Просматривая в очередной раз фото из своего же поста, моё внимание привлекла фотография, на которой запечатлен пожар на судне, часть названия которого хорошо видна : «…ОР НЕТТЕ», а так же порт приписки -« Архангельск». В очередной раз любопытство взяло верх и я стал искать информацию по данному судну, да и вообще всё, что имеет отношение к данному снимку…
Для начала выяснил, чьё имя красуется на корме судна.
Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 - 5 февраля 1926, Латвия) - легендарный дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР.
Курьер Теодор Нетте, защищая дипломатическую почту, был убит в Латвии в феврале 1926 года бандитами, напавшими на дипломатический вагон международного экспресса.
Это один из первых международных скандалов в истории советского государства.
После подвига в честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь».
Дипкурьер был лично знаком с поэтом В. В. Маяковским, который посвятил ему своё знаменитое стихотворение «Товарищу Нетте - пароходу и человеку».
Дочь Теодора Ивановича Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство.
Операция по убийству дипкурьеров в поезде Москва - Рига - Берлин и захвату перевозимой ими почты была разработана с целью дальнейшего обнародования поддельных документов, которые якобы у них захватили.
По одной из версий, Иоганн предупредил Теодора о нападении и попытался закрыть дверь, но упавший тюк с почтой помешал это сделать. Один из них выстрелил в сидевшего на нижней полке Махмасталя. Пуля попала в живот, но Иоганн остался жив. В тот же миг лежавший на верхней полке Нетте всадил в этого бандита пулю. Падая, тот снова выстрелил в Махмасталя и ранил его в руку. Иоганн перехватил револьвер в левую и ранил второго бандита. Но тот устоял на ногах и выстрелил Нетте в голову. Теодор замертво рухнул с полки, прикрыв своим телом Махмасталя.
Ослабевшие от ран бандиты попытались покинуть поезд, но их прикончил, как лишних свидетелей, третий нападавший, который на ходу выпрыгнул из вагона.
Второй дипкурьер - Иоганн Махмасталь в Риге на вокзале, истекая кровью, отказался от госпитализации, героически охраняя диппочту, заявив при этом, что не сдаст её до тех пор, пока не явится человек, которого он лично знает в лицо. Поэтому он не сдал почту секретарю советского посольства, а, дождавшись своего знакомого генерального консула, передал почту ему и перешёл на попечение врачей.
Бандитами, добитыми своими, оказались братья контрабандисты Антон и Бронислав Габриловичи, поляки по национальности и литовцы по подданству. Они проживали в местечке Сакуны близ города Янишек в Литве и пытались заработать на возвращение в Польшу. Латвийское правительство принесло официальные извинения - и на этом инцидент был исчерпан.
Интересный факт: Одесская киностудия выпустила в 1977 году кинокартину «Красные дипкурьеры». В основе фильма - реальная история гибели дипкурьера Теодора Нетте.
Пароход “Тверь” был переименован в 1926 году в “Теодор Нетте”. Отслужив свой век, пароход должен был отправиться в самый дальний наш порт. Этот рискованный рейс поручили капитану М.И. Кислову. С 1947 г. использовался как отопитель и плавказарма в порту Петропавловск-Камчатский. В 1953 г. исключен из списков судов ВМФ и превращен в плавпричал. Впоследствии остов судна был засыпан грунтом и лег в основу одного из причалов Петропавловского торгового порта, а фрагменты корпуса сохранились в экспозиции Военно-исторического музея г. Петропавловск-Камчатский. Подробнее можно почитать
здесь Преемником парохода «Теодор Нетте» в Северном морском пароходстве стал газотурбоход, построенный ленинградцами в 1963 году. Примечательно, что судно было построено из металлолома, собранного школьниками и трудовыми коллективами того времени.
Аналогичных судов всего было построено шесть. Установленные на них газогенераторы были французского производства, а турбины отечественные. В качестве топлива использовались дизельное топливо и мазут. В работе суда считались экономичными, хотя обслуживать их было трудно. Основным назначением судна была перевозка леса, но «Теодор Нетте» зачастую брал и другие грузы. С ними он побывал в портах 40 государств.
30 ноября 1963 года судно было принято архангельским экипажем, а в первый рейс «Теодор Нетте» ушел с грузом угля на Антверпен.
Много именитых гостей поднималось на борт судна во время стоянки в порту. Многие приходили на судно с подарками. Со временем их накопилось столько, что пришлось подумать, где бы их разместить. Так родилась идея создать свой судовой музей - каюту Маяковского. Здесь нашли свое место многие экспонаты, но первым стал словарь английского языка, принадлежавший Теодору Нетте. Его подарила экипажу его дочь. Раритетами считались также два мозаичных портрета - Нетте и Маяковского, стальная пластина - часть бортовой обшивки парохода «Теодор Нетте».
Помогали морякам и сотрудники курьерской связи МИД, где в свое время работал Теодор Нетте. По их инициативе и с их помощью был снят фильм «Здравствуй, Нетте». Судно работало на Архангельский флот до 1986 года, после чего было списано и продано на металл пакистанской фирме. Свою эстафету газотурбоход «Теодор Нетте» передал новому теплоходу, построенному для Северного морского пароходства польскими корабелами в 1990 году.
А по поводу пожара нашёл вот
эту запись :
«К сожалению, при пожаре во время ремонта на заводе "Красная кузница" часть экспонатов погибла. Однако этот пожар, можно сказать, помог наработать определенный опыт кораблестроителям и проектировщикам.
- Возник пожар, - вспоминает первый помощник капитана Юрий Константинович Дьяков, - а внизу осталась машинная команда. Огонь перекрыл все пути. Для их спасения снаружи вырезали кусок борта. Резали наугад, поэтому промахнулись. Пришлось делать второй вырез. После этого случая на корпусах судов стали обозначать местонахождение машинного отделения
. В 1985 году Юрий Дьяков вышел на заслуженный отдых, а через пару лет газотурбоход продали Пакистану на металлолом.»
Вот такая вот история.
А точка в этой истории была поставлена в 1992 году, когда теплоход «Теодор Нетте», третий носитель имени дипкурьера, был продан за рубеж.
С тех пор в составе флота нашей страны нет судна с данным именем.