Традиция поздравлять друг друга со светлым праздником Пасхи в постсоветской Москве худо-бедно укоренилась. Но до тех времён, когда поздравительная пасхальная открытка была таким же атрибутом праздника, как кулич или крашеные яйца, нам ещё далеко.
ИСТОРИЯ отечественных поздравительных открыток началась как раз с Пасхи 1897 г., когда Общество св. Евгении выпустило 4 первые русские почтовые карточки с акварелями художника Каразина и каноническим текстом «Христос Воскресе!». Продавались они на почте, в книжных и канцелярских магазинах и в станционных лавках железной дороги. Стоили открытки недёшево - по гривенничку за штуку, и это при том, что на те же 10 коп. можно было купить 2,5 фунта белого хлеба. Тем не менее покупали их охотно, тиражи в 10 тыс. расходились в момент, а потом ещё и допечатывались.
Христианские праздники были наиболее почитаемы в России, особенно Пасха, которую связывали с приходом весны, а значит, с рождением новой жизни, любовью и всепрощением. С Пасхой связаны добрые старые традиции. Например, можно было поцеловаться на людях даже с незнакомым человеком, «христосоваться» специально окрашенными яйцами. Яйцо было своеобразной эстафетой пасхальной радости, а для детей еще и предметом увлекательных игр. И на пасхальных открытках чаще всего изображалось яйцо - как вещественное выражение радости.
Традиционно изображали изумрудную лужайку с пасущейся овечкой, ангела с пальмовой ветвью, кроликов, кур, вербу, полевые весенние цветы, веселых, а чаще задумчивых людей, освящающих куличи, звонящих в колокола, идущих с зажженными свечами. Несмотря на небогатый набор атрибутов, создатели поздравительных открыток ухитрялись придумать непохожие композиции. Известно более тысячи неповторяющихся сюжетов, посвященных этому празднику, многие из них сохранили до наших дней неугасшую яркость красок.
по материалам:
«АиФ Москва» и портала
Antiq.info текст полностью