13.07.22 блог MaxDefense опубликовал информацию, согласно которой в филиппинский порт Батангас (
Batangas International Port) 12.07.22 прибыли два танковых мостоукладчика (AVLB - Armored Vehicle-Launched Bridge) на базе танков «Меркава-4». По данным MaxDefense, это - первый случай экспорта «Меркава-4» или машины на его базе за границу. Машины направлены на техпроверки МО Филиппин перед их передачей Армии Филиппин. Публикация сопровождается 4 фото, предоставленными Армией Филиппин, ниже я привёл 2 из них, прочие можно видеть на ЖЖ
«Пещера злобного Буквоеда».
Ещё
в 2019 сайт Philippine Defense Resource со ссылкой на МО Филиппин опубликовал требования от нового мостоукладчика. Как мы видим, общая масса системы - до 60 тонн, длина моста - 18 м, ширина - 3.5 м, грузоподъёмность - как минимум 50 тонн (т.н. MLC-50, MLC - Military Load Capacity). Мост типа «ножницы», изготовлен из алюминиевого сплава. В то же время наличие торсионной подвески в спецификации говорит о том, что «Меркава-4» как платформа изначально не подразумевался. Более того, даже после победы «Эльбит Маарахот» в тендере первоначально речь шла о поставках мостоукладчика на базе «Леопард-2».
Согласно различным публикациям, «Эльбит Маарахот» стала победителем тендера в декабре 2018 г., контракт на сумму 27,727,188 долларов был подписан в конце 2019 г. А незадолго до этого, 23.10.19, в печати появились документы тендера. Утверждается, что контракт был заключён в межправительственном формате (G2G) между Израилем и Филиппинами, тем более что танк «Меркава-4» производится на государственном заводе. По данным MaxDefense, всего заказано 3 таких мостоукладчика, а общий бюджет составляет 36 млн долларов (т.е. в дополнении к начальным 2 позже был заказан ещё 1 мостоукладчик). Также утверждается, что использование платформы «Меркава-4» повышает шансы закупки этого танка для ВС Филиппин.
Сам мост по-видимому представляет собой удлинённую версию
M1110 JABS (Joint Assault Bridge System), созданного в 2012 г. для Армии и КМП США компанией Leonardo DRS (во взаимодействии с «Израильской Военной Промышленностью»; напомню, что в ноябре 2018 г. завершилась покупка последней компанией «Эльбит Маарахот») на базе танка M1A1 Abrams. Мост в разложенном положении имеет длину 11.7 м, ширину 3.66 м и грузоподъёмность MLC-95. JABS пришёл на смену
M60 AVLB и как альтернатива более дорогого решения -
M104 Wolverine (изготовлено всего 44, при начальных планах в 465 штук).
Интересно отметить, что 19.07.22 на сайтах ynet и calcalist была опубликована статья Уди Эциони, в которой сказано, что Филиппины якобы стали «вторым иностранным покупателем ‘Меркава-4’» (то же повторяет и newsru). Далее говорится о том, что ещё в 90-е гг. некое иностранное государство купило танки «Меркава-4» в рамках сделки, длившейся 10 лет.
Однако, «Меркава-4» был принят на вооружение в 2003 г., а экспорт танков семейства был разрешён гендиректором МО Уди Шани лишь в 2010 г. Уди Эциони попросту по-памяти неверно приводит данные, о которых
он же писал на calcalist 08.06.14. Тогда было опубликовано, что подписан первый экспортный договор на «Меркава-4» на сумму в несколько сот млн долларов.
А 02.07.14 сайт intelligenceonline уточнил, что речь идёт о поставке 50 «Меркава-4» новой постройки Сингапуру на сумму в 500 млн долларов.
С тех пор прошло 8 лет, но «Меркава-4» на вооружении Сингапура так и не появились.
Единственный танк на вооружении этой страны -
Leopard 2SG (модернизированные Leopard 2A4), есть также сообщения о Leopard 2A7 (не подтверждено). Не были замечены «Меркава-4» и в других странах, кроме, конечно, самого Израиля. Так что похоже что если экспортная сделка на «Меркава-4» и намечалась - реализована она небыла.
Уди Эциони ещё и критикует сделку с Филиппинами. Те получили новейшие мостоукладчики до АОИ, в то время как военный завод завален работой по производству «Меркава-4», «Намер» и «Эйтан». АОИ всё ещё остаётся со старыми M60 AVLB, к тому же поскольку самих танков М60 на вооружении уже нет, армия испытывает трудности с эксплуатацией мостоукладчиков.
От себя замечу, что подобная критика не уместна. Новых мостоукладчиков в АОИ нет потому, что на них не выделены средства, так что Филиппины тут не при чём. Более того, филиппинский заказ позволил «Эльбит» получить опыт в производстве танковых мостоукладчиков на базе «Меркава-4». Сам же мост класса MLC-50 нам не нужен (слабоват для тяжёлой бронетехники АОИ), необходим MLC-95, по аналогии с JABS.
Click to view
Click to view
Ссылки:
- Блог MaxDefense на Фейсбук, публикация от 13.07.22.
- Статья на militaryleak, 15.07.22.
- Статья на dailypost27, 16.07.22.
- Статья на israeldefense, 18.07.22.
- Статья на israeldefense (англ.), 18.07.22.
- Статья на jpost, 18.07.22.
- Статья на mignews, 18.07.22.
- Статья на ynet, 19.07.22.
- Статья на calcalist, 19.07.22.
- Статья на newsru, 20.07.22.
- Обсуждение на Фреш.
- Экспорт танков «Меркава», обсуждение на waronline.
- Экспорт танков «Меркава», обсуждение на Фреш.