тётя Рейко - вылитый монстр, не правда ли?



↑ А господин Библиотекарь по виду - воплощение добродетели, не так ли?

Ох, интересные всё-таки люди в Ёмияме! Со школьным проклятием они жить боятся, а рядом с маньяком (своим, местным!) - нет...

Ладно. С таинственной, мистической стороны всё выглядит вполне понятным и логичным - "пусть мёртвый возвращается к своим мертвецам"! А вот со стороны скучной реальности перед нами обдуманное убийство школьной учительницы её же учеником, которого умело подготовили к этой роли. Спровоцировали. Право же, детективная составляющая здесь вполне уместна.

Присмотримся к этой важнейшей сцене подробнее. Немного отстранённым взглядом - в порядке исключения.

Итак, Мэй сообщает по телефону, что намерена "окончательно разобраться". И спокойно так добавляет: "Лучше не приходи - пожалеешь". Разумеется, заинтригованный Койти летит к ней на всех парах... и обнаруживает хрупкую девочку со здоровенным ледорубом (какая деталь!) в руках. Выслушивает её нехитрую аргументацию и как мужчина вызывается исполнить приговор сам: "Прощай и прости...".



↑ "Да я же исключительно за справедливость!.."

Что можно отметить? Во-первых, беспомощное состояние жертвы, и в ситуации, когда убивать можно абсолютно безнаказанно. Во-вторых, с помощью ледоруба - метод казни с особой жестокостью, почти ритуального типа. В-третьих, бессмысленное якобы убийство реальной Миками-сенсэй показано с нарочитой, дешёвой театральностью: бурная ночка, дегенерат со сверкающим ножом (его лицо, само собой, не видно; зато напоказ киношная ухмылочка), плывущий по реке изуродованный труп... В-четвёртых, мрачные намёки на череду странностей полтора года назад. В-пятых, секундный показ флюорограммы Койти с затемнением в лёгком - кажется, мальчик получил свою "награду" за содеянное. В-шестых, путанное, наглое враньё Мисаки ("Когда узнала про Рейко? Уже не помню...", "Почему сразу не рассказала? А зачем?")

Нет, ну надо же! Вся школа с ног сбилась, разыскивая днём с огнём "Лишнего-мёртвого" - а наша тихоня в курсе, но помалкивает. Действительно, а зачем? Подумаешь, пустяк какой...



↑ "Я-то живая! А вот ты кто?"

На вопрос "зачем Мэй всё это было нужно?" у меня скорого ответа, естественно, нет. Как и на многие другие тоже. Однако полное впечатление, что она - марионетка в чужих руках. Точно так же, как Койти - кукла для неё. Сами авторы ничего не утверждают, а просто предлагают нам взглянуть на события с разных точек зрения - и одно уже это весьма высоко поднимает данный сериал над разными "чистыми" ужастиками.

Финал же у "Another" и вовсе многозначительный! Спокойный и умиротворённый, подлечившийся Койти навещает семейную могилку... Вспоминает "жертв проклятия", сверяет даты (которые имеют свойство подстраиваться под удобную для кого-то версию), намечает гулянку в парке отдыха... Надеется, что со временем всё забудет... Ну а то, что и сама Мисаки Мэй, и зловещий архивариус прекрасно помнят его "тётю Рейко" (хотя по демоническим правилам не должны никак - память о Лишнем стирается у обычных людей почти сразу!), его не беспокоит...

Мне кажется, он долго не протянет. А отсчёт смертей в школе начнётся сначала. Как я уже сказал, растревожить демонов ничего не стоит, а вот угомонить...



↑ "И убийца с поклоном кладёт цветы на нашу могилу..."

А ученики тем временем прячут в классе "3-3" то самое, 26-летней давности, напутствие для потомков. Вот его заключительные слова, которые в спешке ими не были услышаны - да и нам, зрителям, эту сцену показали лишь в самом конце последней серии после титров и эндинга (кстати, озвучка о ней вообще забыла):

"Просто помните: всё надо тщательно обдумать. Думайте и советуйтесь с теми, кому верите. Чтобы потом не жалеть..."

Такие вот вкратце дела творились в деревушке из сериала "Another". Очень даже не глупом, продуманном в деталях, мастерски поставленном. Стильном. С прекрасной японской рисовкой, почти без готической составляющей. Как говорится, хотите верьте случившемуся - хотите нет.



P.S. На мой взгляд, начинать просмотр нужно именно с изящного OVA-приквелла, с предыстории. Или посмотреть его сразу же после первой серии основного цикла.

Несколько визуальных комментариев:



↑ "Да ладно, ладно... Всё не так уж плохо!



↑ Игры с куклами очень интересны...



↑ ...но порой и опасны, если ты, как говорится, "не в теме"...



↑ Влияние Тёмных Сил бывает разным...



↑ Двух родных сестёр разлучили и уподобили грубым куклам...



↑ К сожалению, не помогает, увы...



↑ "Ты очень беспечен, Койти!.."



↑ "...но меня, Акадзаву, ответственную за безопасность, эта "бедная овечка" не обманет!"



↑ "Пусть мёртвые возвращаются к мёртвым!"



↑ "Спрашиваешь, как я съездил? Съездил-то я по морде... да, видно, не тому, кому следовало бы..."



↑ А хороший, но недалёкий Койти давно уже под контролем...



↑ Натура в сериале очень красива...



↑ ...хотя чёрно-багровые цвета явно преобладают.



↑ Господи, а какими красивыми и беспечными они могли бы быть!



↑ Кукла "Мисаки Мэй" от знаменитой "Griffon Enterprises". Одна из самых стильных. Вообще.

Previous post Next post
Up