Бить женщин нагайками и поливать сжиженным газом - это не по-мужски. Нельзя так. Кто бы сомневался? Но если дело происходит на съемочной площадке, то в кино можно всё.
А началась эта история со странного звонка. 18 февраля, аккурат за сутки до перформанса с нападением «казаков» на «Пусси Риот», снимавших клип в олимпийском Сочи, мне позвонил знакомый из Адлера. Зная, что я не раз писал о «пусях», он рассказал о том, что некий представитель этого творческого коллектива нанимает местных для участия в съемках клипа в качестве массовки. Платят по 500 долларов и более. Подбирают мужчин средних лет славянской внешности. Десять - двенадцать человек. Договариваются с кандидатами двое - некий Петр и какая дама-блондинка лет 35-40. Вроде бы, ничего достойного внимания в этом сообщении не было. Ну, набирают. И что? Обычные съемки.
Но интересным оказалось другое - тематика снимаемого клипа. Сюжет заключался в том, что массовка, обряженная в костюмы казаков, должна была имитировать нападение на выступающих «Pussy Riot». Изображать драку, размахивать нагайками, срывать маски и так далее. Предупредили, что на съемках будет много журналистов и поэтому изображать надо весьма натуралистично, но стараться не травмировать участников. А потом вдруг «заказчик» отказался от услуг местных «актеров», сославшись на то, что «вопрос решили с другими кандидатами».
И вот 19 февраля все средства массовой информации взорвались информацией о том, что на Толоконникову, Алехину и других участников «Pussy Riot» во время съемок клипа в Сочи напала группа казаков, состоящая из десяти-двенадцати человек. Они («казаки») нанесли удары участникам перформанса, размахивали нагайками, срывали балаклавы и так далее. Всё происходило по ранее озвученному сценарию. В течение считанных минут сообщение о «нападении казаков на Pussy Riot» появилось во всех западных информационных лентах и СМИ - "The Independent", ВВС, СNN и так далее.
И вот запись перформанса оказалась в сети…
Click to view
И теперь, понимая, что это постановка от первого до последнего кадра, предлагаю внимательно взглянуть на происходившее. Там более, мы имеем возможность
внимательно рассмотреть с помощью качественных стоп-кадров.
Итак, на первых секундах участники «Pussy Riot» в сопровождении «почитателей» с фото и видеотехникой и нескольких приближенных журналистов следуют на место записи клипа.
В замыкающих мы видим «казака № 1», мирно идущего в составе группы. От него никто не отстраняется:
Чуть ближе к Толоконниковой и Алехиной следует «казак № 2», который активно позирует среди сопровождающих:
И в конце процессии следует «казак № 3» , мирно беседующий со светловолосой дамой в красной куртке, которая сопровождает «Pussy Riot», практически, всюду. Похоже, что именно эта женщина совместно с неким Петром (Верзиловым?) и организовывала массовку для «съемок клипа»:
Также эта загадочная «дама в красном» присутствует и в других моментах записи клипа «пусей». Там, где «казаков» пока еще нет:
Далее. Шестерка «Pussy Riot» (пять девушек и один «пусь» мужского рода) снимают куртки, надевают маски. И начинают:
После первых же слов на них бросается «казачок» с газовым баллончиком. Он должен был находиться от места действия не далее, чем в 30 метрах, чтобы успеть подойти за те секунды, за которые пуськи переодевались. У него баллончик был уже в руке и готов к действию. На видео четко видно (21-я секунда) , что обильная струя якобы газа попадает прямиком в лицо (открытые глаза и рот) Толоконниковой. Но при этом она, закрыв рукой глаза на 5 секунд, не перестает скакать и выкрикивать слова, а уже через 5 секунд забывается и убирает руку от глаз.
Вот экспертная оценка реального действия распыления аэрозольные препарата слезоточивого действия "Черемуха- 10 м", газовые баллончики "4-11 м", "Рио- ком-250", "PUNCH" и др.: «При срабатывании формируется остронаправленное аэрозольное облако. Приводит к временной потере способности к активным действиям нападающего без остаточных последствий для здоровья. Вызывает ярко выраженное раздражение верхних дыхательных путей, проявляющееся в кашле, чихании, кратковременном перехвате дыхания, а также слизистых оболочек глаз… При попадании непосредственно в глаза вызывает очень сильное жжение и мгновенный блефароспазм, обильное слезотечение, раздражение и сильное жжение кожи. При воздействии аэрозоля на органы дыхания вызывает чихание и сильный насморк, мучительный кашель. Время нейтрализации от 5-10 минут». А это примеры последствий попадания газа в глаза:
Как видно на видео ничего подобного не происходило ни на первых секундах, ни в дальнейшем. Якобы пострадавшие «пуси» только театрально прижимали руки к глазам на 3-5 секунд, не прекращая активные движения и выкрикивая текст песни (что невозможно в принципе). А после убирали руки от лица и продолжали свои действия, четко видя происходящее вокруг.
Вывод: это был не газовый баллон, а его имитация.
Продолжаем. Вместе с «газовым казачком» в кадре появляются двое. С 22-ой по 24 секунду. Все они находились до 22-ей секунды за спинами корреспондентов в готовности, но, не попадая в кадр. Бросились вперед, как по команде, но только с началом «песни». И как бросились? Один с газовым баллончиком, а двое других просто имитировали атаку. Несколько резких «угрожающих» шагов вперед и сразу назад, не сделав ничего. Смотрите внимательно!
У одного из них была одна рука в кармане:
У второго - обе руки в карманах:
Очень странное «нападение» с обеими руками в карманах.
А вот весьма примечательный момент, на который просто необходимо обратить внимание. На 25-ой секунде отчетливо слышен возглас: «Есть! Понеслась!». Прислушайтесь внимательно. Причем, этот крик не является призывом к исполнению песни (песня началась за пять секунд до выкрика), а является сигналом к началу активной постановочной части «избиения» и обращает внимание операторов на кульминационный момент съемки. Голосовую отмашку «Есть! Понеслась!», похоже, дает супруг Толоконниковой Петр Верзилов. Однако, на сто процентов утверждать, что, именно, Верзилов не могу. Нужно проводить фоноскопическую экспертизу. Там можно определить с точностью до 95 %.
28-я секунда. В кадр заходит казачок без верхней одежды и с плеткой. Бьет первую «певицу»:
Его первый удар был изнутри, от живота, а не снаружи от плеча. Явно слабый удар. И он, нанося его, отшатнулся назад. Если ты бьешь и при этом отступаешь, это либо страх, либо подсознательное сопротивление этому действию.
Второй его удар. После весьма странной паузы. Тоже слабый удар изнутри, но уже не отшатывался. «Пуська» в белом, получившая его, даже не пыталась защититься или отойти, хотя прекрасно видела замах.
Теперь о том, как бьют нагайкой по-настоящему и какие могут быть последствия от этого.
"Нагайка - нагайская или татарская плеть, состоит из темляка, флажка, кнутовища (роспуск и комель), соединительного кольца, иногда на конце кнутовища (хлысте) приделывался карман для пульки или грузика. Казак использовали нагайки при конных состязаниях, которые заключались в том, чтобы ударом нагайки выбить противника из седла. Казачат, во время «домашних игр», приучали рубить на скаку соломенное чучело нагайкой или плеткой. Удары наносились в особо чувственные места, чтобы парализовать действия противника: в руку, выше локтя, шею, в запястье, коленную чашечку. В бою били по голове. Подобные удары в повседневной жизни отрабатывались в ходе конного преследования зверя на охоте, при выпасе и охране стад. Плеть в умелых руках превращалась в страшное оружие. И сегодня одним ударом опытный человек может перебить хребет волку. Вес нагайки предполагает свободную стойку, чем-то напоминающую фехтовальную стойку с шашкой или ножом. Тело расслаблено, грудь развернута, чуть подан вперед таз, одна нога (правая) выставлена вперед, в положение устойчивого шага. Рука с нагайкой подана вперед, кнутовище свободно свисает вниз Также руку с нагайкой можно убрать за впереди стоящую ногу, чтобы ее не было видно противнику".
Все удары могут быть кистевые, локтевые, с плеча.
Здесь подробно про технику удара. А вот видео о том, какие последствия могут быть после удара нагайкой:
Click to view
Теперь сравните результаты:
А на этой фотографии четко видно, как «казак» левой рукой придерживает хвост нагайки, искусственно ослабляя замах и, соответственно, удар. После такого действия удар превращается в легкое касание:
Но пойдем дальше. 34-я секунда. К левому краю «сцены» перемещаются два человека: один, снимающий телефоном, и один из первых трех казачков, мелкого роста. Казачок пытается не попасть в кадр снимающему и проходит у него за спиной. И,вообще, явно старается не отсвечивать и не портить действия коллег-актеров:
Этот лысый мужик с телефоном и в темном свитере со вставками на плечах еще сыграет дальше.
Смотрим на него. Этот маневр был заходом в тыл сцены. Он не просто так туда двинулся, а с целью, ведь снимать было лучше с фронта. А мелкий казачок его сопроводил. Далее Лысый ввязывается в имитацию драки между высоким казачком и пуськой-мужиком, бросая съемку:
Для чего это делается? А вот для чего:
Он бежал туда только для того, чтобы аккуратно вынуть шнур из гитары мужика-пуськи. Зачем? Это загадка, так как никаких логических последствий это «вынимание шнура» не повлекло. Остается только один вариант: Лысый оказывает техническую помощь в подготовке к быстрому уходу "пусей", якобы изгоняемых "казаками". Похоже, что всё идет по сценарию со строго расписанными функциями.
А это какие-то эротические игры между тем мелким казачком и «певицей» в красном. Никаким реальным насилием и не пахнет:
На видео в этот момент:
Пуська выдает стандартный визг, явно направленный на камеру. Да и во всем процессе киношного «избиения» все участницы очень уж картинно визжат и стонут. Просто всмотритесь внимательно. Нет ни одного реального мата, попытки защитится, зова о помощи. Ведь рядом много мужчин, в том числе коллеги, мужья, друзья и единомышленники, которые могут (и должны) помочь! И ничего.
Два новых персонажа:
Лысый в очках и мужик в спортивном костюме, который так нежно держит «пусю» одной рукой под локоток, а другой - за микрофон. И разве он, физически развитый мужик, вырвал у нее микрофон? Нет. А ведь мог. Однозначно мог.
А теперь лысый в очках, выхватив куртку, галантно накрывает ею поверженную «певицу» Толоконникову:
Зачем? А затем, что бы «неожиданный» удар нагайкой пришелся аккурат по куртке. Хотя дама заорала так, как будто попали по ней, и почему-то схватилась за спину. Но смотрите видео внимательно - удар происходит по плотной куртке и даже звук свидетельствует об этом. То есть, со стороны Толоконниковой была стопроцентная имитация.
Кроме того, на этом кадре видно, что «Лысый в очках» отталкивает другого казачка (почему-то одетого в гражданский пиджак), который бьет Толоконникову плеткой. "Лысый в очках" явно старается, чтобы не было перебора. Ведь было сказано заранее, "никаких травм":
Но, оказывается, ранее появлявшийся «очкарик» уже успел сходить за рюкзаком пусек, поднял, принес и сунул одной из них, как бы подавая знак: «Мы отработали. Собираем вещи и уходим». При этом, однако, не выходя из роли и совершенно без энтузиазма повторяя: «Да, Путин вас научит любить Родину!». Просто внимательно всмотритесь:
Следующие действия этого «казацкого» персонажа не менее удивительны. Подходит к группе, где еще идет возня с мужиком-пуськой, которого не смогли «свинтить» аж четыре человека, и успокаивающе трогает кого-то за поясницу. Однозначно, дает понять, что спектакль пора заканчивать. А затем так ласково, по-отечески зачем-то треплет по голове пуську мужского пола:
А вот здесь самый удивительный кадр. Представление окончено, люди по-деловому, спокойно собирают реквизит, по-быстрому обсуждают итоги постановочной драки:
Вот «казак», расслаблено идя рядом с мужем Толоконниковой Петром Верзиловым, смущенно рассматривает нагайку. А сам Петр правой рукой указывает на выход, сообщая про окончание шоу.
При этом он говорит:
- «Сотрудники полиции передали (неразборчиво). Фотоаппарат у тебя упал? (обращаясь к одному из их корреспондентов)»
Невысокий «казачок» быстро подбирает с асфальта что-то упавшее (тот самый фотоаппарат?) и передает его фотографу. Казачок работает в подчинении процессу, которым явно управляет Верзилов. Всё тихо и спокойно.
И в концовке финальное продолжение шоу. Мужик-пуська символически ударяет «казака» и громко, явно работая на камеры, призывает появившуюся на месте полицию задержать того:
И теперь о форме, так называемых, «казаков», довольно бездарно сыгравших нападение на «Pussy Riot». Официальные казачьи патрули в олимпийском Сочи ходят в единой форме, которая совершенно не похожа на реквизит, используемый в клипе:
Кроме того, форма «казаков» в видео от "Pussy Riot" явно с чужого плеча. У «казака с плеткой» очень короткие брюки, а рукава кителя закрывают половину кистей рук, у «маленького казачка» шапка на несколько размеров больше, чем нужно:
Также обратите внимание на эти удивительные кадры с записи «избиения». В самые кульминационные моменты «варварского нападения казаков» мы видим, как старательно работают актеры, изображая «зверства», а журналисты, друзья и близкие люди (!!!) спокойно осуществляют съемку с наиболее выгодных ракурсов:
И никто даже и не пытается вступиться за «избиваемых», прекратить «зверство» или хотя бы позвать на помощь. Смотрите сами:
Вот так элегантно пиар-команда «Pussy Riot» развела ведущие западные средства массовой информации. Поймались на эту уловку все. Однако, судя по той скорости, с которой появились сообщения в мировых СМИ о «нападении казаков на «Pussy», они уже были готовы к… появлению «срочной информации из Сочи».
А если кто-то сомневается и считает всё, приведенное выше, случайностями и совпадениями, то, как объяснить такое количество «случайностей и совпадений» в коротком видеоролике? Как говаривал великий Станиславский «Не верю!». И был прав. А почему ведущие мировые СМИ вдруг легко и сразу поверили в это явно сомнительное видео? А потому, что хотелось поверить. И очень нужно было. Олимпиада, сами понимаете.