Я категорически не разделяю принципа «чем больше узнаю людей, тем сильней люблю животных». Думаю, это рассуждение тех, кто плохо знает и тех, и других. Смотрела как-то документальный фильм о нападении дельфинов на людей, тетушка, рассыпавшая им «сюси-пуси» и покусанная дельфином, теперь их ненавидит. Воистину, от любви до ненависти - один шаг.
Мне доводилось общаться с людьми, знающими животных - они не распускают розовых слюней и не мешают их с сиропом. Но от одного укуса их любовь не сменяется ненавистью.
Людям, которые всеми силами борются за права животных, иногда неплохо было бы хоть что-то об этих животных узнавать. И ни в коем случае их не очеловечивать, не ждать от них поступков, соответствующих человеческой морали.
12 декабря 2003 года неподалеку от Норвегии от пневмонии умер кит по кличке Кейко - косатка с удивительной судьбой, актер, снявшийся в роли знаменитого Вилли. Маугли, выращенный и воспитанный в чужой - человеческой - стае. На месте его гибели стоит памятник. Я бы назвала его памятником человеческой любви к животным. Или человеческой глупости и эгоизму - в любви люди удивительно эгоистичны. Так ребенок, искренне любя, может затискать котенка до смерти - потому что ему нет дела до котенка, он упивается своей любовью к нему.
Фильм «Освободите Вилли» прогремел по всему миру в 1993 году. Прежде чем посмотреть фильм, я уже знала историю Кейко. Тем больнее было видеть несчастную, слабую, больную косатку - и, в отличие от большинства зрителей, понимать, что это слабый и больной зверь.
Кейко был пойман в 1979 году у берегов Исландии, в возрасте около двух лет (это почти как двухлетний ребенок), и всю жизнь прожил с людьми. Да, жизнь его была ужасна. Сначала его продали в Онтарио, а потом он выступал в Мехико, в довольно тесном бассейне, по иронии судьбы - на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря. Косатки ориентируются в пространстве с помощью эхолокации чаще, чем при помощи глаз, оказаться в закрытом помещении для них - как для нас влезть внутрь сферического зеркала. Косатки - общественные животные, одиночество губительно для их психики, а очень немногие бассейны могут позволить себе содержать двух и более особей. Но Кейко был мал и привык.
После показа фильма общественность (дети в основном) узнала о том, что их любимый Вилли до сих пор в неволе, и началась кампания по освобождению Кейко. В 1995 году был учрежден фонд помощи ему - на подготовку к возвращению в океан.
Плавник здорового самца-косатки на самом деле должен напоминать косу, он крайне редко, почти никогда не бывает опущен у китов, живущих в море. Если вы видите косатку с мягким, опущенным плавником - это косатка из бассейна. Никто не знает причин, почему опускается плавник. То ли несбалансированное питание, то ли недостаток движения. У Кейко плавник совсем мягкий. Во время съемок фильма у него была серьезная кожная болезнь (и это видно, когда Вилли показывают крупным планом). Он не мог задерживать дыхание дольше, чем на минуту (почти как человек), в то время как косатки могут находиться под водой 15-20 минут.
Он не умел ловить рыбу! Он даже предположить не мог, что живая рыба - это пища, а не игрушка! Он играл с ней, как котенок с клубком ниток! У него были тупые зубы.
Это было великовозрастное дитя, выросшее на всем готовом. Он спал в окружении игрушек…
Наверное, то же самое происходит с детьми, выросшими в волчьей стае. И сказка про Маугли - это сказка. Я не припомню случая, когда такого ребенка возвращали к полноценной жизни. Они не умеют ходить и говорить.
Косатки долгие годы учатся охотиться, они передают эти навыки из поколения в поколения. У них матриархат, самцы до самой смерти матери живут рядом с ней, а после ее смерти стаю возглавляет их сестра. Отмечены случаи, когда самцы умирали сразу вслед за матерью, если у них не было сестры. У каждой стаи - свой диалект, свои принципы, свои устои и охотничьи навыки. Косатки почти никогда не переходят из стаи в стаю, а спариваются в местах, где собирается несколько стай. Они не знают отцовства, и уж тем более у них нет моногамии (мое большое «фи» фильму «Смерть среди айсбергов» и финалу третьего фильма о спасении Вилли).
У Кейко не было шанса пристать к абы какой стае - его могла принять к себе только стая его матери, жившая в Исландии.
А общественность, любящая китов, скандировала: «Освободите Вилли-Кейко!» Хорошо хоть ученые понимали, что Кейко не проживет на воле и дня… По нашим меркам, он не умел ни ходить, ни говорить. И началась подготовка. Кита учили нырять… Киту точили зубы. Заставляли ловить живую рыбу. Люди, занимавшиеся реабилитацией Кейко, совершили чудо - сделали настоящего кита из аквариумной рыбки.
В 1998 году Кейко был доставлен на родину, в Исландию. Сам по себе 18-часовой перелет был очень сложен, но кит его выдержал. Еще четыре года Кейко прожил среди людей - его «выпускали» на свободу постепенно, сначала он жил в огороженном заливе.
В 2002 году Кейко отправился в самостоятельное плаванье. Он не раз встречался с другими косатками, но они отталкивали его, а он их боялся (хотя и проявлял любопытство). И в конечном итоге поселился в фьорде на западе Норвегии, поближе к людям. И люди продолжали его кормить, привязывая к себе еще сильнее, сводя на нет все старания ученых.
Однако климат Новегии немного отличается от климата Мехико, а признаки заболевания легких проявлялись у Кейко еще до съемок знаменитого фильма. Врачи пытались лечить кита, но помочь не смогли. Он умер в возрасте 27 лет - не молодость для косатки, но и не старость. Впрочем, в неволе они живут гораздо меньше: выловленные взрослыми, больше десяти лет такой жизни выдерживают немногие.
За время, проведенное на свободе, Кейко проплыл всего 1400 километров (косатки способны в день преодолевать до сотни километров). Да, он умер свободным. Но люди не предлагали ему выбора, они решили за него: он хочет на свободу, не может не хотеть! В своей эгоистичной и искренней любви люди собрали много денег на его освобождение. Для ученых это был интересный эксперимент. На месте гибели Кейко поставили памятник.
В то время как десятки косаток, пойманных будучи взрослыми, остались в тесных дешевых бассейнах - устраивать представления на потеху публике и приносить деньги своим хозяевам. Почему? Право, их свобода стоила бы на порядок дешевле.
Потому что люди любят животных так, как им удобно. Вся эта история - самолюбование людей, восхищение собственной любовью к животным. По сути, до животных этим людям нет никакого дела.