Предтеченский мужской монастырь

Aug 13, 2012 18:05


ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

На территории города Пензы и ее окрестностей известно о существовании трех монастырей: Спасо-Преображенском, Троицком и Предтеченском. В настоящее время сохранился лишь Троицкий монастырь, от Спасо-Преображенского осталась лишь Преображенская церковь на крутом спуске от современной улицы Кирова к реке Суре. Меньше всего информации имеется о Предтеченском монастыре.
Предтеченский мужской монастырь находился в Ахунах на территории между современной  Сельскохозяйственной академией и рекой Сурой (старицей) и упоминается в летописях уже с 1674 года. По словам пензенского писателя-краеведа Ивана Антонова сюда «пришли монахи и стали мордву, оставшуюся в лесостепной зоне, обращать в христианство».



Местечко Ахуны получило своё название после того, как в конце XIX в. татарский священнослужитель Ш.Х. Потиев, имевший духовный сан ахуна, построил кумысную ферму недалеко от конторы существовавшего там Засурского лесничества. Ко времени основания Предтеченского монастыря эта местность была частью Большого Сурского леса.


Информации о Предтеченском монастыре очень мало. Поэтому, пензенские краеведы, в частности, С.В. Зелев,  вызвался посетить архивы, находящиеся в северной столице, дабы устранить эти пробелы на странице пензенской истории.


В отличие от даты основания и иных подробностей о Предтеченском монастыре, хорошо известна дата закрытия монастыря, и события этому предшествовавшие.

Книга Мордовцева Даниила Лукича «Тень ирода (Идеалисты и реалисты)» повествует о трагической жизни Василия Андреевича Лёвина.

«Энтузиаст по природе и лирик, он, в силу своего времени и тогдашнего мировоззрения, не мог никуда направить мощь своего внутреннего лиризма, кроме как в религиозную страстность, в религиозный мистицизм. Против реализма начала XVIII века, реализма, в фокусе которого стоял Петр I, боролся такой же могущественный и едва ли не более реализма устойчивый идеализм. К этому разряду людей - к идеалистам начала XVIII века - принадлежал и Левин. В пензенском захолустье родилась такая странная личность, как Левин, которого не прельщали ни карьера, ни власть, ни нажива, ни блеск; и между тем все это происходило не от природной инерции духа, а от глубокой поэтичности природы, от лиризма, который не мог найти исхода потому только, что Левин черпал всю свою школьную мудрость у дьячка своего села, где отец его был помещиком-вотчинником, и высшее образование его заключалось в беседах с левинским попом о "сложении большого перста с двумя меньшими».

Лёвин служил в армии, в 1719 г. с трудом получил разрешение постричься; переходил из одного монастыря в другой, ища праведной жизни иноков и, наконец, постригся в Предтеченском монастыре близ Пензы.

Вот как описывается в книге монашеский постриг в пензенском Предтеченском монастыре.


«В Пензе, в Предтеченском монастыре обедня. По случаю праздника, церковь полна народу.

Церковные колокола звонят что-то очень всем знакомое, но тяжело всем становится от этого знакомого звона, это - похоронный перезвон. Кого-то хоронят, кого-то несут отпевать.

Все ждут покойника. Глаза всех обращаются к входным дверям. Вот-вот внесут... А перезвон колоколов все унылее, унылее. Этот перебой, этот разлад звуков глубоко западает в душу, словно звонят разбитые колокола, и мелодия их какая-то разбитая -- разбита жизнь того, по чьей душе они звонят так уныло.

Близко-близко покойник. Слышится напутственная, глубоко проникающая в душу мелодия погребального канона: "Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!"

Все крестятся... да, притек к тихому пристанищу... Тихо там, ох как тихо...

Но вот и покойник... Кто же это? Его не несут, а -- ведут, ведут мертвеца! Что же это такое?.. Ведут кого-то под руки, покрытого черным покровом, как покрывают гроб...

А хор не то торжествует, не то разрывается, плачет: "Житейское море"...

Покрытого мертвеца подводят к амвону. Все напряженно следят за ним. Снимают покров. Шепот и стон испуга пробегает по церкви... Ох! Это -- живой мертвец в саване: бледное, худое лицо, поседевшие волосы, низко-низко наклоненная голова.

"Господи! Кто это?" - проносится в толпе.

А он стоит неподвижно, голова глубоко опущена.

- Откуду пришел еси к нам? - спрашивает настоятель монастыря, облаченный в черные ризы как на похоронах. - Откуду пришел еси?

- Из мира, - тихо, едва слышно отвечает живой мертвец в саване.

- Почто пришел еси? - снова спрашивает тот.

- Хочу принять ангельский чин, - отвечает мертвец.

Зрители не выносят этого потрясающего допроса. Женщины рыдают.

- Не из нужды ли мирския пришел еси к нам? - продолжается страшный допрос.

- Ни, отче.

- Не страха ли ради?

- Ни, отче.

- Не корысти ли ради?

- Ни, отче.

- Не принуждением ли?

- Ни отче.

- Не отчаяния ли ради?

- Ни, ни, отче!

Мертвец зарыдал, и он не выдержал! Вся церковь стонала.

И начинается еще более ужасный допрос, - это хуже пытки, хуже дыбы!

- Отрицаешися ли ты отца и матери?

- Ей, отче, Богу споспешествующу, - рыдает, захлебывается.

- Отрицаешься ли детей своих?

- Ей, отче, Богу споспешествующу.

- Отрицаешься ли братьев и сестер, отрицаешься ли всех сродников твоих?

- Ей, отче, отрицаюсь.

- Отрицаешься ли друзей твоих и всех знаемых твоих?

- Ох, отрицаюсь, отрицаюсь, отрицаюсь!

Дрожь пробегает по церкви. Стены стонут... Не выдерживает и тот, кто допрашивает, - и он плачет, и из его старого сердца выдавились слезы...

Будет уж! Довольно пытать его! Нет - пытают...

Настоятелю подают ножницы. Все смотрят, что дальше будет... Взяв ножницы, старик бросает их на пол. Резко звякнули ножницы о каменный церковный пол, вздрогнули все, перекрестились... Ждут... "Господи! Мука какая! За что?"

- Подаждь ми ножницы сии! - повелительно говорит старик.

Посвящаемый нагибается и подает ножницы. Опять ножницы с силой ударяются об пол. И опять тот же повелительный голос:

- Подаждь ми ножницы сии!

Подает... В третий раз ножницы летят на пол. В третий раз раздается голос:

- Подаждь ми ножницы сии!

Кто-то истерически рыдает... "Унесите ее, бедную, унесите"...

Кого-то уносят.

И снова начинается какая-то пытка... Присутствующие истомлены, подавлены...

- Да кого ж это мучают, скажите, кого посвящают? -- плачет женский голос.

- Левина, капитана... помещик здешний.

- Бедный, бедный».

...

…В базарный день 9 марта 1722 года на крышу лабаза в мясных рядах взобрался убеленный сединами монах пензенского Предтеченского мужского монастыря Варлаам .

- Послушайте, христиане, послушайте! - кричит он резко, отчетливо. - Много лет служил я в армии, у генерал-майора Гаврилы Кропотова в команде... Меня зовут Левин... Жил я в Петербурге. Там монахи едят в посты мясо и с блудницами живут. И в Петербурге из-за моря царь привез печати, три корабля, чем людей печатать... И запечатают всех антихристовою печатью, запятнают... И тот, кто зовет себя царем Петром, - и он не царь, не Петр... Он антихрист-антихрист! Слышите? Антихрист! И в Москве, и по всей земле люди мясо будут есть в Сырную неделю и в Великий пост... И весь народ мужеска и женска пола будет он печатать своими печатьми, а у помещиков всякой хлеб отписывать, и помещикам хлеба будут давать самое малое число, а из остального отписного хлеба будут давать только тем людям, которые будут запечатаны, а на которых печатей нет, и тем хлеба давать не станут... Бойтесь этих печатей, православные! Бегите от них, бегите в леса, укройтесь в пустынях! Солнце сошло с своего пути. Земля сорвалась... колышется... Последнее время... антихрист пришел... антихрист... антихрист...

Народ в страхе разбежался. Площадь опустела.***
В толпе базарной нашелся один человек, пензенский обыватель, Федор Семенович Каменщиков, на которого безумная проповедь Левина подействовала иначе. Он побежал с базара не со страхом,не с мыслию скрыться от антихриста, а прямо в пензенскую земскую контору объявить о происшествии**.

Немедленно в монастырь явилась воинская команда - искать бунтовщика.  17 апреля Левина привезли в Москву и сдали в Тайную канцелярию. Процедура Тайной канцелярии известна: допрос - пытка, очная ставка - пытка, запирателство - пытка, сознание - пытка.



25 июня 1722 года монаха приговорили к смерти, учинить которую решили вблизи его родного монастыря. Но на следующий день (по неизвестным причинам) Левину отрубили голову,  тело сожгли.

"...Костер, облитый горючими веществами, горит ярко, жарко, красиво... Только там, где лежит туловище, дымится, -- это еще не затлелось тело, не разгорелось сало человеческое...    Около костра палач, держа голову Левина за седые волосы, опускает ее в банку, которую бережно держит аптекарь-немец...
Пенза. Базарная площадь, та площадь, где Левин возглашал свою проповедь на крыше...
На площади -- высокий, новый каменный столб со шпицом.    На шпице -- голова Левина.
Вокруг этого столба -- четыре других, деревянные, поменьше. На них взоткнуты головы попа Глеба, попа Ивана, игумена Михаила и старца Ионы, тех, которым говорил Левин, что свет кончается, что жить так нельзя."***


Пензенскому посадскому человеку, Федору Каменщикову, котоырй поднял все это дело, еще 30 апреля 1722 года за его правое доношение на Варлаама Левина дано награждение 300 рублей и право торговать его товаром беспошлинно по его смерть, и при том выдано свидетельство о его заслуге с прибавлением в нем приказания по всем городам России его Каменщикова "от всяких обид охранять."**

Предтеченский монастырь, как было видно из описи 24 монаха и 4 бельца, был арестован весь на другой же день, как взяли из него Левина, по распоряжению Пензенской губернской канцелярии. Игумен монастыря Феодосий вскоре псле казни Левина умер в Москве. Монастырь был окружен часовыми; никого не впускали и не выпускали. Монахи бедствовали "без пастыря" и умирали с голода. В января 1723 года тот же Каменщиков, который донес на Левина, обратил письменным доношением внимание Синода на бедственное положение монастыря. Синод (8 февраля 1723 года) сообщил Тайной канцелярии свое предположение , если оно не противно, чтоб монахов из под караула освободить и Предтеченский монастырь разобрать до основания, а братство перевесть, а всякую церковную утварь и ризную, казну и прочее что ни есть, отдать с Спасский Преображенский монастырь, находящийся близ Предтечева.
Причина уничтожения монастыря выражалась так: "Для того в прошлом 1722 году в том Предтеченском монастыре явился помянутый злодей монах Левин, которого ради и доныне того монастыря братия содержится под арестом в зеленом гладе, а оный злодея за лютое свое злодейство и казнь лютую восприял, чего для в оказию и в страх зла, и место его, где он гнездился, надлежит опустошить всеконечно".
5 марта 1723 года от тайной канцелярии послано в Пензу предписание к господам командирам от означенного Предтечева монастыря караул свесть для того, что до них по елу старца Варлаама Левина важности никкой не находилось**.

В дальнейшем разобранная церковь послужила материалом для строительства церкви во имя Иоанна Предтечи в 1724 году в Спасо-Преображенском монастыре (см. о нем ниже).

О нахождении в Ахунах монастыря свидетельствуют и находки, обнаруженные приблизительно на его бывшей территории. К ним относятся:
  • клад монет, который в настоящее время хранится в коллекции Пензенского Краеведческого музея,
  • недавно обнаруженный подсвечник, хранящийся в Городской библиотеке № 8 микрорайона Ахуны,
  • найденный в 2002 году старинный крестик из оловянного сплава. Изначально датировать эту находку не удалось даже специалистам Эрмитажа. Помогла же разобраться старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры им. А. Рублева Светлана Витальевна Гнутова, которая определила, кто крестик относится к XVII веку и принадлежал, вероятно, одному из насельников монастыря.

Также местными жителями здесь был найден старинный меч XVII века, который был передан ими пензенскому краеведу И.С. Антонову, который в свою очередь намеревался передать его в Краеведческий музей, уступив, однако, его своему сыну по его же просьбе.
Несомненно, со временем, нам станет известно и о других находках, также как и о самом монастыре. Как только новая информация станет известна, ею тут же будет дополнен этот рассказ. Немного позднее здесь будут размещены фотографии находок на территории монастыря.

Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1689 году на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой.



Рядом с первым монастырским храмом, на Песках, в 1705 году поставили деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери, а в 1724 году - церковь во имя Иоанна Предтечи, построенную из разобранного храма упраздненного Предтеченского мужского монастыря (см. наверху). В 1735 году вместо двух первых церквей был заложен двухэтажный каменный Преображенский храм, а в 1738 году вместо старой построена новая деревянная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

1750 году строительство каменного храма было закончено. Напротив крепости, рядом с улицей, в 1756 - 1760 годах была сооружена каменная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери.



Тихвинская церковь была устроена на горе, возле усадьбы, принадлежавшей тогда г-ну Гладкову, а затем стала частью усадьбы Горсткина (ориентировочно участок за современным магазином "Дон").
О Тихвинской церкви упоминается в описи Спасо-преображенского монастыря 1764 года,  в описании Пензы 1783 года, в письме Копиева 1784 г., в прошении Иванисова 1793 г. ... церковь разобрана по перенесении монастыря в 1794 г, в 1796 упоминаний уже нет.

Однако место, на котором располагался монастырь, было очень неудобным, поэтому в 1794 году было решено перевести его за город, к Вознесенскому кладбищу. Для постройки монастыря в 1796 году была разобрана Тихвинская церковь. Таким образом, монастырская Преображенская церковь стала  приходской.




В 1861 году произошло смещение грунта, по всей видимости, из-за очередной перестройки храма и колокольни, и как следствие -  образование трещин в алтарной части храма. В связи с этим в 1870-х годах апсиду пришлось укрепить девятью контрфорсами. В 1900 году был усилен фундамент под алтарной частью, заменена ее кирпичная кладка, переделано завершение колокольни, пятиглавие на самой церкви и сделана одна главка на алтаре*.
В настоящее время Преображенская церковь является старейшим строением в городе.

Преображенская церковь в настоящее время.






После закрытия церкви в ней разместился архив.






Внутренние интерьеры весьма аскетичны, полы деревянные.



Недалеко от Преображенской церкви располагалась приписанная к храму небольшая двухэтажная каменная церковь во имя Живоносного источника Пресвятой Богородицы с часовней в нижнем этаже, где находилась икона Божией Матери «Живоносный источник», считавшаяся чудотворной (на фото слева направо: церковь "Живоносный источник" Казанская церковь на Песках, колокольня Преображенской церкви).



Вид от Лебедевского (ныне - Казанского) моста на Преображенскую церковь и место, где стояла церковь "Живоносный источник" в настоящее время.



Церковь была построена в 1850 году мокшанским купцом А. Н. Часовниковым над источником, на месте стоявшей там деревянной часовни, и освящена 10 августа 1852 года.



Согласно учетным записям Пензенской епархии, с середины XIX-го по начало XX-го веков, родник проистекающий близ нее из толщи пензенского холма, принес исцеление нескольким десяткам неизлечимо больных людей. Исцелению подвергались, преимущественно, глазные заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Церковь снесена в 1930-е годы, а источник ныне превращен в загаженную сточную канаву меж заборов и строений местных обывателей. В недавнее время в русле ручья обнаружен медный образ иконы «Всех скорбящих радость», отлитый в конце XVIII или начале XIX вв. и, видимо, принесенный сюда в надежде на исцеление или в память о нем***.



В виду перевода монастыря к Вознесенскому кладбищу, первым каменным храмом стала Вознесенская церковь, сооруженная в 1779-1784 годах.



Строительство монастыря началось с возведения деревянного строения и каменной ограды размером 125 х 125 саженей. По углам  были сооружены круглые башни, а в центре построили четыре каменных корпуса: три братских и трапезный, в котором в 1796 году устроили церковь во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость», разобранную в 1832 году по случаю ее ветхости.



Здания, объединенные между собой оградой, образовали малый квадрат размером 45 х 45 саженей, в середине западной стены которого в 1798 году была сооружена трехъярусная каменная колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже.



В 1833 г. в монастыре начались строительные работы, в ходе которых восточные корпуса были перестроены, а западные перенесены от стены ближе к Преображенскому храму. В 1835 году разобрали западную часть большой ограды, что привело к уменьшению территории монастыря почти на треть, и по углам внешней ограды сделали восьмигранные башни*.



Образовавшийся ансамбль монастыря имел величественный вид.



Вот как описывает монастырь пензенский поэт Иванисов в Поэтических описаниях города в 1860-е 1870-е годы.

А близ мельницы и рощи,
Иль почти - что с рощей в ряд,
От востока к полунощи,
Словно истый Божий град, -

Монастырь, во имя Спаса, -
То картины дивный вид!..
Но четвертого лишь класса,
И не слишком знамянит.

Мало в нем живущих братий,
Мало также и ловитов;
И особых нет занятий,
Кроме набожных молитв.

В нем четыре Божьих храма,
В них двенадцать алтарей…
Вообще-ж вся панорама,
Как у всех монастырей:

Колокольня, круг ограда,
Также - башни по углам
И под тенью полисада -
Кельи братств по сторонам.

Много также надмогильных
Монументов и крестов:
И над прахами фамильных,
И над прахом бедняков.

А к востоку, за оградой,
И к полудню - лес густой,
Служит в знойны дни прохладой
Общей братии святой…

В советское время все постройки монастыря, а также кладбище, где хоронили именитых граждан города, были полностью уничтожены. В настоящее время здесь вновь действует Вознесенский храм и построена часовня (район улицы Индустриальной).



В составе Спасо-Преображенского мужского монастыря находилась и церковь Казанской иконы Божьей Матери.

Источники:
* CD-диск "Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)". Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.
** Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Том I. СПб., 1861. С. 3-57
*** Мордовцев Даниил Лукич «Тень ирода (Идеалисты и реалисты)»

Рассказ о Предтеченском монастыре проиллюстрирован картинами Михаила Нестерова.

Выражаю огромную благодарность заведующей городской библиотекой № 8 Лебедевой Марии Леопольдовне за предоставленную информацию о Предтеченском монастыре.

Предтеченский мужской монастырь, Троицкий женский монастырь, Спасо-Преображенский мужской монастырь

Previous post Next post
Up