Саксон Грамматик, описывая культ высшего славянского бога Свентовита, говорит о том, что бог этот имел многие боевые знаки (Signa) или знамена. Главнейшим из которых была Станица (Stanitia) - полотнище материи, почитавшееся как высшая святыня. Вот что он буквально пишет (перевод А.Ф.Гильфердинга):
Оно было отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным. С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руянских разрушать и сжигать, и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.
Что касается современного русского слова станица (казачье поселение, или территориальная единица), оно восходит к древнему индоевропейскому корню, обозначавшему понятие "стоять". Этот корень имеет массу развитий и "воплощений" во многих, если не всех, современных индоевропейских языках: стан (славянское существительное, означающее военный лагерь, или стоянку), стоять, -stan (суффикс, присутствующий в названии ряда стран и территорий, распространившийся из иранских языков), stand (стоять), stone (камень), stehen (стоять), Stadt (город), Staat (государство), status и т.д. Семантически Станица, как название высшего знамени и корень, обозначающий "стоять", видимо могут быть связаны следующим образом: главное знамя, как высший символ всегда находилось в самом центре, означало своим присутствием "ставку командования", главный стан (в славянском значении этого слова). Отсюда и могло возникнуть такое название - Станица. То есть там, где Станица - там и есть главный центр, главный стан. Что, в общем-то соответствует описанию статуса этого знамени. При этом, традиционные казачьи станицы - также имели свои собственные знамёна, или вымпелы, которые их обозначали. Так что и в этом случае, также, возможно, прослеживается связь между станом, становищем и знаменем, его отмечавшим.
В связи с этим интересно отметить, что такие современные русские слова, как знамя, стяг, знак - имеют славянское происхождение. Знамя - это нечто, что делает что-то, или кого-то узнаваемым, "знаемым", стяг - изначально служил для сбора войск вокруг себя, стягивания воинов вокруг центра во время боя, чтобы они не растянулись и не были уничтожены поодиночке, знак - соответственно несёт определённое знание, значение, смысл. Эти же слова, помимо русского, присутствуют также в других славянских языках. Хотя некоторые славяне, в том числе и русские, для обозначения официальных символов используют иногда и заимствованные слова типа: флаг, символ, бандера, прапор, вымпел, герб, штандарт и т.д. - тем не менее, в славянских языках наличествуют собственные слова обозначающие подобные понятия, что свидетельствует о своей соответствующей традиции, восходящей к глубокой, возможно, ещё древней индоевропейской реальности.
Видимо, в связи с этим уместно напомнить также о современной воинской традиции священного статуса боевых знамён и некоторых других символов, обозначающих нацию, армию, или конкретное воинское подразделение. Знамя считается высшей святыней подразделения, армии, или государства, Утрата знамени - есть высший позор. И потеря воинским подразделением своего знамени влечёт за собой расформирование этого подразделения. Соответственно, захват противником главного знамени армии, или флага государства - равноценно его полному поражению. Известно очень и очень много примеров, когда знамя защищалось ценой собственной жизни. Да и в мирной жизни - флаг государства считается святыней, а преступления против него - караются подчас очень строго. Считается, что всё это восходит к Древнему Риму, но на самом деле, видимо, это может, в конечном итоге, восходить к каким-то существенно более ранним обычаям. Которые, просто имели свои развития и у римлян тоже. Раз мы видим нечто подобное у других индоевропейцев - в частности, у балтийских славян.
Любопытно было бы предположить как могла выглядеть Станица, символизировавшая Свентовита. Особым почитанием на Арконе пользовался пурпурный, красный цвет. О чём мы узнаём также от Саксона Грамматика:
Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок.
и далее:
Из этой добычи он [жрец] создавал всякого рода инсигнии и храмовые украшения и их велел хранить за тайными запорами, где, кроме обилия денег, было собрано много пурпурных тканей, часто прохудившихся от времени. Здесь же видно было огромное количество общественных и частных приношений, собранных благодаря щедрости почитателей и дарам просителей.
На Рюгене, кроме занавесей во внутреннем храме на Арконе, также и основной храм в городе Коренице был огорожен "пурпуровою тканью".
Идол Свентовита в храме за пурпурными занавесями. Иллюстрация из книги Джулио Феррарио (Милан, 1826 год)
Также - само название руян, ругов-руси может быть связано с красным цветом. А то, что эти варианты названия данного народа, на самом деле, используются в обширном перечне средневековых текстов как синонимы - ни для кого уже не секрет. Корень, давший в разных индоевропейских языках слова типа руг-рус-руж-рыж-руд-ред-рос-рот - везде означает примерно одно и тоже: "красный", "светлый", "русый", "светло-коричневый" и т.д. Вот здесь об этом можно посмотреть подробней, со многими конкретными примерами:
Наше имя. Видимо, именно эту самую связь руси с красным цветом отмечает и Луитпрад Кремнонский, когда говорит, что греки называют русов по красному цвету россами. Хотя "красный" по-гречески пишется не так, как название народа "россы", но произносятся эти слова близко друг к другу. И Луитпрад прямо заявляет о том, что русь связана с красным цветом. Видимо, этнонимы руги-русь имеют связь с красным цветом на уровне семантики.
Что, само по себе, также может восходить к каким-то древним, ещё индоевропейским реалиями. Напомним, у индийских арийцев также известно некое цветовое распределение населения. Разные касты их общества имели свои собственные цвета: у брахманов (священников) - это белый, у кшатриев (воинов) - красный, у крестьян - чёрный. Возможно, связь ругов-руси с красным, или светлым цветом может восходить к подобным очень древним делениям, существовавшим и у европейской ветви индоевропейских народов.
Из чего достаточно закономерно сделать предположение, что и Станица могла быть алого цвета. Это было бы вполне логично.
Вообще, нужно отметить, что красный цвет также имел особое значение для многих европейских народов. В частности, у греков и римлян (которые могут быть просто одними из наследников соответствующих древних индоевропейских обычаев) а вслед за ними и по всему Средиземноморью - красный цвет символизировал высшую и/или военную власть. Власть царей, сената, военачальников, а позже - именно он олицетворял диктаторов и императоров. Матерчатые вымпелы римских легионов были обычно красного цвета. Одежды из пурпурной материи считались драгоценными и позволить их себе могли (и вообще имели на это право) только самые знатные и богатые люди. Главным образом, высшие правители, или жрецы. Производились эти ткани в то время, в основном, в небольшом районе на востоке Средиземного моря, где обитал особый моллюск, из которого добывали пигмент, окрашивавший материю в алый цвет. Возможно, часть "прохудившихся от времени" драгоценных красных тканей, хранившихся на Арконе, могла попасть на Рюген через многочисленных посредников ещё из античного средиземноморского мира. Другая же, видимо, с востока. Где тоже умели делать красные ткани. Хотя, может быть, и сами ругяне-руяне могли красить материю в красный цвет. Учитывая, что она была для них так важна. По-видимому, паруса судов балтийских славян традиционно окрашивались в красновато-светло коричневый цвет, с использованием луковой шелухи. И данная традиция жива до сих пор, её можно наблюдать на примере современных северо-немецких
Цеесбооте, являющихся прямыми наследниками балтийско-славянского флота. При этом, настоящий пурпур, парфир, доставляемый издалека - был баснословно дорогим и ценился как настоящее сокровище.
О форме Станицы, о том как выглядело это полотнище, полагаю, можно попробовать догадаться исходя из изображений некоего знамени, которое держит в своих руках всадник на древних печатях правителей балтийско-славянских земель Германской империи. Всадник на коне, в том числе, иногда держащий знамя - является очень распространённым сюжетом на печатях правителей средневековых Мекленбурга, Рюгена и Померании. При этом, знамя часто присутствует именно на печатях правителей Рюгена. Средневековая властная символика помимо христианских сюжетов, очень часто восходит к древним языческим временам. Это имело место сплошь и рядом. Напомним, что после присоединения к немецкой империи, на Рюгене, в Померании и Мекленбурге остались править местные славянские династии. И владели они своими областями вплоть до нового времени. Так что - изображения этого знамени на их печатях и правда может быть напоминанием о той самой Станице, погибшей при штурме Арконы войсками Вальдемара I.
Вот примеры таких печатей:
Печать Яромара, князя Рюгена, XII век.
Печать Вислава III, князя Рюгена, начало XIV века
Печать Богуслава V, правителя Вологощи (современный немецкий Wolgast в Передней Померании). Середина XIV века. В легенде даётся пояснение что обладатель печати являлся князем руянов и Померании, а также славян и кашубов. Печать относится к тому периоду, когда Руян, после пресечения своей собственной династии перешёл под управление соседних Померанских герцогов, потомков Вартислава I.
Кстати, изображение всадника вообще является очень характерным знаком северных славян и балтов. Ездец, то есть всадник на коне - относится к числу наиболее древних символов власти во многих славянских и балтских землях, в том числе и в Московской Руси. Присутствует он и на современном гербе России, сейчас трактуясь как изображение Георгия Победоносца, попирающего змея. Смотрите здесь:
Государственный герб России.
В общем, вполне возможно, что Станица Свентовита могла выглядеть примерно так - пурпурное, или алое полотнище, заканичающееся с одной стороны раскроенными полосами, как это видно на печатях.
Говоря о Станице, также следует напомнить ещё об одном священном языческом полотнище, известном на южной Балтике. И это, разумеется, знаменитое знамя Видевута. Флаг пруссов, Который они подобно руянам выносили с собой на битвы, а также вывешивали на башнях во время осады крепостей.
Описание этого знамени на правах свидетеля оставил хронист Симон Грунау (автор Прусской Хроники, конец XV начало XVI веков). Он сообщил, что лично держал в руках эту хоругвь и измерил её. Она имела 4 локтя длины и 3 локтя ширины. На ней были три фигуры, изображенные до пояса. Прусские боги: Потримп (Potrympos) или Атримп (Atrimpos), в виде молодого человека, коронованного колосьями, без бороды и усов. Посередине был Перкун (Perkunas), в образе человека средних лет, борода и волосы кудрявые, голова окружена молниями. Тот с гневом смотрел на усмехавшегося Атримпа. Третий, с правой руки от Перкуна, был Полкус (Polkus): бледный на лицо старик с длинной седой бородой, голова обвязана белым платком. Он смотрел на обоих с неприязнью. Также на этом полотнище имелась особая надпись неизвестного характера.
О том, что Станица Свентовита содержала какие-то изображения или надписи никаких сообщений не сохранилось. Но в любом случае, имела Станица изображения, или нет - описание знамени Видевута интересно тем, что это ещё один пример священного стяга, имевшегося у народов Южной Балтики. Причём, наблюдается это у племени близкородственного как славянам вообще, так и особенно балтийским славянам, в частности. И посвящено это полотнище было также верховным богам. По всей видимости, это является проявлением всё той же древней индоевропейской традиции.
Что касается Свентовита, то к числу его боевых знаков принадлежали также и различные орлы. Их тоже упоминает Саксон. Как предполагают некоторые историки, это были резные фигурки. Вполне возможно что это так и было, они и правда могли быть резными. Выполненными, например, из дерева, или кости. Но также они (или некоторые из них, а этих орлов упоминают во множественном числе) могли быть и литыми, или, например, выполненными с использованием натуральных орлиных перьев. Более того - это могли быть и живые священные орлы. Главное, что обращает на себя внимание в этом обстоятельстве - это то, что данная традиция также находит прямые аналогии у других европейских индоевропейцев. А конкретно - у тех же римлян и греков. Орёл и у тех, и у других также был атрибутом и символом высшего бога - Зевса, или Юпитера. И именно орёл служил главным символом римских легионов, а равно, позже, и самого Римского государства. Вспомните знаменитые аквилы (от латинского aquila, орёл) - штандарты римских легионов, золотые, или серебряные фигурки закреплённые на древке, которые выполняли функции главного знака, обозначавшего легион. Происхождение этого символа было также религиозным, так как орёл был олицетворением Юпитера. Как обязательный штандарт для каждого легиона аквилу, в упорядоченном, так сказать, виде, ввёл Марий (деятель времён Римской республики), но по происхождению, это явно очень древний, ещё индоевропейский символ.
Примеры римских воинских знаков, включая аквилы.
Интересно, что немцы, при создании своего единого цивилизованного государства (сначала, Франкской империи, а позже Священной Римской Империи) наряду с массовым заимствованием латинских терминов, которыми римляне описывали социально-политическое устройство своего государства, таких как кесарь (кайзер), прелат, легат, нобель, принципс, колон, сервус и т.д. и т.п. позаимствовали и римскую символику - в том числе римского орла. Который через немецкую империю распространился по геральдике средневековой Европы. Хотя, возможно, в ряде случаев - это имело и свои собственные, древние, идущие ещё от индоевропейских реалий основания. Штандарты по типу аквил использовались и в официальных войсках средневековой немецкой империи. Первый Рейх, а также, конечно и его первоисточник - непосредственно сам Рим, активно пытались имитировать и в Третьем Рейхе. Вот откуда происходит значительная часть их воинских атрибутов - включая самые настоящие аквилы с фигурками орлов, сидящих на венках со свастиками, и т.д. И, в этом случае, видимо, они и правда воспроизводили что-то, что имело древние, исконные индоевропейские основания. И было в своё время распространено, в том числе, на принадлежавших тогда Германии южно-балтийских землях.
С удовольствием почитал бы ваши вопросы и комментарии.