О такой разновидностей кавалерии Речи Посполитой, как пятигорцы, можно прочитать много, но… Кто же они такие? Наиболее распространённое сейчас представление о них, в частности продвигаемое польским историком Сикорой - промежуточная кавалерия между гусарами и панцирными казаками. Но, захотелось немного разобраться - собрал, на что удалось
(
Read more... )
Comments 19
Прочитал про КВИТ ТЕМРЮКА ОНИХОВА ШИМКОВИЧА по ссылке.
Там русский текст 2019 года, но как будто переведен с польского 1932 года. И, такое впечатление, что там по традициям Российской империи кабардинцев называли татарами. Автор утверждает, что Темрюк Шимкович Пятигорский "был татарского происхождения". Другое дело, что в квитемного именно мусульманских имен _Абдула, Абдурхаман, Касим. В в то время как наши князья Черкасские в начале 17 века по своим отчествам (все эти Борич Кайбулатович, Яков Куедетович, Дмитрий Мамстрюкович Мамстрюкович), скорее спецефические, местные.
Однако же я не стал бы утверждать, что носители исламских имен в квите - это татары, а не представители народов Пятигорья, ясно только, что они мусульмане.
Reply
Спасибо за комментарий. Я тоже задумывался о том, кто эти "татары". Могли быть и урожденные литовские, и белгородские, и русские. Ну, да, и из Предкавказья - какие-нибудь "тюменцы" или ногайцы. Но всё-таки это не характерные пятигорские (кабардинские).
Reply
Да, с этим пятигорьем ззапутанная истоприя Я тоже интересовался, хоть и не глубоко, ка Вы, судя по Вашему тексту. Не исключено, что Пятигорская земля - широкое этно-политечское образование, хотя в основе были кабардинцы и правящий род был из них. Так что мусульманские группы из Пятигорья, которых Вы обозначили, не исключены. Насколько понял, Темрюк и его род либо вовсе не были на тот момент мумульманами, либо не укоренились, раз легко принимали православие (не попав в плен, как казанцы, сами отдавали своих детей на службу царю со сменой религии). Здесь ещё не ясно, что за группа ущла в литву. Похоже, там была династическая борьба или межродовая и разделение на русскую и литовскую партии. Ну, поскольку они мигрировали во враждебные страны, значит свою между собое не поделили. Возможно, что с Шимковичем действительно были кавказские мусульмане. Но все равно не очень понятно, почему его самого автор к татарам причисляет?
Reply
Я так понял,что казаки в Короне это было сословие.А в ВКЛ род войск.Так называли тех,кто вел бой на татарский манер.Поэтому в Переписи войск ВКЛ 1528 г татары и казаки идут одной графой и там и тюркские и русские имена
Reply
Reply
Reply
Не совсем в тему.
В материалах смотра московской конницы 13-28 июня 1653 г. среди прочих дворянских "сказок" сильно выделяется "сказка", поданная дворянином московским Христофором Федоровым сыном Рыльским. Христофор Рыльский, как известно, был польским шляхтичем, выехавшим на московскую службу еще в 1629 г.
В "сказке" же, поданной паном Рыльским на смотре 1653 г. было написано: "На твоей, государеве цареве и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, службе буду я, холоп твой Христофорко Рылски, с полною службою на коне, с копьем, да человек перед простыми конми в моей полной зброе з дидою, да три коня простых в полном конском наряде. А с теми простыми конми три человека, два человека в пансырях. Да за мною ж, холопом твоим, шесть человек в полном усарском строе с копьями ж и с пистолеты и в полных зброях, или в полной райтарской службе с карабины и с пистолеты, или полным турецким строем з дидами. Да в кошу шесть человек с мушкеты и з бердыши. Как ты, государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, укажешь мне, ( ... )
Reply
Reply
То есть, если гусарская рота выедет на смотр "турецким строем с дидами", то сторонний наблюдатель может определить их как "пятигорцев" или "панцерных"?
P.S. У Рыльского все-таки 16 человек - 1 "з дидою" + 3 с простыми конями + 6 универсальных + 6 кошевых.
Reply
Reply
Leave a comment