Рыбоперерабатывающие заводы на Курилах

Sep 06, 2013 15:28



- А ты тоже на рыбу приехала? Откуда? - интересовались играющие в карты женщины.
- Да нет, я с яхты. Путешествуем.

- Красавица, а ты к нам? - спрашивали мужики каждый раз, когда я проходила по территории рыбоперерабатывающего завода "Ясный" в поселке Китовый на острове Итуруп. К его причалу ошвартовалась наша яхта в рамках экспедиции на Курильские острова.



Душа на яхте не было, вот и и пользовались удобствами этого предприятия, куда нас любезно пускали.

Разговорившись с женщинами-работницами, заинтересовалась, что они там делают, и мне предложили подняться наверх, цеха посмотреть. Нашла главного, представилась блогером-журналистом, цель экспедиции обозначила - познакомиться с жизнью Курил и с предприятием в том числе. И меня направили на второй завод в Рейдово к генеральному директору.

И когда мои ребята нежились в ванночках на вулкане Баранского, я тряслась в джипе, который вел наш помощник экспедиции Николай. Дорогу между поселками еще не заасфальтировали.


В Рейдово договорились, что генеральный директор примет меня после обеда, и я отправилась изучать бухту Лососевая, о которой напишу позднее, и окрестности завода.



Я прибыла на завод 30 июля, как раз начиналась горбушовая путина и на Итуруп приехали работники из разных регионов. Но рыба еще не пошла, поэтому группы романтиков кучковались по всей территории. На паруснике Паллада доставили студентов из Владивостока. И я поговорила с Полиной, закончившей первый курс по специальности "Технология рыбопереработки".

- Нас разместили в общежитии. Кормят частично за счет предприятия, а часть потом вычтут из зарплаты. Пока рыбы нет занимаемся уборкой территории. Будем здесь до конца сентября. обещали заплатить порядка 50 000 рублей. А приехала сюда, чтобы Курилы посмотреть. Пока мне здесь очень нравится. Работы особо нет, и мы гуляем. В соседнюю бухту ходили, а кто-то из ребят даже до белых скал добрался.



Много романтиков приезжает на рыбозаводы. В основном это был Сахалин, Приморье, Сибирь и очень много с моей родины Алтая. И Курилы посмотреть и заработать. Для многих из них заработок за сезон с июля по конец октября в размере 160 тыс. рублей возможность пережить зиму. Потом они опять вернутся продавцами в магазины, да вахтерами на 10 000 - 15 000 р.
Рабочая смена здесь по 12 часов. Неделя в ночь, неделя в день. Есть столовая, форму и сапоги выдают. Пить здесь не пьют, потому что штрафы и выгоняют с предприятия. Народ держится за работу.

Пока я ждала ауденции зашла перекусить в местный буфет. Мой обед обошелся в 100 рублей.
И в самсе было мясо. много мяса.



В буфете продают батоны, овощи и бакалею. Цены не отличаются от цен в Курильске. И сотрудники тоже приезжие здесь. Работают по 8 месяцев, снимают комнаты в Рейдово за 5 тыс р. Но говорят, что жилье дорогое.



ЗАО "Курильский рыбак" ведет историю от рыболовных артелей 1957 года. Были периода реорганизации, входило предприятия в колхоз "Заветы Ильича", потом снова стало самостоятельным.
в 2010 году стало одной из компаний холдинга "Гидрострой". Имеет международный сертификат промыслы по стандартам морского попечительского совета MSC.

"Мы занимаемся производством рыбы, промыслом, переработкой, сбытом, говорит генеральный директор ЗАО "Курильский рыбак" Владимир Петрович Бочарников. Ежегодно мы закладываем 250 млн икринок горбуши и кеты, получаем стабильные возвраты".



На Курилах три периода рыбалки.
весенний с марта по июнь, "разнорыбица": минтай, треска,, камбала, терпуг, палтус.
летний июль - середина сентября "горубушовый".
осенний сентябрь - ноябрь "кетовый"".

Зимой завод на профилактике, ремонтирует и проверяет оборудование.

В горбушовый период добыли и переработали в прошлом году 20 000 тонн. Но бывало и 30 000 тонн.

Первый завод был построен в Рейдово в 1995 году, но в 2005 весной он сгорел и меньше чем за год отстроили новый.
Заводы в Китовом и на Шикотане построили в 1999 году.
Три предприятия в сутки могут перерабатывать 1200 тонн рыбы.



Есть еще завод на Сахалине  "Колхоз имени Кирова"

Заводы строит "Гидрострой", местные рабочие поддерживают и ремонтируют американское, японское и корейское обрудование. Недавно поставили и отечественные аггрегаты на конвейер.

"По обеспечению инфраструктуры каждый завод - авианосец, с улыбкой говорит Владимир Петрович. Своя энергетика. вода, тепло - полная автономность".

В путину на трех предприятиях трудится 1,5 тыс работников. Создана инфраструктура: 2 общежития по 400 мест на Итурупе и одно на 200 мест на Шикотане. Свои столовые, прачечные - все, что необходимо рабочим.

"Рыбу ловим на охотоморской стороне, это 160 км побережья, наш промысловый участок. Имеем 20 единиц судов прибрежного промысла",  продолжает Бочарников, и передает меня своему заму по рыбе и флоту Князеву Валерию Ильичу.

Флот и добыча
Флот у нас маломерный, до 17 м в длину. Режим работы - вышли утром, пришли вечером.Сработает у берега. Самый крупный флот  МРС150.  Могут на 2-3 дня уйти когда разнорыбица идет. Работают на отдаленных участках острова, бухта Медвежья, к примеру, куда "дорочки" не ходят. А "дорочки" в районе Рейдово, поселка Рыбаки, Курильск, бухты Китовая промышляют.



"В зависимости от ледового покрытия выходим в марте, ловим сетями. Мы - единственное предприятие на востоке России, которое работает по принципу японского промысла: вышли, бросили сети, рыба зашла, подняли, сдали", говорит Валерий Ильич.



Флот российский весь. Были закуплены шхуны японского производства, но не используются. В прошлом году вышел закон, что суда более  20 метров не считаются маломерными и их нужно подводить под класс регистра. А суда возрастные. 1985 года. Чтобы подвести под класс регистра нужны большие деньги. Так и стоят красавицы шхуны на берегу в Китовом.



Для транспортировки красной рыбы используют щелевые кунгасы. В них рыба до самого завода находится в холодной воде и поступает на завод в наисвежайшем виде.



А белую рыбу грузят в трюма по 5-7 тонн.

Палтуса добывают ярусным способом. У исландцев подсмотрели, лебедку как у них поставили.
Когда были руководители завода в Исландии, то увидели, что наживкой служила наша сайра. И я сразу вспомнила свою первую рыбалку в этом году, недалеко от Сюдюрейри. Там тоже в качестве наживки использовалась значит наша сайра.

Но мне интересен сам процесс производства. Только что подошли кунгасы, и я побежала на причал встречать рыбу.

Процесс рыбообработки
Из кунгасов рыбу вместе с водой засасывают насосом и направляют прямо в цеха завода.



Тут же берут пробу и измеряют рыбе температуру. Да-да, градусник в прямую кишку. Если температура выше 13-14 градусов, то рыба плохая. Либо уже не свежая, либо просто температура воды высокая. Но в любом случае мясо уже точно не первого сорта.



С нашей рыбкой все в порядке. Температура чуть выше 11 градусов. Все отлично!



Рыба попадает на конвейер через весовой отдел.



Часть оборудования автоматическая: сама голову отрубит, выпотрошит-вычистит рыбу.



На другой линии рыбу нужно правильно уложить, чтобы "гильотина" её отрубила голову.



А потом вручную вынимают внутренности и вычищают тушки.





Моется рыба соленой морской водой, чтобы мясо не меняло цвет и не окислялось. Готовый продукт укладывают в ящики и в морозильник.



Через 2 часа заморозки рыбу в брикетах упаковывают в мешки и в холодильник для хранения. Технологический процесс завершен.

Икру отдельно заготавливают: пробойную или замороженную.

Сбыт продукции
Поставки продукции идут всюду, где есть покупатель. 50 % уходит на внутренний рынок, остальное на  экспорт в Японию, Китай, Корею. Доходит наша рыба до Франции и Америки.

Вот какую высококачественную продукцию выпускают на Курилах. А откуда берется рыба и что происходит на рыбоводном заводе и как он выглядит, скоро расскажу. Ждите!



Добавляйтесь в друзья!

Понравился пост - рассказывайте друзьям. Жмите кнопки!

экспедиция, Россия, Курилы, завод

Previous post Next post
Up