Реки Поля и Клязьма.
Водный поход по реке Поля от автодорожного моста у деревни Власово до впадения в Клязьму и далее по реке Клязьма до автодорожного моста в городе Собинка. Восток Московской и Запад Владимирской областей. Байдарки «Колчим», «Тайга», «Щука» и «Таймень -2», 7 человека. 13-14 апреля 2024 года.
В текст вставлено несколько фотографий из альбома
https://vk.com/album-61862658_302405081ЛОЦИЯ.
Уровень воды половодный, очень высокий.
13 апреля, 1-й ходовой день.
Старт в 11-55 с правого берега ниже железобетонного автодорожного моста у д. Власово.
0-05(ходовое время, часы-минуты) Стоянка с тарзанкой на правом берегу.
0-21 Заборы СНТ у реки на правом берегу у д.Семёновская.
0-35 ЛЭП местного значения у д. Гармониха. Вдоль левого берега тянутся дома.
0-54 Жёлтая железная труба диаметром порядка метра в 1,5 м над водой протянута с берега на берег.
1-21 Железный пешеходный мост у Лемёшино. Справа видна водонапорная башня.
1-35 В русле деревянные и железобетонные сваи от бывшего моста УЖД, проходу не мешают. В обе стороны от реки отходит насыпь УЖД.
1-40 Высоковольтная ЛЭП, несколько хороших для стоянки мест перед и сразу после неё по обоим берегам.
1-52 Остановка с 14-14 до 16-01 на обед на правом берегу на сухой сосново-дубовой полочке.
2-28---2-36 Под левым берегом 8 минут перетаскивали лодки через перегородившие реку две здоровенные сосны.
3-08 Правый приток р. Воймега, впадает широким разливом. После её впадения несколько стоянок справа в соснах.
3-37 Многоствольный завал с брёвнами вдоль русла. Протиснулись под левым берегом, раздвинув брёвна.
3-55 «Солдатский мост». Завал на правом повороте, за ним брод. Проход через кусты под правым берегом по затоплениям.
4-24 Песчаный обрыв со стоянкой на правом берегу.
Через 250 метров справа аналогичный песчаный обрыв с местами для стоянок.
4-40 Остановка на ночёвку в 18-58 на правом берегу. Стоянка над песчаным обрывом на левом повороте реки. Выход на стоянку - в конце обрыва.
За первый день за 4 часа 40 минут пройдено 27 км. (5.78 км/час).
14 апреля, 2-й ходовой день.
Выход на воду в 8-42.
5-16---5-26 Обнос (200 метров, 10 минут) многолетнего большого завала по левому берегу. Тропа обноса начинается в 20 м перед началом завала. В конце обноса - родник.
5-29 Похоже на брод. Столб с табличкой в воде под левым берегом.
5-45 Началась сильно затопленная ольхово-дубовая пойма.
5-53 Поднятая над водой сухая стоянка в соснах на правом берегу.
6-02 Строения охотхозяйства справа.
6-08 Впадение в Клязьму.
6-52 Кирпичное сооружение на холмике на левом берегу.
6-55 Живописный левый берег с песчаными дюнами и сосновыми посадками.
7-02 Остановка под городищем Осовец для его осмотра.
7-08 Церковь с синей крышей и кладбище на левом берегу в Осовце.
7-43 Судя по чистой воде под правым берегом, впал приток Тоймига. Удобный для стоянки сосновый правый берег.
8-16 Остановка на обед с 13-00 до 14-40 на правом берегу на дубовой полочке, возвышающейся на метр над уровнем затоплений.
8-33 Высоковольтная ЛЭП.
9-00 Справа от русла затон у д. Крутояк.
9-04 д.Крутояк на правом берегу. По правому берегу красивый сосновый лес.
9-21 Высоковольтная ЛЭП после дома отдыха на правом берегу
9-24 Два провода ЛЭП местного значения.
20 минут после Крутояка правый берег тянется ровной и сухой преимущественно сосновой полочкой.
9-55 д. Перебор и затопленная дубовая полочка вдоль неё.
10-20 Справа дома г. Собинка.
10-40 Остановка на антистапель на левом берегу перед железобетонным автодорожным мостом в Собинке в 17-04.
За второй день за 6 ходовых часов пройдено 46.6 км. (7.77 км/час).
Всего пройдено 73.6 км за 10 часов 40 минут.
Заброска.
На пригородной электричке мы доехали до Шатуры. От Шатурского автовокзала на автобусе №26, следующем на Рошаль, отправлением 9-10, доехали до остановки Власово-2. Оттуда 600 метров пешком вдоль шоссе до моста через Полю. Удобная небольшая поляна для сборки судов расположена на правом берегу. При нашем половодном уровне воды она с трёх сторон была окружена водой.
Трек первого дня
https://nakarte.me/#m=10/55.61365/39.87968&l=S/Z&nktl=-KtZ8LaVtZQ3pxmIt22x7g Трек второго дня
https://nakarte.me/#m=10/55.61365/39.87968&l=S/Z&nktl=aER2ua8ErZK6jywvWldhUA Общее описание реки Поля.
В точке старта ширина русла, свободного от деревьев, была порядка 15 метров, русло петляет по лесу. Берега реки низкие, подтопленные. Вода текла не только по руслу реки, но и через лес, между торчащими из воды деревьями.
Через лес скорость течения была существенно ниже, чем в русле. Над уровнем затоплений поднимались лишь отдельные сухие участки берегов, и то на высоту не более метра. Несмотря на половодье вода в Поле достаточно прозрачная с коричневатым оттенком.
Местами русло было перегорожено упавшими деревьями, но высокий половодный уровень воды позволяет обходить их под берегами через подтопленные кусты и деревья. До пересечения остатков моста бывшей узкоколейной железной дороги(1-35 по лоции) лес вдоль русла Поли был в основном лиственный: из ольхи с примесью дуба и липы. Вдоль русла много кустов черёмухи. Местность ровная, чуть возвышающаяся над уровнем затопления. На протяжении нескольких километров были слышны звуки шоссе, идущего на Мишеронский по левому берегу на некотором отдалении от реки. В окрестности деревни Семёновская к правому берегу реки подходят заборы СНТ. Чуть ниже, у деревни Гармониха по левому берегу неподалёку от реки расположены дома. Дальше до впадения в Клязьму никаких признаков цивилизации вдоль Поли нет.
Участки сухого берега, поднимающиеся над водой, чередуются с затопленными низинами. На обед остановились на правом берегу реки на сухой сосново-дубовой полочке. Ширина русла реки остаётся порядка 15-20 метров.
В окрестностях пересечения высоковольтной ЛЭП(1-40 по лоции), по обоим берегам реки расположено несколько хороших для стоянки мест.
Дальше берега немного поднимаются над уровнем подтопления, появляются протяжённые сухие участки, и лес, преимущественно, становится сосново-дубовым. При этом остаются и низкие подтопленные участки елового леса. Вдоль берегов попадаются залитые водой старицы. По-прежнему, местами русло перегораживают упавшие деревья, обходимые по подтопленным берегам благодаря половодью. В нескольких местах под берегами были замечены остатки заколов: деревянных заборов, выставляемых в реке поперёк русла.
На обед остановились на правом берегу на ровной сухой сосново-дубовой полочке. Дальше до впадения Воймеги характер реки не меняется. На участке от места обеда до впадения Воймеги было только одно перетаскивание судов через перегородившие всё русло две здоровенные сосны.
Правый приток Воймега, впадает широким разливом. Русло расширяется местами до 30 метров, полноводность реки заметно возрастает. Сразу после впадения Воймеги правый берег, поросший красивым сосновым лесом, поднимается над уровнем затопления, метров на 5. По нему проходит просёлок, а вдоль реки расположено несколько стоянок в соснах. В трёх километров ниже впадения Воймеги русло реки перегорожено скоплением брёвен, расположенных вдоль течения. Благодаря высокому уровню воды брёвна были на плаву. Удалось раздвинуть их и пройти между ними, не вылезая из байдарок.
Ниже по течению было ещё несколько перегораживающих реку деревьев, перед которыми скопился приплывший с половодьем древесный хлам. Во всех случаях удалось пройти эти препятствия по подтопленным кустам вдоль берегов.
На правом повороте русла с коренным сосновым левым берегом расположено скопление брёвен, застрявших на торчащих из воды сваях. Лишь небольшой настил в правой части русла да автослед, пересекающий реку ниже брёвен подсказывали, что это затопленный «Солдатский» мост. Проход моста через кусты по затоплениям под правым берегом. Ширина русла в окрестностях «Солдатского» моста сохраняется на уровне 20 метров, местами увеличиваясь до 30-40. Ниже «Солдатского» моста на протяжении 2-3 километров вдоль левого берега тянется удобная для стоянки еловая полочка, поднятая над водой на 3-5 метров. Далее левый берег понижается, оставаясь преимущественно еловым, и вдоль русла идут участки мёртвого леса. Засохшие высокие ёлки частично стоят, частично лежат в несколько слоёв широкой полосой вдоль береговой линии. Завалы начинают зарастать молодыми лиственными деревьями. Такие же участки непролазных короедников встречаются и по правому берегу тоже.
Затем вдоль правого берега появляется песчаный обрыв высотой 3-4 метра с растущим на нём сосновым лесом и местами, удобными для стоянок. Там стояла большая группа туристов. Через 300 метров вдоль правого берега снова появился шикарный сосновый лес с песчаным обрывом.
На ночёвку мы встали на третьем подобном месте, выход на который расположен в конце песчаного обрыва. Место удобное. Вдоль берега проходит накатанный просёлок.
Ниже места ночёвки было ещё несколько участков соснового леса с песчаными обрывами, но были и протяжённые участки еловых короедников. Берега в основном сухие, подняты над уровнем затоплений, но местами они понижаются, и русло по обоим берегам сопровождает подтопленный лес. Ширина русла остаётся на уровне 20 метров, но за счёт подтоплений берегов временами создаётся ощущение, что затоплен весь лес.
Через 3-4 километра после ночёвки русло реки начинается большой многолетний завал протяжённостью около 150 метров. Десятки брёвен создают многометровый затор. Завал достаточно легко обносится по левому берегу. Выход на сухой ровный берег в 30 метрах перед началом завала. Вначале тропы обноса нужно пройти до выхода на просёлок около 30 метров по не густым кустам. Оставшиеся 150 метров обноса проходят по накатанному просёлку до выхода к реке ниже завала. В конце обноса расположен родник.
Ниже завала река немного расширяется. Под берегами на поворотах попадаются застрявшие брёвна, местами, скопления из брёвен. Но завалов, полностью перегораживающих всё русло больше нет.
Лес смешанный. Поднятые над водой полочки укрыты сосново-дубовым лесом. Низины в основном заняты еловым лесом, среди которого встречаются участки короедников.
Километрах в трёх ниже родника берега понижаются, и Поля начинает петлять по затопленной ольхово-дубовой пойме. Вдоль петляющего по затоплениям русла растут кусты чёрёмухи и ивняк. За счёт подпора Клязьмы в полутора километрах перед впадением в Клязьму течение в Поле пропало, и начались широкие разливы, уходящие далеко в лес по обе стороны от русла. Перед устьем на небольшом возвышении правого берега Поли среди редких дубов расположено несколько построек. Дальше до впадения в Клязьму вся низина оказалась равномерно затоплена водой, из которой торчали лишь верхушки кустов черёмухи, ольхи и ивняка.
Некоторое время пришлось грести по подтоплениям без течения, потом мы достигли Клязьмы. Мимо нас быстрым мутным потоком со скоростью около 5 километров в час катились её воды. Вода в Клязьме была цвета кофе с молоком, а цвет воды в Поле напоминал слабо заваренный чай. На протяжении 100-150 метров эти два разноцветных потока шли рядом, не смешиваясь. Но постепенно полоска чайной воды Поли становилась всё уже, отступая под напором превосходящих масштабов мутных потоков Клязьмы. И вскоре вся вода помутнела.
После впадения в Клязьму появилось сильное течение, и скорость нашего движения возросла до 9-10 километров в час. Первое время воды Клязьмы воспринималась грязным потоком на фоне прозрачной воды Поли, но после 1-2 часов гребли мы привыкли к тому, что нас окружало, и вода в Клязьме не стала казаться грязной. Да, она была мутновата, но весло на глубине 20 сантиметров было видно.
Уровень воды в Клязьме был выше, чем в Поле и в прибрежных затоплениях. При этом вода продолжала подниматься. Было заметно, что вода не стекала с берегов в русло реки, а, наоборот, утекала из русла Клязьмы в берега, в затопленную пойму.
Все окрестности Клязьмы оказались сильно подтоплены.
Не высоко над уровнем воды оставались только отдельные не очень протяжённые участки. Вода потоком шла через растущие вдоль берегов деревья и затопленные кусты.
Некоторые петли русла при желании можно было срезать по затопленной пойме. Но течение в русле было мощным, а в широких разливах его практически не было.
Только через 6 километров после устья Поли, при приближении к деревням, расположенным на левом берегу Клязьмы, левый берег поднялся значительно выше уровня воды, и стал сухим. Деревни располагаются на небольшом отдалении от реки, а к воде большим пляжем подходит участок живописных песчаных дюн, заросший сосновыми посадками.
В полукилометре ниже по течению на крутом левом берегу расположено древнее городище Осовец, возвышающееся над Клязьмой более чем на 30 метров. На него можно подняться по тропе, начинающейся от залива Клязьмы. Городище имеет округлую форму с диаметром порядка 150-200 метров, и обнесено земляным валом высотой около 5 метров. На нём растут редкие дубы.
Сторона городища, выходящая к Клязьме, обрывается вниз крутым склоном, поросшим лесом с преобладанием дуба.
Сверху открывается отличный вид на полностью затопленную в половодье долину Клязьмы.
Ниже по течению на склоне левого берега видны церковь с синей крышей и кладбище в деревне Осовец.
Вскоре русло Клязьмы отходит от деревень и на протяжении многих километров берега становятся не обжитыми. Часто вода течёт через лес, растущий вдоль русла. В стороне от реки есть старицы, соединённые с основным руслом в половодье.
Впадающий правый приток Тоймига мы отследили по полоске более чистой воды, появившейся под самым правым берегом. После впадения в Клязьму прозрачная вода Тоймиги на некотором протяжении текла вдоль более мутной воды Клязьмы, не смешиваясь. В окрестностях впадения Тоймиги на небольшом протяжении правый берег, укрытый лесом с преобладанием сосны, временно повышается, и становится удобным для стоянки. Ниже по течению продолжается чередование подтопленных низких берегов, поросших ивняком и ольхой с участками более высокого сосново-дубового берега. Оба берега Клязьмы низкие. Левый берег более низкий и плоский с подтоплениями. Правый берег Клязьмы более высокий и сухой. Над уровнем затопления на высоту не более двух метров возвышаются только отдельные участки береговой линии. Как правило, на этих местах растут редкие мощные дубы, частично окружённые подлеском из орешника, берёз, липы и ольхи. На одной из таких площадок мы остановились на обед.
Протяжённый участок высокого и сухого поросшего соснами правого берега начинается в окрестностях деревни Крутояк и продолжается дальше около 3 километров ниже по течению ровной и сухой, преимущественно сосновой, полочкой. На этом участке к берегу подходят отдельные постройки санатория и базы отдыха, и к берегу подходит грунтовка.
В 7 километрах ниже Крутояка на правом берегу расположена деревня Перебор, в её окрестностях вдоль русла Клязьмы тянется затопленная дубовая полочка. От деревни Перебор до автодорожного моста в Собинке остаётся около 5 километров.
На протяжении последних 2.5 километров перед автодорожным мостом по правому берегу тянутся строения Собинки. После «Сокольничьей заводи» жилые постройки закрывают и низкий левый берег Клязьмы.
Выброска.
Рядом с мостом нет удобного места для антистапеля. По правому берегу перед мостом вплотную к реке подходят промышленные задворки. Ниже моста по правому берегу расположен городской парк. Мы разбирали суда на левом берегу в 50 метрах перед мостом на небольшой узкой травянистой полосе, расположенной вдоль пешеходной тропы, тянущейся между Клязьмой и затопленным берегом. От моста до железнодорожной станции Ундол около 3.5 километров. Добраться можно на местных и проходящих автобусах. Автобусная остановка расположена на правом берегу Клязьмы в 70 метрах к югу от моста. Местные автобусы ходят в среднем через 20-30 минут. Мы на местном автобусе №100 доехали до остановки, расположенной сразу после переезда через железнодорожные пути, и оттуда пешком вдоль путей с северной стороны от железной дороги прошли около 500 метров до платформы Ундол.
Пока ехали в автобусе мы наблюдали к западу от шоссе большой разлив, уходящий на север от русла Клязьмы более чем на 2 километра. В половодье, скорее всего, возможен другой вариант антистапеля и выхода с маршрута. Судя по космоснимку, не доходя по Клязьме 700 метров до Собинского моста можно свернуть налево в «Сокольничью заводь», и более километра сместиться по ней на север. К северу от заводи расположены затопленные водой карьеры. В половодье они, скорее всего, соединяются через заводь с руслом Клязьмы. Место на северном краю карьеров вряд ли будет хуже, чем у автодорожного моста в Собинке. Судя по карте, от северного конца карьеров в сторону железной дороги отходит дорога, по которой до станции Ундол остаётся около 1 километра. Это расстояние можно пройти пешком, чтобы не привязываться к расписанию движения автобусов. От станции Ундол в сторону Москвы в 13-48 и 19-16 отходят Владимирские электрички. Вечерняя электричка наиболее удобна для выброски.
Выводы.
Пройденный маршрут состоит из двух, примерно равных по километражу участков: 37.6 километров по Поле от автодорожного моста у Власово до впадения в Клязьму и 36.7 километров по Клязьме от впадении в неё Поли до пересечения с автодорожным мостом в Собинке. Поля была пройдена примерно за 6 часов, а Клязьма за 4 с половиной часа благодаря широкому руслу и высокой скорости течения. Наиболее интересна, конечно же, часть маршрута, проходящая по реке Поля. Ширина русла Поли от места старта до впадения в Клязьму 15-20 метров, местами русло сужалось до 12-15 метров, местами расширялось до 30 метров, было заметное течение. Клязьма сама по себе интереса не представляет и используется в данном случае, как средство, облегчающее выброску с маршрута. Ширина Клязьмы в месте впадения в неё Поли около 50 метров, ниже при уменьшающейся скорости течения русло расширялось до 80-90 метров. На Клязьме представляет интерес осмотр древнего городища Осовец
и могучие дубы, растущие вдоль правого, более высокого берега.
В Поле, даже не смотря на половодье, была прозрачная вода немного коричневатого оттенка, никакого мусора в реке за исключением древесных стволов и веток не было. В Клязьме вода была более мутной, на кустах были завешены ветки, деревья, сухая прошлогодняя трава и немного мусора.
Маршрут мы проходили при очень высоком уровне воды во время половодья. Уровень воды в Поле на момент похода уже начал спадать. По такому уровню воды маршрут понравился. И скорость течения оказалась достаточно высокой(2-3 километра в час), и бОльшая часть завалов благодаря половодью обходилась по затопленной береговой линии.
Скорость течения в Клязьме при впадении в неё Поли была около 4-5 километров в час. При приближении к Собинке она немного упала. Только благодаря высокой скорости течения в Клязьме заключительные 37 километров маршрута проходятся примерно за четыре с половиной ходовых часа.
Поразили масштабы подтопления леса в половодье.
Во время половодья и Поля, и Клязьма на протяженных участках представляют собой обширные пространства затопленного леса, где вода идёт не только по руслу, но и просто через лес. Но через лес течение заметно слабее.
Удобных поднятых над водой сухих берегов, удобных для остановки на ночёвку при таком высоком половодном уровне не много, особенно в начальной части маршрута, перед впадением в Клязьму и на самой Клязьме. Но, в среднем и нижнем течении Поли за исключением последних 2-3 километров перед впадением в Клязьму, хватает и красивых удобных для остановки на ночёвку сосновых лесов с песчаными обрывами.
Летом, конечно же, сильно увеличится число обносов, но появятся многочисленные песчаные пляжи, которые в половодье только угадывались по берегам.
Удивили площади мёртвого леса, окружающие русло Поли на значительном протяжении. Во время моих предыдущих походов по Поле не было такого количества мёртвых ёлок, стоящих и лежащих в несколько слоёв вдоль береговой линии. Они создают завалы, которых будет много после установления меженного уровня воды в Поле. И, самое не приятное, что эти ёлки будут активно падать на протяжении ближайших лет. И, значит, число летних завалов в ближайшие годы будет только расти.
При необходимости начинать маршрут и сниматься с него можно в нескольких точках. Можно стартовать от Кривандино. При этом добавляется 25 километров участка, где Поля в основном петляет по подтопленной луговине. Можно сократить протяжённость маршрута, исключив заключительные 30 километров Клязьмы. Для этого нужно остановиться на антистапель в окрестностях деревни Цепелево, расположенной немного ниже по течению городища Осовец. Оттуда можно на такси доехать до Ундола. Оттуда снимались коммерческие, а, возможно, и все остальные туристские группы, с которыми мы пересеклись во время похода.
Очень большим плюсом данного маршрута является почти полное отсутствие населённых пунктов на всём протяжении маршрута. В основном и Поля, и Клязьма протекают по не населённым лесным местам.
На маршруте нам встретились 4 группы туристов: две большие коммерческие, и две маленькие группы обычных туристов.
В целом, пройденный маршрут очень хорош для паводкового уровня воды. Идти его можно и при меженном уровне воды, но это будет достаточно трудоёмким занятием из-за большого числа завалов. Потребуется много работы «по дереву». Судя по пространству затопленного в половодье леса, число комаров, скорее всего, тоже будет не малым. Но в награду тем, кто выберется на эту реку летом, достанутся многочисленные песчаные пляжи, сопровождающие Полю на большом протяжении.