Всякий народ, как известно, сер и мудр одновременно. При этом, слово "дихотомия" знали только древние греки, но они оставили всем богатое культурное наследие и тут же вымерли - большой деликатности были люди. Потому остальные народы без дихотомии изнывали в неясной тоске, которой и слова-то не подобрать.
Ах, да! Святки. В наш век урбанизации и фьючерсов широко распространено ошибочное мнение, что вот, ну что сказать - устроены так люди, желают знать, что будет. Вообще, раньше люди правильнее жили, чище как-то. Своё мнение считалось роскошью на грани мотовства, и в человеке со своим мнением - пусть и по узкому кругу вопросов - справедливо предполагали безумца, спортивного болельщика или провокатора. Теперь уж не то, теперь нужно засесть в бункере посреди минного поля, чтобы избавиться от ходоков с их мнением. А после того, как бывшие фотографы перековались на психологов - вообще житья не стало, ну да речь не об этом. Святки же! Гадания!
На деревне думать о том что будет - тупо страшно. Потому что вот справа - Евтух и Параска его, слева - вдова Матрёна с сыном, а за ими - Пиндосиха с самогонным аппаратом. К Рождеству должна свинья опороситься, а по весне - огород надо копать. И по следующей весне, и потом ещё, пока самого не закопают. И долг ещё Пиндосихе нужно занести за ту бутыль. А может, как в прошлый раз - забьётся у неё колодец, вот и удача тогда, позовёт Пиндосиха, ещё и с прибытком останешься. Всё это наверняка будет, но какое же это будущее?
Будущего на деревне не то чтобы нет, а просто оно там примерно как смузи-бар. А неожиданность какая может быть? Что поросята мёртвые родятся, что колодец у Пиндосихи не забьётся, а матрёниного сына Родина возьмёт, пережуёт и сплюнет между зубов обратно в цинковой таре.
Так что все неожиданности на деревне обычно дурного толка, а гадание - это про известное. Как "Ирония судьбы", предвыборная кампания или газета "Труд" - одно и то же из году в год, тошнит уже, а спокойней как-то.
Всё-таки, о гаданиях. Например, мудрый народ издревле (хотя и не сразу) заметил, что женскому полу подавай жениха не абы какого, а непременно мудака. И потому гадания "на мудака" пользовались большой популярностью.
Например, кидали башмачок за ворота. У которой обувка в коровью лепёшку упадёт - той в будущем году за мудака замуж и идти.
Самым жутким принято считать гадание с двумя зеркалами и свечой. Девушка садилась меж двух зеркал, зажигала свечу и отправляла смс случайным адресатам: "Ряженый, суженый, прийди моим мозгом ужинать".
Или вот гадание на собачьей брехне, оно же "полоть снег". В подоле или корыте подбрасывали снег и вслушивались: из чьего двора пьяная брехня и драка послышится, в том дому и мудака искать.
Были и неприличные гадания: ночью в дверь или оконце бани просовывали заголённый зад и говорили: «Мужик богатый, погладь рукой мохнатой».
Считалось, что если рука мохнатая, жених будет богатый, гладкая - бедный, если рук много - мужское отделение, если зад застрял - к славе. Если под зад пнули ногой - большая удача: это волшебный мудак.
В некоторых районах сохранилась традиция жечь костры не только на Ивана Купала, а и на Святки. Там девушки в старину так угадывали, кто из парней мудак: кто в синтетических носках на сандалики припёрся и через костёр прыгает - тот и ага.
Ещё пускают венки со свечами по воде. У которой свеча геморроидальная - той и мудака встретить в пару.
Словом, интересно жили, интересно гадали, не то что сейчас - на гештальте, статьях Арины Холиной или банковских реквизитах. Уж лучше высунуть голую жопу в окно - туда, где морозная, ясная ночь, пустота, Чапаев внемлют богу и звезда с звездою говорит. Статистическое распределение результатов, как минимум, не хуже.