До недавнего времени, моим любимым форматом путешествий был автомобильный дальнобой. Так уж сложилось, что если ты живешь в Москве, при этом мечтаешь рвануть летом на море, а зимой - в горы, то минимум полторы-две тысячи километров в один конец приходится отмотать. Мы с Оксаной делали это четыре раза в году, каждый отпуск. На юг, на север и на восток. И в нашей системе ценностей, преимущества машины как способа путешествий почти всегда перевешивали плюсы поезда и самолета.
Но после пятой поездки на Кавказ, двадцать пятой на море и второй-третьей на север мы поняли, что катаемся уже по одним и тем же местам. Хочется куда-то подальше зарулить. Например, на Алтай, Байкал … в идеале, на Дальний Восток. Так и появилась идея кругосветки - просто из-за того, что скучно сперва доехать до Владивостока, а потом возвращаться назад той же дорогой. Да и по расстоянию вокруг света не сильно больше ехать, чем из Москвы во Владик и обратно. К тому же, в любом случае, в рамки обычного отпуска такие путешествия уже не укладываются - надо увольняться. А если реально уволиться, то можно и замахнуться на что-то большее.
Так обычно и бывает, что каждое увлечение куда-то развивается. Вот и наше увлечение автопутешествиями вылилось в итоге в автокругосветку.
- А дальше-то что? - спрашивали нас друзья, когда мы вернулись.
- А дальше-то что? - спрашивали мы сами себя.
Вот именно в тот момент, я и начал робко подумывать о яхте.
Пересекая Атлантику во время кругосветки, мы очень хорошо прочувствовали, что кроме дорог и бездорожья, существует еще целая параллельная вселенная: другой мир, другой формат путешествий, другие маршруты, всё другое. И путешествуя только по суше, видишь только одну сторону своей планеты. Впрочем, как и большинство других людей. А хочется же и за кулисы тоже заглянуть.
Честно говоря, я боялся моря. Его можно и любить и бояться одновременно. Представляешь себя на безлюдном пляже во время заката - кайф. Представишь на маленькой лодочке посреди бушующего океана - страшно. Страшно, когда берега не видно. Страшно, когда волны выше тебя. Страшно, когда тысяча метров под тобой. Хотя, казалось бы, какая разница сколько под тобой, три метра или тысяча? Но именно масштаб почему-то пугет. И восхищает одновременно. В общем, пора было что-то новое уже начать, принципиально другое, и море манило именно этим.
Для начала я решил пойти учиться водить парусную яхту. Сделать это можно в разных школах, но есть один нюанс: учить будут по-разному и документы по окончании тоже выдадут разные. Здесь надо уточнить, что международное право вообще никак не обязывает капитана яхты иметь какую-либо лицензию или права. В большинстве стран все крайне просто: Есть яхта? Катайся на здоровье! Проблемы возникнут в том случае, когда своей яхты нет, и надо брать ее в чартер (в прокат, то есть). Здесь уже придется подтверждать наличие навыков и опыта. При этом большинство чартерных компаний заходят увидеть у вас что-то более менее узнаваемое, например, сертификат IYT или RYA - эти две школы известны всему миру, их знает каждый менеджер. А вот с той же лицензией ГИМС, например, кто-то посмотрит, хмыкнет и даст яхту, а другие посмотрят, хмыкнут и не дадут. Все будет зависеть от удачи, страны и от конкретной чартерной компании. Поэтому я не стал особо мудрить, и
пошел в IYT.
Учиться относительно несложно - примерно так же, как и вождению машины. Да и само обучение устроено как в автошколе: теория (билеты), практика (инструктор). В нашей школе теория была заочной, билеты сдавались онлайн, а для прохождения практики надо было лететь в Турцию на восемь дней.
С тех пор прошло немногим больше года, а море захватило меня уже чуть больше, чем полностью. Сначала мы начали брать с друзьями яхты в чартер и пробовать путешествовать самостоятельно. Если ты сам себе капитан, то и яхтенный круиз выходит уже заметно дешевле, чем участие в аналогичном круизе с наемным шкипером. Например, участие в недельном круизе по Средиземке в самый сезон будет стоить порядка 700-800 евро на человека, при этом стоимость аренды яхты на ту же неделю составит порядка 2500-3000 евро, но эта сумма делится на весь экипаж - шесть-восемь человек, обычно. Вот и получается, что в расчете на человека все это ровно в два раза дешевле. Опять же, можно сезонные скидки ловить и акции. В общем, при желании, и при наличии лицензии, можно очень бюджетно путешествовать - дешевле, чем жить в гостинице.
Но тут уже встал другой вопрос - где взять столько друзей, чтобы каждый раз собирать по шесть-восемь человек на яхту? Ну сходят с тобой один раз. Ну два. А дальше-то у людей работа, семья … Мало кто может позволить себе путешествовать каждый месяц. Хорошо, что у меня есть этот ЖЖ и френды :). С вами мы
осенью сходили на Канары (в тот раз набралось аж две яхты), потом
еще раз весной, а потом
и на Фареры две яхты снова набралось.
А потом я посчитал сколько денег потрачено на чартер, и ужаснулся. Конечно, это не мои личные расходы, а общая сумма, набежавшая за год и распиленная примерно на сорок человек. Но стало понятно, что несколько лет таких поездок, и стоимость аренды яхты превысит стоимость ее покупки. Так может уже сейчас пора заморочится покупкой?
К счастью, не один я заболел морем - двое друзей, с которыми мы год назад вместе пошли учиться, а потом ходили вместе на чартерных лодках, радостно поддержали идею купить одну яхту на троих. Так у нас и появился
Сюрприз.
Да уж, если ты чем-то действительно увлечен, то события развиваются очень быстро. Подумать только, всего лишь год прошел от робкой идеи о морских путешествиях до собственной яхты. И это был очень насыщенный год. Каждый день новые впечатления. В море ты будто оказываешься в параллельной вселенной, живущей по другим законам. Я до сих пор нахожусь в восторге от того мира, в котором оказался, начав ходить под парусом.
В море нет такой толпы, как в большинстве других прекрасных мест планеты, доступных по суше. Можно заходить в самые прекрасные уголки любых популярных курортов, и с удивлением обнаруживать, что ты здесь один.
На фото якорная стоянка в уютной бухте небольшого острова Хорватии.
Даже центральные набережные, вечно полные туристов, всегда открыты и свободны с моря. Ты можешь прийти сюда и встать, фактически, в самом центре города, оставаясь при этом у себя дома. Туристы будут гулять по набережной и фотографировать твою яхту, а ты можешь сидеть внутри и пить чай. Или пойти погулять вместе с ними.
На фото городской праздник в Шибенике. Все собрались на набережной, чтобы посмотреть фейерверк, который запускают с платформ, установленных в море. Мы же заплыли на яхте с другой стороны этих платформ, так что теперь нам видно не только сам фейерверк, но еще и город, людей на набережной. Сложно найти более выгодную позицию. И снова мы здесь одни, будто спрятались за кулисами. Накрыли стол, ужинаем, качаемся в гамаке, наслаждаемся зрелищем.
Пожив на яхте, понимаешь, в каких жестких рамках мы все живем на суше, находясь под постоянным контролем со стороны государства. Например, в море есть что-то вроде ПДД (называется МППСС). Эти правила нужны для того, чтобы суда не сталкивались друг с другом. Но никто не ловит нарушителей, прячась в кустах. Никаких камер, никаких постов, никаких радаров. Или вот, допустимое число промилле в крови рулевого. Ноль три? Ноль восемь? Да сколько угодно! Если капитан решил поставить кого-то на вахту, значит имеет на это полное право. Даже если это несовершеннолетний, нетрезвый псих без прав и паспорта. Даже если это робот или дрессированная обезьянка. Все нормы и правила, действующие на суше, в море заменяются всего лишь одним понятием - ответственностью капитана. На каждой лодке капитан сам устанавливает свои правила, но и отвечать, в случае чего, прийдется ему же. Такой простой закон. Свобода и ответственность. Вопрос на засыпку: а для капитана-то сколько промилле допустимо?
Идем дальше. Вот прилетаете вы, скажем, в другую страну. Или приезжаете. Так или иначе, вы идете к окошку, протягиваете паспорт, суровый дядя смотрит на вашу фотку, потом на вас, потом находит визу, изучает ее и ставит штамп. Только после этого вы можете попасть на территорию страны. Совсем по-другому обстоят дела в море. Мне довелось пять раз проходить границы на яхте. Во всех случаях, вопросы паспортного контроля на судне полностью доверяется капитану. То есть, никакая таможня не сверяет, сколько там у тебя человек на борту, кто все эти люди. Капитан сам идет в порт и предоставляет данные сразу за всю команду. Либо паспорта несет проштамповать, либо чаще просто список людей на бумажке (crew list), даже без паспортов. По-началу, конечно, мозг выносит: как так? Ты приплываешь на территорию другого государства, никто тебя не проверяет. Сходишь на берег, никому дела нет. Бегаешь по городу, сам ищешь нужные тебе службы (дежурного по порту, таможню), при этом ни у тебя, ни у твоей команды, никто еще не глянул ни одного документа! Так, например, прийдя в Италию, я полдня пробегал, пытаясь штампы поставить о въезде в Шенген. И в полицию ходил, и в береговую охрану, и даже в туристический офис заглядывал. Весь город кругами обошел. В итоге, один полицейский сказал мне "жди", сел в машину, сгонял куда-то за печатью, привез и проштамповал мне все паспорта, которые были с собой. И все это, опять же, заочно - ни людей предъявлять не пришлось, ни яхту.
Через неделю разговорился со старым знакомым и выяснилось что он, хитрец, вообще никак не оформляется в Италии! Просто приходит на яхте из Черногории и тусуется в Шенгене сколько душе угодно, а потом обратно, как ни в чем не бывало. Это, конечно, уже за гранью добра и зла, но тем не менее очень хорошо иллюстрирует степень контроля в море.
На фото весь комплект документов на яхту и семерых человек, которые мне понадобилось при посещении Великобритании (порт Лервик). Всего две бумажки, выданные в порту и заполненные мною от руки: одна - прибытие, другая - отплытие. Паспорта никто не смотрел, штампов туда тоже не ставили. Такой вот контроль. А у нас и виз-то не было…
Яхта - это своего рода транспорт в параллельную реальность. Даже сойдя на берег, ты все равно остаешься немного в ином мире, нежели те, кто передвигается по суше. Впервые я ощутил это в Мармарисе, когда посреди шумного курортного города с толпами туристов и уличных торгашей-прилипал, ты можешь сделать несколько шагов за ворота марины с надписью "Yachtsmen only" и оказаться в тихом ухоженном пространстве со своими ресторанами, магазинами, а главное, спокойной и дружелюбной атмосферой неторопливых и общительных путешественников из разных концов света. Причем, не проходит и дня с момента твоего захода в порт, как у тебя уже кругом друзья, которые зовут к себе в гости поболтать за жизнь с бокалом вина в руках.
На фото уютный ресторанчик, доступный только с воды, так как находится на острове. Игорь как-то причалил сюда и попросил официантов накрыть ему стол прямо на яхте. Мы долго смеялись над таким нахальным трюком, после чего стали называть его "швартовка по-Старковски".
Но все это, скорее, приколы и фишки яхтенных будней, вовсе не самоцель. А вот что действительно ценно, так это полная свобода передвижения по двум третям поверхности Земли, при этом ты пользуешься бесплатным ветром, а в плане удобств почти как дома себя чувствуешь. Только пейзаж за окном меняется.
Думаю, многие джиперы, как и я, видят прелесть путешествий по бездорожью именно в том, чтобы оказаться таких в местах, где природа не сильно подверглась влиянию человека. По сути, чем меньше дорог и коммуникаций, тем больше шансов встретить там что-нибудь прекрасное и нетронутое. А в море такими девственными местами являются острова.
Вулканические пустыни на острове Лансероте.
Хвойный лес, украшающий крутые склоны острова Иерро, вершина которого вечно покрыта облаками.
Извержение вулкана Стромболи, которым мы весь вечер любовались с яхты .
Хотите новых маршрутов для экспедиций?
Пересаживйтесь на яхту, это настоящий вне_дорожник!