Никольск - небольшой городок в Пензенской области. На мой взгляд, он относится к тем провинциальным российским городам, которые, благодаря своей истории, вполне претендуют на роль центра мира. Некоторые постоянно, а некоторые время от времени. Этот город давно находился в списке достопримечательностей Пензенского края, которые я бы хотела посетить, но всё как-то не складывалось. И вот наконец-то свершилось.
Чем же привлекателен Никольск для туриста? В этом городе находится уникальный музей стекла и хрусталя. Но обо всем поподробнее.
О городе. Никольск является административным центром Пензенской области. Находится он, по сообщению Википедии, в 120 км к северо-востоку от Пензы, на реке Вырган.
О дороге. Дорога заняла у нас около 2-х часов времени. Но мы останавливались в пути. Сначала едешь по самарской трассе. Там хорошее дорожное покрытие, но загруженность приличная. В Городище поворачиваешь на Никольск, и вторая половина пути проходит по менее качественной дороге, но зато очень красивой, в связи с перепадами высот, чудесными березовыми рощами и смешанными лесами. Меня поразил один факт. По дороге, где особенно высокие спуски и подъемы, уже насыпаны кучи песка на обочине. И их много. Так дорожники приготовились к наледям. Лично я такое вижу впервые!
Кстати, на 34 км находится поворот к святому источнику Покрова Богородицы в селе Тюнярь, где можно набрать воды. Тюнярь - еще один пример того, что здесь очень много ключей-источников.
Ох, и радуют меня названия сел и рек в Пензенском крае! Татарские, мордовские. Непривычно!
О Никольске. Никольск - небольшой провинциальный город. Население, по данным Википедии, чуть больше 20 тыс. человек. Статус города получен в 1954 г.
Кстати, я сразу обратила внимание (а точнее умилилась) на необычный памятник В.И. Ленину. Похоже, что он выполнен в человеческий рост. Оказалось, это один из самых ранних памятников вождю пролетариата в России (1926г.)
О заводе, который прославил Никольск. Конечно, знаменит Никольск, благодаря хрустальному заводу, который был открыт Алексеем Ивановичем Бахметевым аж в 18 веке (1764 г.), в эпоху Екатерины второй. Вместе с Дьтьково и Гусь-Хрустальным Никольск входил в тройку российских центров по производству хрусталя. В советское время завод имел «говорящее» название «Красный гигант».
Увы! «Гигант» постигла участь многих крупных предприятий России: от него остались лишь поражающие своими масштабами производственные площади. К счастью, работает несколько отдельных мастерских. Они не только выполняют заказы из крупнейших музеев России и мира по «повторению» (дублированию) уникальных коллекций из стекла и хрусталя, но и готовят сувенирную продукцию, благодаря которой я собственно и заинтересовалась музеем.
О музее стекла и хрусталя. Сотрудники называют его уникальным. Они с такой гордостью представляют свое богатство, что это невозможно отрицать. Коллекция собралось более 200 лет. Конечно, она поражает своими масштабами, красотой и цельностью.
Залы музея расположены на двух этажах. В них представлены изделия, начиная с Бахметевских времен и до наших дней. Ты просто попадаешь в волшебное место, где собраны всевозможные чудеса и красоты. Сами экспонаты я не фотографировал. Не вижу смысла с моим фотоаппаратом. Но некоторые, выставленные на сайте музея, представляю для иллюстрации.
К сожалению, там нет среди фотографий изделий с венецианской нитью, которые мне так понравились.
Огромное впечатление на меня произвел зал, где выставлены художественные композиции из декоративного стекла, которые появились в музее в результате нескольких симпозиумов, в которых принимали участия мастера не только из России, но и зарубежья. Эта часть экспозиции совершенно другая, но, на мой взгляд, очень сильная. Я над отдельными экспонатами стояла по несколько минут. Что меня очень порадовала, там есть три работы мастеров из Твери! Все-таки много связей между Тверью и Пензой! Это художник по стеклу Борис Федоров и его дочь. Мне особенно понравилась «Аэлита». Работ интересных, на мой взгляд, там море: «Узники», «Моление в чаше», «Причал детства», «В баре». (Я, может, не совсем точно называю, поскольку не записывала, а время уже прошло). Ой, а сколько вариаций на тему берез от иностранцев очень забавных. Кстати, в центре экспозиции находится творение Александры Ярмольник - дочери Леонида Ярмольника. Работа очень запоминающаяся.
К сожалению, проиллюстрировать все это никак не могу. Об этой выставке вообще в Интернете мало информации. Даже работы Александры Ярмольник не нашла. И на сайте музея она не представлена.
А вообще на сайте можно познакомиться с
панорамами залов экспозиции и
фотографиями экспонатов. Также я с удовольствием посмотрела видеоролики о музее и работе стеклодувов. Их можно найти
здесь. По сути-то технология изготовления не изменилась - это по-прежнему ручная работа, которая производит не менее сильное впечатление, чем федоскинская лаковая живопись, роспись подносов в Жестово. Все это я видела своими глазами, так что могу сравнить.
Подвожу итоги. Талант, особенно воплощенный в конкретные визуальные образы, производит всегда на меня очень сильное впечатление.
Теперь по возможности обязательно будем с мужем возить своих гостей именно туда, поскольку быть в Пензе и не посетить Никольск, на мой взгляд, не правильно.
Кстати, это еще не все о Никольском районе. Будут еще впечатления!