На Фареры нас собралось 14 человек, это две полные яхты.
Планируемый маршрут: Берген - Шетленды - Фареры - Берген.
В аэропорту нас встречает Виталий - соотечественник, живущий сейчас в Бергене (на фото справа).
С Виталием мы видимся впервые, но он слышал о наших планах и решил пересечься, предложить свою помощь. Надо сказать, что помощь эта оказывается очень кстати, так как на дворе ночь, и нам надо как-то добраться до порта. А тут как раз Виталий на машине :)
Ночуем уже в яхтах. Спать ложимся после двух, в семь вставать на приемку. Суть приемки состоит в том, чтобы подписать все необходимые бумаги, оставить залог за яхту, осмотреть ее на предмет повреждений, а также проверить чек-лист что где находится и как работает. Последнее - самое важное. Дело в том, что все яхты немного отличаются друг от друга, и капитан должен выяснить, как на данном конкретном судне работают жизненно важные системы, где находится спасательное оборудование, запчасти и всякие прочие полезности. Приемка занимает чуть больше часа, и мы уже почти готовы к выходу. Осталось лишь затариться продуктами и позавтракать.
И тут выясняется, что среди огромного числа документов (инструкции, журналы, карты, лоции, распечатки прогноза погоды) отсутствует самое важное - свидетельство о регистрации яхты и страховка. А ведь именно эти документы обычно и спрашивают в портах. Бежим к представителю чартерной компании. Он пожимает плечами, мол у него их нет, нам они тоже вряд ли понадобятся, но если надо, может распечатать сохранившиеся на компе сканы. Объясняем что надо, так нам придется три раза пересекать границу, и без документов это может оказаться проблематичным.
Дали копии.
Отчаливаем.
Кого тут укачивает? На вахту!
А воздух градусов 10-12, не жарко.
Берега очень даже интересные.
Выходим из-за гряды норвежских островов - впереди открытое море.
А на большой воде - большие волны. И тут, вполне ожидаемо, всех начинает жестко мутить.
Лично мне не нравится словосочетание "морская болезнь". Все-таки, это не болезнь, а нормальная реакция здорового организма на сильную качку. Вестибулярный аппарат говорит о том, что земля уходит из-под ног, а глазам кажется, будто все на своих местах. Именно поэтому советуют смотреть на горизонт, и не находиться внутри кают во время качки: чем меньше несоответствий между тем что видишь и тем, что чувствуешь - тем лучше. Так или иначе, на обеих лодках подкашивает всех, кроме рулевых. Но даже рулевым приходится иногда заходить внутрь, поэтому со временем их тоже накрывает.
По ощущениям, всё это очень похоже на отравление. Не отличить. Умом-то понимаешь, что причина не в еде, но в остальном испытываешь всё то же самое: тошнит, голова раскалывается, тело становится вялым, не можешь ни стоять, ни сидеть даже. Говорить, и то сложно. Наступает страшная сонливость. Хочется заползти в самый дальний угол, свернуться там калачиком и уснуть. Но спать не всегда получается, а лежать с открытыми глазами - самая большая ошибка, которую можно сделать в данной ситуации.
Большинству людей помогает Драмина, но в малых количествах она лишь смягчает эффект, а в максимальной дозе моментально срубает в сон. Тоже, кстати, неплохой вариант. Так или иначе, все кроме вахтенных очень быстро оказываются на койках.
Вахта в открытом море заключается в том, чтобы раз в пять минут пристально вглядываться вдаль и проверять курс на автопилоте. Это у машины скорость 100 км/ч, а видимость возможных опасностей метров на двести от силы. Яхта же движется в десять раз медленнее, а все опасности в открытом море видны гораздо дальше - на мили вперед. Поэтому между обзорами можно успеть и чайку попить, и поболтать.
Всего нам идти 400 миль в один конец. Из них половина маршрута это путь от Бергена (Норвегия) до Лервика (Шетлендские острова, UK), а вторая половина - от Лервика до Торсхавна (Фареры). В общем, при средней скорости яхты в 5-6 узлов (морских миль в час), идти нам до ближайшего берега примерно полтора суток. А потом еще столько же. А потом еще и обратно.
Прошли примерно половину первого отрезка. Глубокая ночь. Вся команда спит, на вахте двое, берег давно скрылся из виду, вокруг светло и почти безветренно. Идём себе тихочечко под мотором.
И тут наш мотор внезапно глохнет. Совсем не вовремя: полноценный доступ в моторный отсек можно получить только задних из кают, а там все спят, да и вообще всех тошнит и как-то не до возни с железками.
Ставим паруса, идем под ними. На наше счастье немного подраздуло, и со временем мы начинаем даже отрываться от второй яхты, продолжающей палить соляру. А еще через пару часов мы теряем их огни где-то сзади. Начинаются постоянные вызовы в эфире:
- Венти, Венти, Венти, это База, приём!
- Венти слушает.
- Давайте ваши координаты, курс и скорость.
… ну и так далее. Мы все-таки договорились держаться вместе.
Утром уже очень хорошо задуло. Яхту кренит все сильнее и сильнее, мы убавляем парусов и оставляем только маленький кусочек генуи, под которым все равно разгоняемся до восьми узлов.
Вторая яхта тоже ставит паруса, и со временем догоняет.
Команда постепенно выползает наружу. Все-таки, мокнуть и мерзнуть не так противно, как испытывать тошноту.
Чай можно пить только из термокружек с крышкой - в любой другой открытой посуде он остывает ровно за минуту.
Теперь можно и двигателем заняться. В открытом море, да еще и в такой ветер, допустим, можно и без мотора обойтись, но в порту уже никак - на парусах между понтонов не повернешься. Так что выбор у нас один - чиниться.
По всем признакам, у мотора проблемы с топливом, а значит надо менять топливный фильтр. Должен где-то быть запасной … ага, точно, есть! Меняем.
После замены фильтра, всю систему надо прокачать, чтобы удалить оттуда воздух и заполнить топливом. Специально для этого, на двигателе предусмотрена ручная помпа. Качаем до тех пор, пока вместо воздуха не будет поступать топливо. А оно все не идет и не идет …
Что-то тут явно не в порядке. Разбираем кровати в задней каюте, чтобы добраться до бака. Разбираем бак, смотрим: полный.
Разбираем топливопровод от бака до двигателя, и видим, что все трубки наглухо забиты какой-то грязью вроде мазута.
У нас ее полно, оказывается, на дне бака скопилось!
Судя по всему, яхту гоняли в более спокойных водах, и до сих пор все было хорошо. А мы эту жижу взболтали как следует на волнах, вот она и забила нам все трубки.
Трубки-то прочистили, но полностью промыть на ходу топливный бак уже нереально. А значит эти трубки скоро снова забьются.
Завели мотор - ура, заработало. Но так и есть, через пару часов он заглох опять. Теперь-то мы уже знаем в чем дело, и сразу лезем чистить шланги. На этот раз решили немного изменить конструкцию, чтобы топливо бралось не со дна, а с верхней части бака. Запас хода, конечно, меньше, но швартоваться достаточно.
К вечеру на горизонте показалась земля.
Местами отвесные скалы, местами зеленая травка - это Шетленды.
На первый взгляд, тут мило и живописно.
Идем в главный порт островов - Лервик.
Это небольшой порт, плохо защищный от волн и ветра.
Вдобавок, здесь мало места, и нам приходится швартовать вторую яхту лагом к первой.
Зато это единственный порт, где можно официально оформить пересечение границы.
Процедура паспортно-визово-таможенного контроля при пересечении границы на частной яхте, сильно отличается от аналогичной процедуры в случае самолета или машины. Для оформления документов, капитаны яхт должны зайти к капитану порта. Идем мы с Колей. Вообще-то, формально, на второй яхте капитаном оформлен Сергей, но Коля лучше общается по-английски - авось прокатит вместо Сергея.
Так и есть, начальника порта вообще не интересуют наши документы, он просит нас указать названия яхт, число людей на борту, а также дает нам бланки, которые надо будет заполнить и отдать при отплытии. В бланке минимальная информация: список членов экипажа и данные яхты.
Ни одного паспорта, ни тем более визы, никто у нас так и не спросил - мы сами должны будем вписать свои данные под честное капитанское. Это и есть весь контроль! Довольные возвращаемся с Колей от начальника порта, и отпускаем всех гулять в город.
А в Лервике, кстати, очень даже уютненько.
Цены на еду, одежду и вещи невысокие, порции в кафе огромные.
Игорь нашел на улице карту островов, и начал ее жадно впитывать.
Дело в том, что у яхт на чартплоттере (это аналог автомобильного навигатора) есть только карты Норвегии, а Шетленды и Фареры показаны лишь грубыми очертаниями. Коля даже купил магнитик с картой Шетлендов, радуясь что в случае чего можно будет по нему идти дальше.
Острова покрыты аккуратно стриженой травкой, вдоль берега сделаны прогулочные тропинки, в живописных местах расставлены скамеечки.
Рядом с берегом тусуются тюлени.
Но времени у нас тут мало. Скоро заканчиваются сутки - максимально возможный срок нашего здесь безвизового пребывания. Так что скоро снова в море. Правда, перед выходом надо еще одну важную вещь сделать - отмыть каюты от солярки :). Дело в том, что во время прочистки топливопровода была сильная качка, и литров десять солярки выплеснулось из бака наружу. Теперь она бултыхается в пространстве между днищем и полом двух задних кают, тошнотворно воняя оттуда. А нам одной морской болезни выше крыши, только солярки еще не хватало! Основную массу мы откачали ручной помпой еще в море, теперь хотим собрать остатки туалетной бумагой, вытереть все насухо и залить туда пару бутылок раствора фейри.
Отмыли соляру, заправились водой и горючкой, отчалили.
То ли все уже прикачались, то ли запах солярки так плохо влиял на команду, но в данный момент никого уже не тошнит. Более того, люди спокойно смотрят фильмы в каютах, даже книги читают.
А крен и качка при этом похлеще прежних!
Спать приходится по углам.
А то и вообще на стенке.
Выспаться в таких условиях, прямо скажем, непросто.
Зато супчик сварить гораздо легче, чем может показаться! Даже если воды по самые окна.
Дело в том, что плита свободно качается на шарнирах, и что на нее ни поставишь, все будет стоять там будто на горизонтальной поверхности.
Идти с такими кренами, на самом деле, малоэффективно с точки зрения скорости яхты. Из-за наклона паруса, ему достается меньше ветра, чем если бы яхта стояла прямо.
Соответственно, можно просто уменьшить площадь паруса (называется "зарифить"), яхта выравняется, а сила тяги останется прежней. Что мы, собственно, и делаем. Это, конечно, не так экстремально и весело, зато практично и комфортно.
Вторая яхта идет сзади. Временами пропадает из виду, но стоит нам сбросить скорость, как снова догоняет.
По рации сообщают новости: у них тоже проблемы с мотором. Правда, симптомы уже другие: сам двигатель работает как часы, а передачи на винт нет.
Своими силами их проблема не решается, и яхта может идти только под парусом. Как заходить в порт - снова непонятно. Решаем, что наша яхта должна заглянуть туда первой, осмотреться, поискать буксир, а если не найдет - найти удобное место для швартовки, куда можно будет попробовать дотащить друг друга самостоятельно.
Разошлись, наша яхта ушла вперед. Периодически связываемся по рации, записывая позицию, курс и скорость друг друга.
Позывной "Venti" быстро переименовали в "Вентиль". У нашей яхты изначально никто не знал названия, поэтому все разговоры начинались так:
- Вентиль, Вентиль, это База, прием.
Кстати, о слове "прием". Все почему-то считают, что "прием" это радио-аналог телефонного "алло". Поэтому вставляют его через слово, особенно когда плохо слышно или на том конце не отвечают. Но все обстоит немного сложнее. В отличие от телефона, рация не позволяет говорить и слушать одновременно, а собеседнику надо понимать, в какой момент вы закончили говорить, и можно уже отвечать. Иначе оба станут говорить или молчать одновременно, и никто никого не услышит. Поэтому когда произносишь какую-то длинную речь, ее принято заканчивать фразой "прием" означающей, что ты из режима радиопередачи переключается в режим радиоприема. В данном свете фраза "База, База, это Вентиль, прием, прием, где вы, прием, я плохо вас не слышу, прием, прием, мы совсем потеряли вас из виду …" только собьет собеседника с толку, ведь после первого же слова "прием" он может решить что его очередь отвечать. Естественно, остаток фразы и ответ собеседника услышаны уже не будут.
Вскоре мы расходимся дальше, чем пробивает рация, и все надежды остаются только на спутниковые телефоны.
И надо сказать, напрасные надежды. Дозвониться до второй лодки у нас так и не получилось. Зато отлично поболтали с домашними -
трюк с бесплатными входящими через роуминг МТС действительно работает.
Чего нельзя сказать о самих телефонах. Сеть на них то ловится, то не ловится. Звонки то проходят, то не проходят. Бывает так, что несколько часов приходится скакать с телефоном по палубе, прежде чем тот увидит сеть. А иногда наоборот - ловит даже в каюте со сложенной антенной. Соответственно, чтобы по-максимуму быть на связи, приходится держать его наверху.
Возможно, это связано с тем, что мы путешествуем по самому краю его зоны действия. Надо будет еще в Средиземке поиграться с ним как следует. А то сейчас Турайя больше похожа на связь в режиме "дозвониться до меня нереально, но сам я смогу позвонить, если очень надо". Чуть лучше обстоит дело с смс-сообщениями, но тоже при условии того, что телефон видит сеть.
Вскоре начали ловить уже обычные телефоны, а еще через час мы увидели землю. Это Фареры.
Солнце садится. Дубак страшный!
Убираем паруса, подходим на моторе.
Порт поражает своим уютом, комфортом и безопасностью.
Швартуемся, сходим на землю. Уфф. Кайф.
На дворе ночь, ничего не работает. Зато если высоко подпрыгнуть, то можно поймать бесплатный вайфай.
Похоже, что мы - единственная иностранная яхта на гостевом причале.
Идем искать администрацию порта, чтобы решить все формальности и договориться о буксире для второй яхты. Находим дежурного, договариваемся в семь утра оформить пересечение границы, а в восемь - выслать подмогу для второй яхты. Раньше никак, все спят. Сообщаем расклад второй яхте. Они замедляются, чтобы быть ровно в восемь.
Нам остается пара часов сна до встречи с таможенным офицером. Немного волнуемся, так как часть людей не успела получить фарерские визы, и есть опасения, что нас могут завернуть обратно.
Но как и в прошлый раз, офицер не посмотрел ни одного паспорта.
Его интересует лишь количество сигарет и алкоголя на борту. Но здесь-то как раз все в порядке. Мы заполнили одну на всех несложную декларацию, офицер поставил на ней свой штамп и все дела.
Только решили все формальности, как появился катер, буксирующий вторую яхту.
Его услуги для нас бесплатны, все это оплачивается страховой компанией.
Швартуем наших, отправляем к ним таможенного офицера, который как раз только освободился.
Ну, собственно и всё - мы на Фарерах.