АЗБУКА НОВЫХ СМЫСЛОВ: ОТ "АБСУРДА" ДО "Я"

Nov 28, 2012 22:00


Приветствую вас, читатели моего блога!
Меня зовут Ольга.

Свою первую статью я начну с рассказа о моих постоянно менявшихся интересах на жизненном пути, о долгом поиске смысла и долгой череды его нахождения и потери…



Во время обучения на третьем курсе факультета иностранных языков я вдруг потеряла смысл овладения данной специальностью, поскольку, как мне казалось, иностранные языки только дублируют родной язык. Я стала думать, что многие другие специальности гораздо важнее, например, физика, биология, история, литература, так как они изучают скрытые взаимосвязи в одном из аспектов мира.





 Позже я начала исследовать закономерности грамматики, и от этого вновь ощутила смысл и прилив счастья. Но все-таки казалось, что это недостаточно важно. Поиск более глобальной значимости приводил меня к все новым и новым увлечениям: к литературе, философии, истории, физике, математике, йоге, творчеству. Но после каждой попытки наконец-то найти самое стоящее я снова ощущала пресыщение. Смысл ускользал, как горизонт.



На протяжении жизни я встречала людей, в которых замечала тот же самый поиск постижения мира. Встречала физиков, биологов, экономистов, историков, лингвистов, которые помимо своего основного вида деятельности интересовались также и другими науками, а кроме того - литературой, философией, религией и йогой.

Что же на самом деле искали и я, и все эти люди?

Стремясь познать себя и смысл своей жизни, мы отождествляли это познание с формированием мировоззрения. Каждому из нас казалось, что его «я» - это те идеи, которые он сам создал о мире на основе анализа идей, найденных в книгах. Но процесс создания картины мира постоянно затягивался, и, цепляясь за все новые и новые идеи, мы постоянно умножали свои интересы: нам казалось, что причина неудовлетворенности заключается в еще не достаточно усложненном мировоззрении.



Не удовлетворяясь поиском своего «я» через мышление (образное, научное, философское), мы поворачивались к поиску противоположности мышления: к очищению сознания от мыслей в йоге или к вере в религии. Но и в ощущениях не происходило раскрытия «Я» ни с помощью йоги, ни с помощью религии.

Изо всех сил вглядываясь во все те области, где может прятаться наше «я», себя мы по-прежнему так и не находили…



 После долгих поисков своего «Я» в науке, творчестве и йоге, я пришла на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Ощущение глубокой сути самой себя, восприятие той силы, которая «живет» мной, я нашла только здесь. Я почувствовала в себе ту неизменную основу, которая постоянно воплощается в разные обличья, принимая формы множества частных деталей: моих впечатлений, мыслей, поступков.

Что же такое системно-векторная психология? И как именно ей удалось отгадать загадку сфинкса, так долго стоявшего на страже нашего «я»?

Согласно системно-векторной психологии, мысли, возникающие в нашем сознании, всегда направлены на осуществление наших бессознательных потребностей. Поэтому именно неосознанные желания всегда обусловливают выбор, а значит - и поступки, которые постепенно складываются в жизненный сценарий.



Системно-векторной психологией выявлены типы человеческих свойств-желаний, или иначе - векторов.

"В основе выявления этих свойств лежит связь психического с физическим и тесное взаимовлияние человека с окружающей его действительностью. Взаимосвязь мира внутри («я» человека) с миром снаружи (внешней для него реальностью) проявляется, например, в том, что с одной стороны именно человек изменяет внешний мир, обеспечивая научно-технический прогресс, а с другой стороны - уровень развития цивилизации той или иной эпохи в свою очередь влияет на развитость человека, живущего в данный исторический период. Не случайно, З. Фрейд и В. Толкачев соотносят свойства психики с теми участками тела, которые контактируют с внешним миром напрямую." (1) Поскольку таковыми являются глаза, уши, рот, нос, уретра, анус, кожа и пуповина, В. Толкачев (вслед за З. Фрейдом, открывшим первый вектор) выявляет все восемь психотипов: зрительный, звуковой, оральный, обонятельный, уретральный, анальный, кожный и мышечный.

Звуковой вектор характеризуется устремлением к противоположности миру материи: поиском скрытых смыслов и связей с первопричиной. Только представители звукового вектора задаются вопросами о смысле жизни человека и устройстве Вселенной, только они пытаются понять то важное и глобальное, что скрывается за внешностью всего физического мира с его обыденными потребностями.



Для ощущения удовлетворенности, радости и счастья человеку необходимо реализовывать свои желания.

А чем же определяется степень развитости векторов? Человек является социальным существом, он задуман Природой как часть общества и соотносится с ним как внутреннее, частное, с внешним, общим. Природа дает человеку не только тот или иной тип желания, но и свойства, обеспечивающие его реализацию. Таким образом, все типы устремлений человека по замыслу Природы направлены на благо всего общества, на вынесение «внутреннего», потенциала человека, на «внешнее» - на общество.



Максимальное удовольствие, заданное человеку Природой, он способен получить именно от тех своих стремлений, которые он осуществляет в русле блага общества. В зависимости от его врожденных типов желания это могут быть разные виды деятельности: для одного - строительство домов, для другого - обучение следующих поколений, для третьего - создание произведений искусства и т. п. Именно к таким действиям и побуждают людей их вектора.



Реализация звукового желания может выливаться, например, в творчество, связанное со звуком (классическая музыка, поэзия), так как звук, слово несут эту связь с нематериальным - звучанием, значением, абстрактным смыслом. Она может также воплощаться в создание и претворение прогрессивных идей (социальных, научных, философских, религиозных), поскольку идеи также относятся к нематериальному: это замыслы для воплощения в реальном мире.



 Удовлетворенные реализованные стремления заставляют человека желать еще бóльшего. Это справедливо как для индивидуальных желаний, так и для коллективных, характерных для общества в целом. Коллективные «нехватки» растут и требуют все большего и большего наполнения: сначала людей перестала удовлетворять классическая музыка, позже - поэзия и создание идей.

Сегодня многие люди, имеющие высокий уровень развития звукового вектора, задают себе вопросы о смысле жизни и значении всего происходящего с человечеством. Но, в отличие от людей прежних столетий, они уже не в силах создать новые идеи преобразования мира: эра личности в истории безвозвратно ушла в прошлое. Идеи давно уже созданы и потеряли свой смысл, а все значимые произведения тоже написаны. Но внутренний поиск глобального скрытого смысла не отпускает, заставляя вслушиваться в шорох вселенной, решать гипотезу Пуанкаре, либо уходить глубоко в себя, заглушая боль от нереализованного желания алкоголем и наркотиками.

И чем больше несоответствие между потенциалом человека и его самореализацией, тем больше страданий испытывает человек.



Сегодня, когда человек со звуковым вектором уже не может полностью найти себя ни в творчестве, ни в науке, ни в религии, ему важно отыскать глобальный смысл, важный для современного человечества: понять коллективное психическое в его осуществившемся и потенциальном развитии.

Свойства психики, выявленные системно-векторной психологией, позволяют глубоко понимать не только одного конкретного человека с его жизненными сценариями, но и развитие психического целого общества, обладающего тем или иным типом менталитета и живущего в ту или иную историческую эпоху.

Поэтому для осознания той огромной роли, которую человек со звуковым вектором способен сегодня внести в совершенствование мира, первостепенно важны открытия системно-векторной психологии. Подробнее о смысле и движущих силах исторического процесса, о связи в истории частного и коллективного можно узнать из этой статьи



(1) Чебаевская О. В. "Части речи как проявления сознания и бессознательного"

Чебаевская Ольга. Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Все иллюстрации найдены в Интернете.

самопознание, звуковой вектор

Next post
Up