[ Несколько слов про Летний сад в Санкт-Петербурге.. ] Летний сад - самый старый сад в городе, место для которого было выбрано самим Петром. Первое упоминание о нем датировано 1704 г. - всего через год после основания Петербурга! Сначала он засаживался только однолетними цветами, то есть «летниками», потому и назвали его Летним садом.
Петр I задумал создать в новом городе сад, который «чрез немного лет великолепием своим Версалию превзойдет», и не жалел для этого сил и средств: лично давал указания, какие и откуда привозить деревья и цветы, сам составил первый проект сада и следил за его осуществлением. Сад создавался как регулярный -с симметричными, пересекавшимися под прямыми углами аллеями, затейливыми партерами и фигурно подстриженными насаждениями.
Царь пригласил для воплощения своей идеи шведского садовника Шредера, который создал высокие шпалеры из лип, кленов, акаций и украсил аллеи красивыми скамейками для отдыха гуляющих, Рассказывали, что, осмотрев его работу, Петр спросил, нельзя ли устроить в саду что-нибудь поучительное, чтобы посетители не просто гуляли, но и одновременно получали полезные сведения. Швед призадумался и предложил разложить на скамейках книги, прикрыв их от дождя. Но царь выбрал другой вариант - он решил сделать в саду фонтаны, на которых изобразить сценки из басен Эзопа. И вот среди дорожек садового лабиринта появилось целых 60 фонтанов с фигурами животных, вода к которым подавалась специально установленной машиной. Каждый фонтан наглядно иллюстрировал одну из Эзоповых басен. А чтобы было доходчивей, рядом стоял столб с текстом самой басни и ее толкованием. Петр любил и лично, придя в сад, собирать гулявших и объяснять им смысл иносказания. К сожалению, фонтаны не дожили до наших дней, их разрушило катастрофическое наводнение 1777 г.
В XVIII в. Летний сад занимал площадь значительно больше современной. Кроме фонтанов, его украшали беседки, боскеты, цветники, птичники, всевозможные «садовые затеи». Один из современников писал: «Здесь множество замечательных вещей, беседок, галерей и удивительно красивых деревьев. Были в этом саду пруды, обложенные каменной стеной, по которым плавали индийские гуси, морские утки и множество птиц».
Но, конечно же, главной достопримечательностью Летнего сада с петровских времен и до наших дней остается его скульптурный декор. Это было огромным новшеством для России - до этого об украшении садов скульптурами и не слыхивали. Но царь-реформатор пожелал и в этом не отстать от Европы и тоже приобрести произведения искусства, «которые прилично иметь великим монархам». Мраморные статуи оптом закупались в Италии, причем Петр лично руководил их заказами и отбором. Значительная их часть - произведения венецианских скульпторов Тарсиа, Баратта, Бонацца и др. Среди скульптур - портреты великих полководцев, древних царей, римских императоров, мифологические и аллегорические персонажи. И вновь статуи Летнего сада служили не только украшением, но и учебным пособием. Рядом с ними висели таблички с описаниями того, что они представляют, и с объяснениями аллегорий.
И хотя до нас дошла только часть петровской коллекции, все равно мало где в Европе сохранились такие большие собрания садовой скульптуры (сейчас их около 90). Среди самых известных - «Нимфа Летнего сада», бюсты королевы Швеции Христины, польского короля Яна Собес - кого и его жены Марии-Казимиры, серия «Круговорот суток». На террасе на берегу Лебяжьей канавки стоит скульптурная группа «Амур и Психея», о которой агент Петра, занимавшийся закупками в Европе, Юрий Кологривов писал царю: «Еще прошлого года я торговал группу, фабола - когда Психея влюбилася в сонного Купиду, которые весьма хорошо сделаны и можно за диковинку почесть в живости и мастерстве...»
Тот же Кологривов организовал и самую знаменитую покупку - он нашел в Риме подлинную античную статую Венеры, о которой писал: «Купил статую мраморовую Венус старинную... и как могу хоронюся от известного охотника». «Известным охотником» был сам папа римский, не разрешавший вывозить за границу античные памятники и собиравший их в своем собственном музее. Далее в письме Кологривов сравнивает свое приобретение со знаменитой Венерой Медичи и находит, что его статуя лучше - тем, что «сия целая, а Флоренская изломана во многих местах». Однако тайну соблюсти не удалось, о покупке узнали и статую отобрали для папского двора. С горя Кологривов заболел и писал Петру: «Пусть лучше я умру, чем моим трудом им владеть». После долгих дипломатических переговоров римскому папе было сделано предложение, от которого он не смог отказаться: в обмен на статую Венеры Петр отдавал папе мощи католической святой Бригитты, обнаруженные в захваченном русскими Ревеле.
Спустя несколько месяцев Венера, проделав долгое путешествие по всей Европе, предстала перед придирчивым взглядом царя, оценившего приобретение и велевшего поставить его в Летнем саду. Зрелище обнаженной женской натуры, пусть и беломраморной богини, было абсолютно невиданно до сих пор. Ее осматривали, норовили потрогать, одни возмущались, другие отпускали сальные шуточки, кое-кто даже пытался разбить ее от греха подальше. Чтобы уберечь статую, царь приставил к ней часового с ружьем. При Екатерине II статуя была перенесена в Таврический дворец, а затем под именем Венеры Таврической - в Эрмитаж, где ее можно видеть и поныне.
Петр любил устраивать в Летнем саду всевозможные торжества, приемы и новомодные ассамблеи, на которых собирал знатных вельмож с женами и дочерьми, богатых купцов, офицеров, иностранных дипломатов. Пыляев в книге «Старый Петербург» рассказывает: «При императоре Петре в Летнем саду обносили посетителей вином, и даже дамы не были изъяты от угощения водкой. Церемониал угощения совершался в следующей форме: в сад являлись гвардейские офицеры с носилками, на которых был поставлен большой ушат с простым вином. Обходя гостей, они подносили каждому большой ковш за здоровье полковника, т.е. царя. Отказывавшиеся были насильно принуждаемы к питью майорами, которые нарочно для этой цели ходили за ушатом. Сад во время подношения запирался, и никто не смел без позволения царя выйти из него. Такие празднества обыкновенно кончались всегда фейерверками или «огненною потехою».
Сперва в Летний сад пускали только избранных, но в XIX в. он был открыт для горожан и быстро вошел в моду, став любимым местом их прогулок. Здесь бывали Крылов, Жуковский, Гоголь, а живший неподалеку Пушкин вообще как-то написал жене: «Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома». В саду часто встречались влюбленные парочки. Писатель Иван Гончаров в «Обломове» сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги. Гувернеры и нянюшки приводили сюда своих юных воспитанников. Летом в саду устраивали смотрины разряженных купеческих невест.
Сам сад в XIX в. тоже изменился - по новой моде в нем перестали подстригать деревья, и, сохраняя планировку регулярного сада, он принял вид пейзажного парка. В нем выстроили павильоны для отдыха - Чайный и Кофейный домики. Их и сейчас можно видеть в саду - в них находится выставочный зал и кафе. В середине XIX в. на добровольные пожертвования горожан в саду поставили памятник баснописцу Крылову, любившему здесь гулять по утрам. Под умиротворенной фигурой поэта на пьедестале изображены звери - герои его басен. Это работа скульптора Клодта - того самого, что изваял знаменитых лошадей, украшающих Аничков мост.
Единственное сооружение начала XVIII в., сохранившееся в Летнем саду по сей день, - это Летний дворец Петра.
Летний дворец построили в 1714 году петровские архитекторы Трезини и Шлютер. Небольшое двухэтажное, достаточно скромное здание, выполненное по моде тех лет на «голландский манер», конечно, не может соперничать в пышности с царскими резиденциями последующих царствований. На его крыше -флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца на коне, а на углах - водостойные трубы в виде драконов. Барельефы на фасадах в аллегорической форме прославляют победу России над шведами.
Во дворце жили только летом (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. В нем всего 14 комнат, две поварни и два коридора. На первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, на втором - его жены Екатерины и детей. Одной из самых любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная, хозяйством которой заведовал известный механик Андрей Нартов. Кстати, именно в этом дворце появилась первая в городе система проточной канализации.
Летний дворец сохранился с петровских времен до наших дней без существенных изменений. В начале XIX века он служил дачей для высших государственных чиновников, а сейчас работает как музей.
Есть, есть где погулять в Санкт-Петербурге и посмотреть на красивое!
p.s. Ну, и конечно, с радостью приглашаю всех, кто любит читать, писать, смотреть и показывать путешествия в созданную специально для нас (и вас!) новую соцсеть путешественников http://enjourney.ru/ :) Приходите. У нас дружелюбно и круто! :)