река Жиздра. С верховьев до Козельска. 13-16 августа 2023

Feb 14, 2024 23:31

Река Жиздра.
Водный поход по реке Жиздра от станции Зикеево до города Козельск. Юг Калужской области. Надувная байдарка «Викинг», 2 человека. 13-16 августа 2023 года.
ЛОЦИЯ.
Уровень воды высокий, соответствующий дождевому паводку, на метр-полтора выше меженного.
13 августа
1-й ходовой день. Выход на воду после стапеля в 10-10.
0-10 Правый приток р. Песочня-1, шириной 2 метра.
0-26 Проводка-перетаскивание лодки над дубом диаметром 1 метр, перегораживающим русло реки.
Далее с небольшими интервалами расположено 5-7 перегораживающих русло деревьев, требующих протаскивания или перетаскивания лодки, и 1 обнос по правому берегу (10 м) завала из нескольких деревьев.
0-58 Стоянка в соснах при сарае на правом берегу.
Два завала с перекидкой байдарки над одиночными стволами.
1-53 Стоянка в соснах на левом берегу.
2-18 Стоянка в соснах по правому берегу.
2-29 Стоянка слева.
2-34 Красивая стоянка слева на сосновой полочке.
3-02 Насыпь на левом берегу, на ней опора высотой 2.5 м в форме буквы «Н». За ней впадает левый приток р. Ясенок шириной 2-3 м. (Пройдено 17 км)
3-41 Остановка на левом берегу в молодых сосновых посадках на обед. (Пройдено 21.5 км.)
4-07 ЛЭП местного значения. Перед ней несколько подходов к воде с левого берега
4-20 Правый сосновый берег почти подошёл к воде.
4-31 Стоянка в соснах с автоподъездом на правом берегу после обрывистого правого берега высотой 3-4 метра. Сразу за ней сухой дуб.
4-57 На востоке метрах в 400 от реки на правом берегу видна церковь с синими маковками и вышка сотовой связи в д.Усты.
5-02 Железобетонный автодорожный мост, под ним пляж. (Пройдено 30.8 км)
5-14 Стоянка с навесом из шифера при деревенском пляже на правом берегу.
5-38 Левый приток Дорогжанка шириной около 3 метров.
5-40 Стоянка слева в липах и дубах на удобной полочке.
5-44 Закол №1 через всё русло реки. Перед ним стоянка с песчаным обрывом на левом берегу реки.
6-09 Деревянные сваи в русле. Проход свободный.
6-12 Правый приточек р.Песочня-3.
6-20 Закол №2.
6-28 Закол №3.
6-43 Перетащили байдарку через лежащий поперёк реки дуб.
6-49 Остановка на ночёвку в 19-49 на левом берегу в дубах с автоподъездом.
За первый ходовой день пройдено 42.7 км.
14 августа.
2-й ходовой день. Выход на воду в 7-56.
6-52 Закол №4.
7-16 Левый приток р.Брынь шириной около 5-7 метров. (Пройдено 45.5 км) Незадолго перед его впадением на В-СВ была видна вышка в г.Думиничи.
7-20 ЛЭП местного значения.
7-23 Высоковольтная ЛЭП на высоких бетонных столбах.
7-33 Затопленный брод. Сразу за ним высоковольтная ЛЭП.
7-35 Гидропост справа в д.Дубровка.
7-47 Два железнодорожных моста рядом. (Пройдено 49.6 км)
7-49 ЛЭП на высоких металлических опорах.
8-01 Закол №5.
8-09 ЛЭП местного значения, 1 провод после закола №6.
8-12 Железобетонный автодорожный мост между ур.Колпино и Колчевка. (Пройдено 52.6 км)
8-22 Закол №7.
8-44 Стоянка с пляжем, дубовой комнаткой и автоподъездом.
8-53 Левый приточек без заметного течения шириной около 2 метров.
8-55 С журчанием и пеной впадает плохо заметный ручей.
9-17 Стоянка в соснах слева, за поворотом слева песчаный обрыв.
9-20 Закол №8.
9-24 Половина закола №9 в правой части русла.
9-48 Закол №10.
10-10 Закол №11.
10-33 Железобетонный автодорожный мост. (Пройдено 70.4 км)
10-41 Правый приток Ресета шириной 10-12 метров с быстрым течением. (Пройдено 71.5 км)
10-51 Остановка на правом берегу у Чернышено на обед.
11-36 Железобетонный новый автодорожный мост. (Пройдено 78.6 км)
12-05 Камень с трещиной под правым берегом, как на Тверце.
После него череда залитых водой перекатов.
12-36 Стоянке с автоподъездом в соснах с обрывом на левом берегу. Напротив пляж. Ниже стоянки залитый водой перекат.
13-01 Левый приток р.Медведка шириной около 1 метра. Через 300 м брод.
На правом берегу опора ЛЭП без проводов, деревня Гретня, часовня при роднике. Лодки по обоим берегам.
13-29 Остановка на ночёвку в 18-37 на высоком правом берегу в соснах. (Пройдено 92.2 км)
За второй ходовой день пройдено 49.5 км.
15 августа.
3-й ходовой день. Выход на воду в 9-09.
13-49 Полуразрушенный закол № 12.
13-52 Правый приток р.Голубка.
13-57 ДОТ- памятник на обрыве левого берега. Напротив стоянка с пляжем.
14-14 Закол №13 берёзовый.
14-44 Правый приток Амжеронка.
14-59 Левый приток Дрисенка. Видна только заросшая ветлой и травой низина.
15-09 Первая после закола №13 стоянка на левом берегу в соснах.
15-13 Правый приток Улезово заметен только по низине.
16-06 Стоянке с автоподъездом справа. За ней ещё несколько стоянок на правом берегу.
16-24 Железобетонный автодорожный мост у Дретово. (Пройдено 115 км)
16-40 Правый приток Вытебеть, шириной 8-10 метров.
17-04 д.Кричина справа.
17-15 Остановка на обед на правом берегу на левом повороте реки «дубовая аллея». Мимо проходит просёлок. (Пройдено 121 км)
17-34 Правый приток Трошенка шириной русла около 1 метра, протекающий в узком овраге.
17-57 Остров, шли правой протокой.
18-08 Высоковольтная ЛЭП, сразу за ней деревенский пляж слева.
18-15 Левый приток Лукосна в д.Булатово, шириной 1.5 метров.
18-19 Остров, шли справа. Слева от острова тоже есть протока.
18-34 Остановка на ночёвку в 18-06 на левом берегу. Песчаный обрыв, группка сосен и берёз. (Пройдено 131 км)
За третий ходовой день пройдено 39 км.
16 августа.
4-й ходовой день. Выход на воду в 8-07.
18-46 Справа подошёл коренной лес. От ночёвки до леса по левому берегу было несколько удобных стоянок, похожих на ночёвочную.
19-19 Лесная стоянка среди сосен справа на левом повороте реки.
19-47 Слева пляж в Березичах.
19-52 Остров на правом повороте, прошли правой протокой.
20-11 ЛЭП, опора на бетонном постаменте. За ней новый железобетонный автодорожный мост. (Пройдено 144 км)
20-29 Церковь в Березичах на левом берегу реки.
20-37 Возможное для стоянки место справа на открытом берегу, начинающем зарастать молодыми соснами.
20-58 Высоковольтная ЛЭП.
21-06 Опора разрушенного моста на левом берегу. Гидропост при ней.
21-11 Железнодорожный мост «вверх тормашками» на высоких опорах. (Пройдено 152 км)
21-16 Остановка на антистапель на правом берегу на небольшой площадке среди вётел. (Пройдено 152.5 км)
За четвёртый ходовой день пройдено 21.5 км.
13 августа: ходовое время 6 часов 49 минут. Пройдено 42.7 км (6.26 км/час).
14 августа: ходовое время 6 часов 40 минут. Пройдено 49.5 км (7.42 км/час).
15 августа: ходовое время 5 часов 5 минут. Пройдено 39 км (7.67 км/час).
16 августа: ходовое время 2 часа 42 минуты. Пройдено 21.5 км (7.96 км/час).
Всего пройдено 152.5 км за 21 час 16 минут.
Заброска.
На дальнем поезде Москва-Климов мы доехали до Брянска. Отправление из Москвы 22-35, прибытие в Брянск 4-26. Благодаря ночному поезду удалось выспаться. В Брянске под моросящим дождём мы пересели на электричку, идущую в обратном направлении, на Сухиничи, отправлением из Брянска в 4-59. В 6-16 она прибыла на станцию Зикеево, где мы и сошли. От станции по просёлочным дорогам под продолжающимся дождём вышли к стоянке, расположенной рядом со старицей Жиздры. Примерный трек пути от ст.Зикеево к реке: https://nakarte.me/#m=16/53.73850/34.88323&l=S/Sw&nktl=05rfJOpcuM9guQLMpAkPxQ
Место для стапеля удобное, можно и заночевать. Накануне несколько дней шли сильные дожди, поэтому уровень воды в реке был высокий, паводковый.
Общее описание реки Жиздра.
К месту старта подходит не основное русло Жиздры, а её старица, имеющая вид расширения русла без течения. При входе в основное русло выше по течению из воды торчат деревянные сваи. Ширина русла реки в месте старта 2-3 м. Кусты ивняка подходящие к воде с разных берегов местами почти смыкаются между собой.
Вскоре впадает правый приток Песочня-1, шириной 2 метра. После впадения этой Песочни полноводность Жиздры заметно возросла. На начальном участке река извивается мелкими петлями по низине с травой и ивовыми кустами. На крутых поворотах наша короткая байдарка с трудом вписывалась в русло. Такие отрезки сменяются участками, когда Жиздра проходит по лесному участку, где петель меньше, они более плавные, а ширина реки увеличивается до 4-6 метров. Удобных выходов на берег нет ни на открытых, ни на лесных участках, но на лесных участках при необходимости можно встать на стоянку.
На лесных участках было около десятка завалов, где русло реки было перегорожено упавшими деревьями. За счёт высокого уровня воды часть завалов удавалось обойти под самым берегом со стороны кроны, не вылезая из байдарки. Было несколько перетаскиваний лодки через стволы здоровенных дубов диаметром около метра, находящихся чуть выше воды. Один из завалов, состоящий из несколько ветвистых дубов, пришлось обтаскивать по правому берегу.
Километров через 5 русло стало местами расширяться до 8-10 метров, и на правом берегу в соснах расположена стоянка с сараем. Далее река отходит от коренных берегов, сужается до 4-6 метров и петляет по луговине в окружении осоки, ивовых кустов и зарослей калины. Кустов калины, растущих вдоль берегов реки, очень много. Они сопровождают русло реки на всём верхнем участке за исключением участков соснового берега.
Через 8-9 километров после старта перед ур.Жеребовка русло Жиздры приближается к левому берегу, укрытому сосновым лесом, растущем на песчаных обрывах высотой 1-3 метра. Река делает несколько петель, то уходя в болотную луговину с осокой, то снова возвращаясь к сосновой полочке. На протяжении 4 километров есть несколько удобных мест для стоянок.
При приближении к впадению левого притока Ясенок русло Жиздры перестаёт подходить к коренным берегам, постоянно петляя по болотистой луговине. Перед самым впадением Ясенка с левого берега к руслу подходит насыпь, на которой расположена опора высотой 2.5 м в форме буквы «Н». При нашем высоком уровне воды Ясенок имел вид мощного притока с течением шириной около 3 метров. После его впадения Жиздра расширилась с 4-6 метров до 10-12, продолжая петлять по болотистой луговине. Изгибы русла стали более плавными.
Через 3 километра русло вплотную подходит к левому коренному берегу, поросшему молодыми сосновыми посадками, и на протяжении 2 километров по левому берегу есть места, удобные для стоянок. Левый берег представляет собой песчаный обрыв высотой около 2 метров. Здесь мы остановились на обед. Прошедшие в последние дни сильные дожди так промочили деревья, что костёр мы развели с трудом, потратив на это более получаса.
На протяжении следующих 5 километров русло реки петляет по болотине, не подходя к коренным берегам. Лишь напротив впадения левого притока Песочни-2 русло приближается к правому берегу, поросшему сосновым лесом, где есть стоянка. Дальше до пересечения автодорожного моста в деревне Усты продолжаются петли по болотистой луговине без удобных для стоянок мест. Периодически на востоке становится видна церковь с синими маковками в деревне Усты.
Под автодорожным железобетонным мостом у деревни Усты(5-02 по лоции) есть ровное место. В случае начала похода по Жиздре в этой точке мост можно использовать при сборке судов в качестве укрытия от дождя. За поворотом по правому берегу расположена стоянка с навесом и деревенский пляж.
После моста на правом берегу появляются сосны, а через 1.5-2 км сосны укрывают и левый берег. Жиздра при ширине русла 10-12 метров продолжает петлять по низине, периодически подходя к укрытым лесом берегам, с местами, удобными для стоянок. Левый берег представляет собой ровную полочку с липами и дубами. Берега Жиздры становятся очень живописными.
В 4 километрах ниже автодорожного моста в Устах впадает левый приток Драгожанка и русло Жиздры кардинально поворачивается на восток. В реке начинаются заколы. Удобные стоянки с дубами и соснами по обоим берегам реки продолжаются на протяжении 3 километров.
Закол представляет собой забор, сбитый из стволов деревьев, полностью перегораживающий всё русло реки с опорами, отстоящими друг от друга на 2-3 метра. Нижняя часть закола, расположенная ниже уровня воды, представляет собой плетень из веток, перекрывающий русло реки. В средней части закола оставлены ворота шириной около 2 метров с верхней и нижней поперечинами. При обычном уровне воды нижняя поперечина находится примерно на уровне воды, а верхняя поперечина метра на два выше. В обычную воду верхняя поперечина не мешает прохождению лодок. А через нижнюю поперечину требуется или аккуратно проводить байдарку, или перетаскивать, что сильно осложняет и замедляет сплав по реке.
При нашем уровне воды по центру в заколах оставался чистый проход, миновать который можно было не останавливаясь, лишь немного сбрасывая скорость. Иногда приходилось наклоняться, чтобы не задеть верхнюю перекладину. Поэтому для нас заколы не были тормозящими препятствиями. Возможно, при половодье заколы сносятся, и их потом сооружают заново.
В русле становится много коряжника, нередки пропилы в нём для прохода байдарок. При нашем уровне воды препятствий, мешающих проходу байдарок, не было. Нависшие и упавшие в реку деревья нам всегда удавалось пройти под одним из берегов.
Ниже впадения маленького правого притока Песочни-3, почти не видимого с воды, стоянок становится меньше.
На первую ночёвку мы встали на дубовой полочке левого берега реки, пройдя за первый день 42.7 км. Ниже места первой ночёвки по обоим берегам реки расположено несколько стоянок по обоим берегам реки. Река идёт красивым тенистым коридором из лиственных деревьев.
Левый крупный приток р.Брынь при впадении имеет ширину около 5-7 метров. От впадения Брыни до пересечения с железнодорожным мостом Жиздра протекает по луговине. За мостом берега снова становятся лесистыми, а русло расширяется местами до 40 метров, в среднем оставаясь на уровне 20 метров. Красивый лесной участок со стоянками продолжается вниз по течению до впадения Рессеты. На этом участке легко найти удобное место для стоянки. Могучие дубы, растущие на противоположных берегах реки, местами смыкаются между собой. По левому берегу на значительном протяжении идёт удобная для выхода пологая полочка, поросшая лесом с могучими дубами, выходящими к берегу. Полочка возвышается над нашим уровнем воды на 1-2 метра. Русло продолжают перегораживать отдельные заколы, заканчивающиеся километра за 3 до впадения Рессеты. После впадения Рессеты на протяжении следующих 20 километров заколов на реке не было.
По берегам изредка попадаются яблони с вполне съедобными яблоками. Яблок на них было не много. Рядом с яблонями летало и внизу, на упавших яблоках, ползало множество ос. Некоторые висящие яблоки представляли собой пустую кожуру, внутри которой копошились полосатые гады, доедающие яблоко изнутри. Сложилось ощущение, что яблоки здесь являются основной кормовой базой этих насекомых.
За километр до впадения Рессеты Жиздру пересекает железобетонный автодорожный мост. После него русло реки сужается и становится прямым, как стрела при ширине около 15 метров. Деревья создают тенистую «крышу» над рекой. К воде небольшими группками выходят ёлочки.
При впадении в Жиздру Рессета имеет ширину 10-12 метров. После её впадения Жиздра расширяется вдвое и становится заметно полноводнее. Русло Жиздры выпрямляется, а петли русла становятся более плавными. Чернышено тянется вдоль реки на протяжении трёх километров, но почти не выходит к воде. В посёлке есть магазин.
Ниже нового железобетонного автодорожного моста (11-36 по лоции) река сужается, берега немного повышаются, и лес вплотную подходит к воде. Высокие деревья обступают реку, погружая её в темноту. На протяжении нескольких километров один за другим следуют перекаты. В нашу воду они представляли собой небольшие сужения русла с быстрым течением.
При приближении к деревне Гретня прибрежный лес сменяется лугом. Затем берега понижаются и укрываются соснами, деревья немного отступают от воды. Вдоль берегов начинаются песчаные пляжи. Вдоль обоих берегов тянется полочка с соснами и дубами. Берега имеют вид обрывов высотой до 5 метров.
На вторую ночёвку мы остановились на обрывистом правом берегу в соснах, пройдя за второй день 50 километров.
Ниже по течению по обоим берегам продолжаются места, удобные для стоянок на сосновых обрывах или в низине рядом с пляжем. Перед впадением правого притока Голубки и в километре ниже него русло Жиздры перегораживали два последних закола. Ниже по течению заколов больше не было.
Вскоре на полочке левого берега сосны сменяются молодым березняком, где нет явных удобных стояночных мест. Только после впадения левого притока Дрисенки, заметного только по заросшей травой и вётлами низине, снова появляются сосны и места для стоянок по правому берегу. Такой характер берегов остаётся до пересечения автодорожного моста у Дретово (16-24 по лоции).
Ниже моста впадает крупный правый приток река Вытебеть, шириной около 10 метров. При нашем уровне воды глубина Вытебети при впадении была около 70 сантиметров. После её впадения ширина Жиздры осталась на уровне 35 метров. Полноводность реки немного возросла. Песчаные пляжи, образующиеся на поворотах русла, стали более протяжёнными.
После впадения Вытебети на протяжении первых километров берега Жиздры лесистые. Потом лесов становится меньше, и появляются открытые луговые участки. Средняя ширина реки около 40-45 метров. Почти на каждом повороте русла образуются большие песчаные пляжи, часто отделённые от берегов зарослями ивняка. В русле появляются острова. На двух пляжах мы видели следы, оставленные сползавшими к воде водяными черепахами. Ниже деревни Булатово на открытом левом берегу с небольшими группами деревьев расположено несколько стояночных мест. На одном из них, с песчаным обрывом, мы остановились на третью ночёвку, пройдя за день 39 километров.
Вскоре по правому берегу начался лес, после чего удобных стоянок нет по обоим берегам на протяжении 3 километров. Лишь при приближении к Клюксам на правом берегу есть стоянки в сосновом лесу. Ниже по течению берега Жиздры становятся населёнными и безлесными. Вдоль беговой линии тянутся лишь ивовые кусты, обвитые лианами бешеного огурца.
Ниже по течению до Козельска вдоль левого берега сплошной полосой идут населённые пункты. К берегу они не подходят только на небольшом участке между Клюксами и Березичами и на речной петле вокруг Березичей. Удобных мест для остановки на ночёвку на участке от Клюкс до Козельска нет. Но можно встать ниже железобетонного автодорожного моста в Берёзичах на открытом правом берегу, начинающем зарастать молодыми соснами.
На протяжении последних 5 километров перед Козельском Жиздра не петляя идёт на север. Высокий западный берег круто поднимается от реки, и представляет собой сплошную застройку. Восточный берег низкий, пологий. Вдоль береговой линии тянутся ивовые кусты.
После пересечения железнодорожного моста Жиздра делает петлю на восток. В начале петли на правом берегу среди вётел есть место, удобное для разборки судов с подходом к воде. Немного ниже по течению вдоль правого берега начинается песчаный пляж, рядом с которым тянется удобная луговая полочка, тоже пригодная для разборки судов. Отсюда вдоль железнодорожных путей с переходом через Жиздру по железнодорожному мосту около 3.5 километров до железнодорожного вокзала. Рядом с железнодорожным вокзалом расположен и автодорожный.
Как оказалось, нам очень повезло с погодой. Под моросящим дождём то затихающим, то усиливающемся мы шли на старт, собирали байдарку и в первый день ехали до обеда. К вечеру первого дня дождь стих и на остальные дни установилась солнечная тёплая погода. Благодаря прошедшим дождям течение в реке было быстрым. Препятствия в виде перегораживающих русло деревьев и заколы проходились с минимальными задержками времени. На всём протяжении не было ни единой мели.
Из-за паводка уровень воды в Жиздре был выше меженного на 1-1.5 метра.
Примерный половодный уровень, который отслеживался по завешенной на ветках сухой траве, выше нашего ещё на 1-1.5 метра.
Дождевой паводок отразился на прозрачности воды. Она была мутной на протяжении всего похода, постепенно очищаясь ближе к финишу. Из-за повышенной сырости всё вокруг было отсыревшим. Разжигание костра в первые два дня вызывало сложности. Кроме того, по вечерам мешали комары, которых обычно в августе уже не бывает. В походе мы не видели ни одной змеи.
На участке от Думиничей до Дретово мы встретили три группы байдарочников. Но в целом, отдыхающих на реке было мало.
Выброска.
Расписание некоторых автобусов с автовокзала в Козельске.
Козельск-Чернышено: 6-15, 13-15 пн, пт, вс.
Козельск-Москва(ч/р Калугу): 6-00, 8-00, 9-30, 12-10, 14-20, 17-40
Козельск-Калуга: 5-00, 7-00, 13-30, 16-10
Козельск-Москва(возможно, прямой): 2-00 пн.
Из Козельска мы уезжали на автобусе 14-20, идущим в Калугу. На мосту через Оку автобус застрял в пробке и прибыл в Калугу минут на 20 позже расписания. В результате электричка на Москву ушла из-под нашего носа, и нам пришлось ждать следующую. Можно было выезжать по-другому. Из Козельска есть электричка до Сухиничей, отправляющаяся в 19 часов. В Сухиничах можно пересесть на дальний поезд, приезжающий в Москву до закрытия метро, или доехать последней электричкой до Калуги.
Выводы.

Маршрут мы проходили при высоком уровне воды во время дождевого паводка. По такому уровню воды он очень понравился.
Верхний участок реки до впадения левого притока Ясенок нормально проходится только при высоком уровне воды. Река узкая, сильно петляет. При низкой воде длинная байдарка может не вписаться в изгибы русла на начальном участке. Местами русло перегораживают упавшие деревья. При нашем уровне воды нависшие над рекой и упавшие деревья в большинстве случаев удавалось пройти под берегами. При более низком уровне воды в таких местах потребуются обносы и перетаскивания судов через перегородившие русло деревья. На верхнем участке удобных для стоянки мест мало. На протяжении многих километров русло мелкими петлями меандрирует по подболоченной низине. Вдоль берегов много кустов калины.
Ниже впадения Ясенка Жиздра, скорее всего, проходима при любом уровне воды.
После впадения левого притока Дорогжанка оба берега Жиздры укрываются смешанным лесом из сосны, дуба, липы, клёна, вяза и берёзы. Появляются места, удобные для организации стоянок и песчаные пляжи. Начинаются заколы, легко проходимые при высокой воде и заметно тормозящие движение при обычном уровне воды.
Ниже по течению до начала населёнки перед Козельском стоянок хватает. Они расположены достаточно равномерно по реке.
Ниже Чернышено расположен короткий участок перекатов. После того, как перекаты заканчиваются, количество песчаных пляжей вдоль русла реки увеличивается. Чем ниже по течению, тем больше их становится. На всём протяжении Жиздры при нашем высоком уровне воды была высокая скорость течения.
При необходимости начинать маршрут и сниматься с него можно в нескольких точках. Река проходит рядом со станцией Зикеево, деревней Чернышено. Её пересекают автодорожные мосты в деревне Усты, у Думиничей, у Дретово, в Козельске. Населённых пунктов, выходящих к берегу Жиздры не много. Но на последних 20 километрах маршрута перед Козельском они полностью занимают левый берег реки и хороших мест для стоянки на этом участке нет.
Previous post Next post
Up