Oct 31, 2008 18:11
смотался тут в Ливию по делам геофизическим. Визу ливийскую по расслабленности своей получал необоснованно долго и получил необоснованно поздно, когда меньше чем за 2400 долларов улететь напрямую в Триполи было уже невозможно. Посему вернулся к старому плану броска через Тунис.
Позвонил Горе, озадачил его по поводу билетов в Тунис и Дмитрий уже совсем вскоре нашёл мне шестисотдолларовые тикеты. Улетать в воскресенье, забирал билеты в пятницу вечером - оказалось, что под Тунисом я понимал столицу одноимённого государства, Дима же - собственно страну. И билеты у меня оказались не в Тунис-град, а вовсе в Монастир. Который в 150 км южнее собственно столицы. Что ближе к ливийской границе, между прочим.
Тут я ещё больше проникся авантюрным духом и решил ехать в Ливию на автобусе. Посмотрел расписание, нашёл бас до Триполи в 18-00 из города Сус (15 км от Монастира), успокоился - ибо прилёт мой был в 12 и времени на выяснение оперативной обстановки было предостаточно. В крайнем случае была возможность на басе или таксо махнуть в Тунис-град и оттуда уже лететь самолётом в Триполи. Либиан Эйрлайнз, Тунисэйр, Буракэйр и Эйр Либия предлагали до 6 рейсов в день между городами. Пикантности придавало лишь то, что кроме тунисской авиакомпании на остальные через интернеты билет заказать было нельзя...
По прилёте в Тунис-страну заполнил въездной бланк, на котором чётко указал, что следую транзитом в Великую Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Офицер ни сказал ни слова (кроме "Карошо?") и вяло тиснул штампик в мой потрёпанный пачпорт.
Выйдя на привокзальную площадь взял такси за 40 динар до автобусной станции г.Сус. Рипофф, конечно, но я тогда об этом лишь подозревал. Таксист привёз меня в какой-то сараёк с уверениями, что сие есть бас-стейшн. Поскольку основной второй язык в Тунисе - французский, то его ошибка вполне понятна. Ибо это была не бас-стейшн, а стасьон де луажь.
Луаж (луажь, луажэ) - это местная такая маршрутка. Стоит дешевле автобуса, идёт по наполнению. Не уверен, но промежуточные остановки не приветсвуются и платить за проезд до оных придётся как за полный маршрут. Автопарк представлен в основном 7-8-местными продуктами Фольксвагена, Хёндая и прочих Тоёт. Все машины белого цвета, пригородные луажи имеют синюю полосу, среднедальние - красную, дальние и международные - жёлтую.
Местные арабские водители тут же на меня накинулись и, выяснив цель моей поездки, отвели к требуемой машинке. Торговля на пальцах показала, что за проезд до столицы соседнего государства (700 км, 10 часов) с меня хотят 40 динаров. После демонстрации мне нужных купюр и троекратного подтверждения, что именно столько с меня хотят, ко мне пришло понимание, насколько сволочами являются аэропортовые извозчики во всё мире.
В машинке я оказался вторым, но менее чем за 40 минут набралось требуемое количество и мы тронулись в путь. Среди попунчиков никто ни по-русски, ни по-английски, естественно, не говорил, посему я просто пырился в окошко, благо в пустыне до того был один всего раз да и то мельком. Пустыни, в общем-то, не было. Оливковые деревья, пожухлые пучки травы, всякие каменюшки там - всё покрыто ровным слоем полиэтилена и пластика. Ну то есть буквально всё. Мусор там не утилизируют, а просто выбрасывают за дверь, а потом суровый хамсин равномерно распределяет отходы по поверхности. Среди ровного слоя мусора изредка попадаются поселения. А также свалки.
Тунис является кузницей фантастических названий - знаменитый Татауин, джордановский М'Сакен, Ханут. Не уверен, но вроде даже проскочили поворот на Р'льех. В Ливии наверняка тоже раздолье, но там латиницей указатели не дублируются... Впрочем, я забежал вперёд.
К ночи подкатили к тунисско-ливийской границе и тут меня ждал сюрприз. Тунис у нас вовсе не безвизовая страна. То есть, можно прилететь в отель и наслаждаться отдыхом безвизово, но малейшее иное действо карается визой. Меня карали два часа, за которые луажь мой уехал (вернул 10 динар, впрочем). Прошу заметить - от меня требовали тунисские погранцы въездную визу в Тунис для того, чтобы я мог из Туниса выехать. За отсуствием оной обещали не выпустить. Потом подумали и выпустили, шмякнув въездную визу и тут же - штамп о выезде. Заняло всё это, повторюсь, два часа. Покидая Тунис я спросил офицера, где мне луше получить тунисскую визу на обратный въезд. "Да приезжай к нам, здесь и сделаем" - было сказано.
Ливийские долго смотрели на мою визу, после чего тыкнули пальцем в каку-то из строчек (а там всё по-арабски) и сказали, что у меня пунктом въезда означен аеропорт Триполи, а никак не сухопутный Рас-Ждир. У меня внутри прям всё упало (мало того, что выставку пропущу, ещё и в Тунис обратно хрен пустят!), а они, подумав, сказали: "А впрочем пофиг" - и пропустили...
За 30 динаров ливийских (ливийский и тунисский динар меняют один к одному) я сговорился доехать 180 км от Рас-Ждира до Триполи, что было тоже много, но мне уже было пофиг. Паренёк ещё потом возил меня час по Триполи в поисках банкомёта и гостиницы.
Потом была выставка.
Потом я двинулся в обратный путь. Такси до границы нашёл быстро. Ливию покинул так же быстро и беспроблемно. Тунисианцы же меня опять задержали. Взяли пачпорт, заставили ждать опять два часа, после чего мне было заявлено, чтобы я ехал обратно в Ливию и получил там визу. "Мы тут виз не ставим, консула-то нет". Двадцать минут переговоров ("Как же не ставите, а эта вот где, по-вашему, поставлена???"), потрясание в воздухе авиабилетами на следующее утро, ссылки на того, предыдущего офицера... Паспорт опять был забран; прошло ещё два часа; наконец мне вернули паспорт, с визой, со словами "нам даже пришлось в столицу в МИД звонить". Вот и пойми их - вообще-то не пускаем и виз не ставим, но в принципе - почему бы и нет. При этом ни на какие взятки или там бакшиш даже намёка не было...
Так или иначе, в два дня я вновь вступил на благословенную землю Великой Тунисии. Такси до ближайшего города Бен-Гердена, там уже знакомый луаж. Правда, с особенностями. Бен-Герден - город маленький, до нужного мне Суса луажей не было. Были до Сфахса. Что 80 км не доезжая. Ну, Сфахс - так Сфахс решил я и... прождал наполнения машины без малого 4 часа. Успел поесть. Выкурить пачку сигарет. Походить вокруг станции сперва посолонь, потом противусолонь. И наконец - ура! - в шесть вечера мы выдвинулись в сторону севера.
Поездка была вполне себе нормальной, если не считать того, что за 400 километров нас тормозили полиция, гаишники и национальная гвардия в общей сложности раз девять. Три раза с полным досмотром личных вещей (меня не досматривали, местных, которые везли всякие пригранично-дешёвые товары в полупромышленных масштабах, шерстили плотно и обстоятельно). Но и это проходит - в пол-двенадцатого мы прибыли в Сфахс.
Дальше мне опять уже было всё равно и я заплатил за полный 4-хместный луаж, лишь бы меня довезли до Монастира. Цена была вряжена сперва в 80 динар, умелой торговлей сбавлена вдвое (1 место в луаже стоит 8.5 динар, так что 40 за весь выглядело вполне пристойно), но и тут хитрожопый таксист меня обставил, взяв ещё двух попутчиков. Ну да и пусть с ним.
В два я был в отеле рядом с аэропортом. В 8 встал, узнал, что перевели время и сейчас 7, позавтракал по такому поводу и в пол-одиннадцатого улетел в Москву. Передо мной сидели две отдохнувшие девчонки из подмосконого Королёва, весь полёт обсуждавшие анимацию и цены на спиртное в своём отеле. Через проход сидели бойкие бабушки, за ту же неделю исколесившие весь Тунис, от гор и пустынь до Карфагена.
путешествия,
Аль-Арабия