Магбед

Dec 24, 2008 01:32

в каждом деле есть такие люди, которые все знают заранее. есть такие и в музыкальной-театральной критике. им бы астрологами работать. так вот, что бы они ни говорили про Митю и Федю, то, что мы имеем щастье видеть и слышать в нашей тайге, действительно прекрасно - и музыкально, и театрально.

"Макбет" - спектакль сложный. реплика в сторону: к операм в постановке Мити применимо слово спектакль. его можно читать, как текст, в котором используются многозначные и неожиданные слова, которые можно интерпретировать по-разному, которые нескучно обсуждать и о которых можно спорить.

только на его спектаклях я понимаю, НАСКОЛЬКО опера как музыкальный жанр выигрывает от удачного воплощения. финальный марш в "Макбете" - казалось бы, мажорный: Victoria, victoria, злодей убит, щас вам будет хороший король. Здесь под звуки этого по-настоящему тревожного и вообще-то жутковатого марша разрушается дом/мир/спектакль - т.е. - вместе с ошметками штукатурки все благие намерения летят к чертям, круговорот власти бесконечен и тот, кто в него попал, ждет один исход. а попадают в него по очереди Дункан, затем Макбет, затем - во вполне четко обозначенной перспеективе - Макдуф, да и Малкольм - кто за кем, еще не ясно.

в спектакле все-таки не все понятно. загадка там - народ. чего он хочет? за кого выступает? это высшая власть, которая выглядит серой толпой, но на самом деле именно он, народ, приводит к власти одних и убивает, отнимая власть у других. ужас в том, что власть принадлежит человеку до тех пор, пока он осознает свою силу - Дункан потому убит, что не подозревает об убийстве - весело шутит на вечере, заигрывает с хозяйкой. ослабление внимания приводит к мгновенной смерти. судьба Макбета тоже решена после первого "глюка": когда он оказывается посрели серой толпы, пипл смотрит на него с каменными лицами, а некоторые не выдерживают и в открытую ржут над своим сумасшедшим правителем, который до сих пор на что-т надеется и кому-то грозит хлопушкой-пистолетом.

телеги про власть для хорошего спектакля уже бы хватило, но нет же, нам же надо, тобы его нестыдно было показать новосибирской публике!:D там есть еще, как бы это помягче, мета-театральный уровень. не буду брызгать слюной по поводу театра в театре, райка, в который превращается наша гигантская сцена, Гугла Ёрф, киношных аллюзиий, разрушения декораций, которое Митя так любит - все это, уж поверьте, нереально круто сделано, гоняет по спине табуны мурашек и магнитом тянет челюсть к паркету. меня интересует, пардон мой франсес, автопародийность, имеющая, кажется, здесь место. что такое Макбет в трусах, стоящий на любимом черняковском столе в комнате о трех стенах и потолке и трущийся макушкой о горящую электричеством люстру? Это, извините меня, не Макбет, а уже Татьяна Ларина. опустим, опять же, тему про, таксть, "инверсию пола" - в спектакле этого тоже много (Малкольм, валящийся с ног в объятья своей спутницы после новости о смерти отца - что твоя слабонервная тетушка). Что такое Макбет, бросающий орудие убийства на стол, а потом сам картинно припадающий к нему (столу) всем телом? что такое фокусничающая и картинно - с разворотом - опускающаяся на пол Леди Макбет? что такое финал спектакля, оборачивающийся отсутствием финала, когда, в то время как оркестр бьется в экстазе помпезной коды, сцена оказывается пуста: перед нами только плоскость экрана с плывущей над городом камерой, улетающей в небо. это большая фига, гордо высунутая из кармана - вот мол вам самоповторы, автоцитаты и вырождение, вот вам финал, читатель ждет уж, зритель бежит уж (натурально, в гардероб, потому что уже 10 вечера).

а еще на месте властей я бы спектакль запретил как революционный, т.е. по статье УК РФ. запретил бы в пятницу 26-го, после последнего н-ского показа, чтоб неповадно было. и чтобы в новый год мы вошли не только с новой конституцией, но и без нового спектакля. надеюсь, что хотя бы со вторым все будет не так плохо.

theatre, music

Previous post Next post
Up