Город Владикавказ ,всегда был и остаётся одним из самых многонациональных городов на Северном Кавказе.
Своей Родиной его считали и считают представители многих национальностей.
Великолепное географическое положение,многоконфессиональность,умеренный климат,изобилие продуктов питания,отличные условия для торговли и множество других благоприятных факторов,делали Владикавказ желанным местом жительства для большого количества людей.
Первые евреи, поселившиеся в начале прошлого столетия во Владикавказе, были настоящими мастерами своего дела. Эполетчики, чемоданщики, портные, ювелиры, сапожники, часовых дел мастера, шапочники - все они весьма успешно обслуживали гарнизон крепости, так как среди местного населения недостаток в ремесленниках ощущался остро, а в черте оседлости, напротив, таких мастеров было в избытке. И хотя Северный Кавказ не входил в черту еврейской оседлости, охватывающей ряд территорий Украины, Белоруссии, России и Польши, но, согласно указу Александра I 1804 года, европейским евреям разрешалось водворяться в Кавказской губернии, как разрешалось после третьего раздела Польши в 1795 году, согласно указу Екатерины II, расселяться пленным евреям-солдатам на юге России, на вновь приобретенных землях.
Число евреев-ремесленников, хорошо знавших свое дело и потому весьма желанных во Владикавказе, быстро росло, что привело, однако, к тому, что в 1825 году министр финансов России Канкрин настоял на запрещении евреям проживать здесь, и в 1827 году, по предписанию из Петербурга, евреи были выселены из Владикавказа. Это повлекло за собой резкое подорожание предметов ремесленного производства и вызвало ответное недовольство местного населения, поэтому, когда в 1831 году евреи вновь появились во Владикавказе, здешние власти оказали им покровительство. В 1835 году вновь было издано положение, согласно которому евреям запрещалось жить на Кавказе. Их выселили из Терской области, в том числе и из Владикавказа, исключение составили лишь евреи-ремесленники.
В "Терском календаре ",можно посмотреть,какими видами деятельности занимались представители еврейской национальности во Владикавказе в конце 19-го начале 20-го веков.
Между тем главнокомандующий Кавказской линии лично заступился за выселенных евреев, отправив в Петербург статистические данные о евреях, проживающих на Кавказе, общее число которых не превышало 10 тысяч человек.
Лишь в 1837 году евреи вновь были возвращены во Владикавказ и приписаны к мещанскому сословию. Это были выходцы из Херсонской, Полтавской, Екатеринославской, Могилевской, Таврической, Витебской, Гомельской губерний, а также из Польши и Германии.
Одним прибывших во Владикавказ выходцев Полтавской губернии,был знаменитый фотограф Г.Г.Квитон
После принятия закона императора Николая I от 23 августа 1827 года о призыве евреев на воинскую службу в качестве рекрутов (до этого служить в армии им не разрешалось) в крепости Владикавказ в составе Тенгинского, Навагинского, Виленского егерского полков появились евреи, которые вместе с русскими солдатами в полной мере несли все тяготы воинской службы и участвовали в войнах, которые вела Россия, в том числе и в Кавказской войне с Шамилем, проявляя при этом мужество и героизм, за что они нередко представлялись к наградам. Это были отважные, физически закаленные и сильные духом люди, прошедшие нелегкий боевой путь и свято выполнявшие важнейшую заповедь, которую получили евреи от своих мудрецов в ту пору, когда после разрушения Храма они были рассеяны по миру. Эта заповедь состоит в том, чтобы с уважением относится к законам государства, где довелось жить, и выступать на его защиту в случае необходимости.
В 1865 году император Александр II издал указ, согласно которому отставные нижние воинские чины (офицерские звания иудеям присваивать было запрещено), отслужившие в армии 25 лет, имели право селится вне черты еврейской оседлости. Указ распространялся и на членов семей отставных нижних чинов из евреев, но лишь в том случае, если брак был заключен во время прохождения воинской службы. Так к евреям-ремесленникам добавились и отставные солдаты, оставшиеся на жительство во Владикавказе.
В «Сборнике сведений о Терской области» за 1878 год указывается, что число жителей Владикавказа на 1 января 1877 года составляло 15868 человек, из них евреев - 742 человека: 434 мужчины и 308 женщин. На 1 января 1879 года, по данным Владикавказской городской управы, числилось 9 семей купцов, 19 семей мещан, 75 семей отставных нижних чинов, 45 семей временно проживающих и 7 семей иностранных поданных.
Заметный след оставили евреи в области медицины и фармакологии. В конце прошлого - начале нынешнего веков во Владикавказе были широко известны имена врачей, специалистов по внутренним болезням: М.С. Гринфельда, Я.А. Рискина, Л.А. Савальского, B.C. Минца, Л.В. Бессера, Я.Л. Рабиновича, В.А. Тарноградского, невропатолога А.Я. Шмиргельда, акушерки Р.С. Минц, окулиста Я.В. Бершанской; дантистов П. Перлштейна, М. Резаковой. Репутация высокопрофессионального медицинского учреждения была у лечебницы и электросветоводолечебного института доктора К.А. Исаковича с отделениями: хирургический, внутренние болезни, нервные болезни, женские болезни, родильный приют. Для лечения больных здесь использовали разного рода токи, электросветовые, гидроэлектрические, углекислые, паровые и суховоздушные ванны, душ Шарко, вибрационный электрический массаж, гипноз. Лечебница была оборудована по последнему слову техники того времени. Сам Константин Акимович Исакович практиковал как хирург, а специалистом по детским и внутренним болезням в лечебнице был Яков Аронович Рискин.
В городе были хорошо известны аптеки Штебера, Левандовского, Шика, Мейера, Бендета и Цырлина, а также аптекарские магазины Маха, Зейделя, Виллямовича.
Селились евреи во Владикавказе в основном на улицах Святополковской (ныне Тамаева), Московской (ныне Кирова), Марьинской (ныне Маркуса), Воздвиженской (ныне Августовских событий), Базарной (ныне Джанаева), Мещанской (ныне Революции), Грозненской (ныне Куйбышева), Кузнечной (ныне Рамонова), а также на главной улице города - Александровском проспекте (ныне проспект Мира).
Большое внимание в еврейской общине г.Владикавказа уделялось образованию подрастающего поколения. В 1879 году в центре Терской области при синагоге было открыто еврейское начальное училище. Согласно архивным документам, в 1890 году, к примеру, в трех классах еврейского училища (оно было трехклассным) обучалось 76 мальчиков. Преподавание велось на русском языке. В числе предметов - закон Божий (Тора), русский язык, арифметика, еврейский язык (идиш), биология. В библиотеке училища насчитывалось 139 томов книг. Попечителем училища был владикавказский мещанин Герш Сальман, учителем и законоучителем - Цизин, окончивший курс наук в Житомирском еврейском учительском институте. В штате училища состояли и помощники учителя: Моисеи Лановицкии, Илья Аврушкин, Мордехай Колбаковский.
Первый во Владикавказе иудейский молитвенный дом был построен еще в 1865 году силами еврейской общины на улице Садовой (ныне Серобабова). Разрешение на строительство было дано начальником Терской области и наказным атаманом Терского казачьего войска М.Т. Лорис-Меликовым. Это был деревянный под железною крышею дом. В том же году он был освящен и в него были внесены 10 заповедей Моисея (свиток Торы) и другие освященные книги.
В 1880 году еврейская община выкупила участок земли и обустроила там еврейское кладбище с синагогой-часовней при нем. Деньги на строительство синагоги пожертвовал местный еврей И. М. Ладыженский в память о своей умершей дочери. До наших дней сохранился красивый памятник, установленный на могилах жены и дочери Ладыженского. А синагога, увы, была разрушена, от нее осталась только часть стены да плита с выбитым на ней текстом-посвящением.
В 1885 году по предложению Терского областного правления была учреждена должность Владикавказского раввина, который и стал во главе Владикавказского еврейского духовного правления. Владикавказский раввин избирался сроком на 3 года всеми евреями г. Владикавказа. К тому времени здесь проживало 167 еврейских семей. Выбор пал на окончившего курс наук в Житомирском раввинском училище Моисея Абрамовича Визина, который 25 июля 1885 года был утвержден в должности Владикавказского раввина и приведен к присяге.
В городе Владикавказе проживает единственная на Кавказе община европейских евреев, в отличие от горских (таты) и грузинских евреев, которые являются их соседями и проживают на Кавказе сотни лет. А еврейская община Владикавказа в начале XXI века отметила свое двухсотлетие.
В начале тридцатых годов были закрыты еврейская школа, все культурные учреждения, синагога и отобрано у общины еврейское кладбище. И только в марте 1989 года на волне перестройки вновь была возвращена еврейская община города. В 1990 году ей было вновь возвращено еврейское кладбище, а в 1999 году и часть здания бывшей еврейской синагоги, где после ремонта и реставрации в сентябре 2000 года торжественно в присутствии членов правительства Северной Осетии и мэра города, многочисленных гостей был открыт еврейский общинный дом, который никогда не пустует и где сосредоточена вся еврейская жизнь нашего города.
Текст взят:
http://jc-sholom.narod.ru/jewish.htmМногие фото-материалы и документы представленные в посте из коллекции автора.
Ссылка на пост обязательна.
Сайт"СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ"