Фарфор Тяньму.

Feb 10, 2022 02:02

*
Одна из самых знаменитых чаш Тяньму находится в Японии в национальном музее города Осака. Она выставляется для осмотра только ограниченное количество времени каждый год. Датируется та чаша 12-13 веком нашей эры и по-японски называется Коноба Теммоку (konoba temmoku). Чаша причислена к важному культурному наследию Японии.

Итак, знакомьтесь - фарфор Тяньму. Будем звать его по-нашенски, потому что вообще-то изготавливался такой фарфор в Китае в провинции Цзянси, а потом уже его в Японию завезли пару сервизов. Его характерные особенности - черная глазурь и вот эти вот отпечатки листиков на дне или стенках чаш.

Это фарфор очень загадочный, потому что до недавнего времени технология его изготовления считалась утерянной. А уцелевших старинных изделий было не так уж и много, чтобы разобраться, что, как и почему.

Было доподлинно известно место, где изготовлялись такие чаши - печи у реки Гань где-то там в Цзянси. Но как-то ученые определили, что трудное это было дело, потому что качество чаш зависело от умения мастера поддерживать определенную температуру (1300 градусов) в течении долгого (примерно 10 часов) времени ( а это же 12-14 века, приборов и умных компьютеров нет, все на глаз и вручную), влажности дров, вообще влажности воздуха и даже плотности самой печи. Есть даже поговорка "одна чаша родилась, одна печь умерла". Качество получавшихся чаш прямым образом влияло на долговечность жизни печи: получаются хорошие чаши - печь продолжают использовать, плохие чаши - печь разбирают и делают новую.

Еще ученые предполагают, что такие первые такие чаши получились случайно, когда ветер задул в печь несколько листиков. Получились вот такие чаши и потом мастера уже старались повторить такой эффект. Для этого листики (настоящие листики) как-то обрабатывались, потом приклеивались глазурью на чаши и запекались в печи. Сами листики сгорали (1300 градусов, кто б не сгорел), но оставляли свой четкий отпечаток, все прожилки видны.

В основном чаши Тяньму имеют две формы - вот такую конусообразную форму, похожую на первернутую азиатскую шляпу (соломенные такие, знаете?) и просто полукруглую. Листики располагаются на дне или на стеночке чаши, чаще один листик, реже два.

Обычно чаша покрыта глазутью до самого донышка, но есть малое количество чаш, покрытых не до самого донышка.

Много вопросов у ученых к этим чашам. Черную глазурь делали во многих местах Китая. Почему только в этом месте делали такие чаши? Почему листиками украшались только чаши и не украшались другие предметы посуды? Эти чаши простые на вид, чиновники и императоры вряд ли бы их покупали, они искали бы что-то более изысканное. Кто же использовал такие чаши? Поэты древности восхвалали разные фарфоровые изделия, но нет никого, кто писал бы о фарфоре Тяньму. Из этого можно сделать вывод, что такие чашки были не очень популярные. К тому же если бы они были популярны, то их больше бы сохранилось до наших дней, так как они были бы более распространены и многочисленны.

Есть версия, что их использовали монахи. Была там какая-то буддисткая школа в этой же провинции, где эти чаши обжигали. И у них была фишка практиковать созерцание через употребление чая из таких чаш. Что вот эта вот простая природная красота отпечатка листочка очень способствует успокоиться и созерцать.

Черная глазурь по всей поверхности чашки
Выглядит блестящей и сияющей.
Листики в чашке успокаивают.
Взгляд касается их
И вместе с этими спокойными листиками
У пьющего чай сумбур в голове уходит и становится легко и свободно.

Вот такие вот загадочные эти чаши..
А технологию благодаря одному керамисту удалось восстановить. Он провел огромное количество экспериментов с разными составами для всего и обобщив потом полученные данные, смог обжечь такие же чаши. Тут можно только поаплодировать и сказать "молодец". Нет, правда, молодец!

https://ua-yojik.livejournal.com/1047153.html



https://olga-den-f.dreamwidth.org/608176.html

Цікаво

Previous post Next post
Up