Разбирала фотографии из Норвегии и нашла музей-Фрам. Не могу отказать себе в удовольствии доставить вам удовольствие и рассказать о музее это прекрасного корабля.
Одной из причин посетить Норвегию, было желание увидеть легендарный Фрам - корабль, который совершил три полярных экспедиции в начале прошлого века. Парусники - это моя страсть. Но вкупе с историей полярных экспедиций, именами Фритьофа Нансена, Отто Свердрупа, Руаля Амундсена и Норвегией этот корабль представлял для меня величайшую ценность
Бережливые норвежцы сохранили Фрам, поставили на берегу, возвели стены, защити от дождя и снега. Совершенно непривлекательное снаружи строение с остроконечной крышей скрывает внутри историю полярных открытий. Расположен музей на острове Бюгдё, куда легко попасть из центра Осло на автобусе. А приобретя Oslo pass - туристический билет на сутки или больше вы бесплатно доедете до музея и прогуляетесь по нему.
Стоило только зайти внуть, как почувствовала холод. Тусклое синеватое освещение удачно дополняло атмосферу, в которой ходил Фрам. И пройдя кассу, я оказалась под бушпритом этого невероятного судна. Созданный без традиционного киля, корпус по своей конструкции напоминает половинку скорлупы ореха. Это было сделано специально, чтобы корабль при попадании в ледовое пространство не был затерт и погиб как его многочисленные предшественники, а мог, как бы выжиматься поверх льдов, и оставаться невредимым. Размеры корабля поражают. Это не какая-то там лодка викингов, тоже успешно, между прочим, ходившая в северных водах. Это настоящий исследовательский корабль, приспособленный для суровых условий и вполне комфортного проживания команды на борту. Рассчитан на 5!!! лет автономного плавания. А если вспомнить, что на Южный полюс на нем везли множество собак и свиней - настоящая плавучая ферма.
Длина шхуны - а это значит, что на Фраме две мачты для постановки парусов - 36 метров, её ширина - 11 метров, а осадка всего 4.8 метра. Для сравнения, парусно-моторная прогулочная яхта 12 метров в длину имеет осадку около 2 метров. И что примечательно, Фрам полностью деревянный. Какого же труда стоило норвежцам его сохранить. Сразу вспомнила легендарный галеон-музей Васа, который стоит на музейном острове в Стокгольме. Тот, правда, больше 300 лет пролежал на дне морском, а ходил по морю всего несколько часов - не чета Фраму, верно служившему до 1914 года прошлого века.
Какой еще корабль может похвастаться такой богатой историей.
1893-1896 гг. - Дрейф через Арктический бассейн от Новосибирских островов в Гренландское море под руководством Нансена.
1898 - 1902 - Исследование Канадского Арктического архипелага под командованием Свердрупа.
1910-1912 - Антарктическая экспедиция Амундсена.
Припоминая каждое событие, я все еще не могу поверить, что в реальности прикасаюсь к обшивке корабля, побывавшего рядом с полюсами, несколько раз обошедшем вокруг земного шара.
В музее три этажа. Бродя по ним, ты как бы обходишь корабль вокруг и можешь наблюдать его то с носа, то в кормы. Экспозиция рассказывает обо всех экспедициях судна, его капитанах, руководителях исследований, самодостаточных ученых и аванатюристах. Каждой мелочи здесь нашлось место: эмалированная брендированная посуда., реклама - призывы к спонсорам, фотографии собак.
Туристов здесь уважают: информация подается интерактивно на нескольких языках. Всеми возможными способами создают атмосферу полярных походов - световое шоу зажигает на небе звезды, слышен шум волн - только нет характерного покачивания. И, конечно же, здесь прохладно, поэтому в летних шортах, майках и легких платьях ходить не рекомендуется. За час музей не обойдете, а за два точно замерзнете. Полярную одежду пошитую из шкур и одеял - как это было в экспедиции Амундсена - не выдают. Экскурсий нет, зато никто не мешает знакомиться с историей освоения ледовых территорий.
Для любителей экстрима и аттракционов здесь есть настоящая ледяная пещера. На деревянной двери в стене музея плакат - Осторожно, полярные медведи. По кнопке дверь открывается, я попадаю в маленькую камеру, и дверь за мной закрывается. Становится не по себе. Но тут стены раздвигаются и я в ледяной пещере. Брожу по коридорам, любуюсь сталактитами и вдруг за углом во льду мумия… Такой вот норвежский юмор.
Но самый лакомый кусочек оставляю напоследок. За что люблю норвежцев и финнов - все у них в музеях можно потрогать руками - или почти все. Шведы на свой Васа никого не пускают, зато аттракционов вокруг - устать можно. Спустившись по трапу, чувствую под ногами палубу. Ныряю в трюма - а там… машинное отделение с 4-х поршневым двигателем. Изначально корабль строился так, чтобы и ветром можно было разгонять его и движком. Перед Антарктической экспедицией Фрам прошел реконструкцию, и паровой двигатель заменили на дизельный. И обшивку, поврежденную жучком, также заменили. Мачта одна тоже укороченной оказалась при ближайшем рассмотрении, но это вероятно уже после того, как разграбленный в 1914 году корабль восстанавливал его капитан Отто Свердруп. Не было в Норвегии корабельных сосен. Сейчас корабль имеет облик, в котором он был в своей второй экспедиции.
Каюты радуют глаз - шкуры северных зверей, деревянные койки, личные вещи команды из прошлого-позапрошлого веков. Но тут же вопрос - как здоровые немалого роста мужчины умещались в этих койках? Судовая мебель кажется невероятно маленькой..
Заглянув во все отсеки корабля, не пропустив камбуз, где готовилась еда на всю команду - а в её составе было от 12 до 20 человек, выхожу на верхнюю палубу. Это судно еще живое, настоящее, кажется, что спусти его на воду и Фрам пойдет в плавание. Встаю к штурвалу. Тут на небе-потолке зажигаются звезды, по носу восходит огромная луна, слышу шум океана, и палуба под ногами начинает покачиваться…