Русский Север - место подвига множества святых.
Фраза эта банальна, и из нее никак не ясно, о чем книга А.Б. Мороза "Святые русского севера".
Она не столько о святых - об этом написано много книг - сколько о восприятии их жизни, их подвига, их житий и преданий об их жизни, традиций их церковного почитания - народом севера.
Книга представляет собой исследование культа народных севернорусских святых: обрядов, совершаемых у «местночтимых святых», соотношения их народного почитания и церковной традиции. Автор наглядно показывает, как возникали фольклорные версии житий, и устанавливает источники житийных и легендарных текстов.
Во введении автор пишет: "Наши задачи носят исключительно этнологический характер, а труд посвящен не изучению истории святых и их почитания, а способам и механизмам их восприятия в традиционной культуре. Именно она, а не христианские подвижники, является «героем» нашего исследования. Соответственно, все, что здесь сказано про народное почитание святых, представляет собой изложение, интерпретацию и анализ фольклорного понимания святости и почитания святых. Любое расхождение цитируемых или упоминаемых текстов с каноническими житиями или официальным их культом всего лишь демонстрирует расхождения в их восприятии фольклорной и официальной традициями и не ставит вопроса о правильности/неправильности почитания святых. Научное исследование различных проявлений религиозного сознания может вызвать отторжение у читателя, если для него святые неотделимы от текстов, в которых о них рассказывается, соответственно, любой критический подход к материалу воспринимается как критика и негативизм в отношении самого святого".
Видно, что исследователь не однажды сталкивался с ревнителями, которые были готовы сжечь его книгу - и его вместе с ней... Еще даже не начав читать саму книгу, понимаешь, что в ней написано много о том народном богопочитании, которое (мы все помним, что народ по-славянски - "язык") и можно назвать "язычеством" :) А еще, наверное, многих смущают фразы типа "Образ святого в агиографических нарративах".
В книге приведены также фольклорные житийные тексты - о святом Александре Ошевенском, Ниле Столобенском, Никите Столпнике, Иринархе Затворнике.