На курсе CELTA мы тренировались на настоящих студентах, специально для нас набрали группы желающих поучиться по смешной цене. Мы их учили сами и наблюдали за уроками своих сокурсников. Очень полезный опыт, я для себя сделала много важных выводов.
- можно обойтись без русского даже с самыми-самыми начинающими, просто на это нужно потратить больше сил. Я, в принципе, всегда была за это, но в школе, где я работаю, предлагается использовать русский с низкими уровнями и уходить от него постепенно, чтобы не пугать студента. Но его же не обязательно пугать:-) можно ему весело все на пальцах показывать:-)
- умение быстро думать и на ходу ориентироваться очень важное для препода. Я сама так умею, и мне было удивительно, что некоторые вообще не могут этого делать и это очень сказывается на процессе и результате урока
- если урок прошел хорошо, то студент выходит из класса с мыслью "Ух ты! я это сделал!". или не выходит до тех пор, пока не сможет эту мысль заслуженно подумать (было у меня такое, что два дяденьки пенсионного возраста, которые были объективно ниже по уровню, чем вся остальная группа, просто не ушли из класса до тех пор, пока не разобрались окончательно с новой темой, на которой зависли во время урока. Сами сели и друг другу объясняли, а потом пришли ко мне, чтоб я проверила, насколько правильно они все поняли. Я прямо была горда, что замотивировала их на учебу:-))
- Чем больше студент вовлечен в тему, тем лучше он работает. Это, казалось бы, очевидная штука, но сколько есть вокруг преподов, которые приходят на урок и объявляют, что сегодня мы будем учить Презент Континиус (для кого? для чего?)
- у нас на курсе были два преподавателя, которым было ооочень трудно учиться. Один был совершенно не готов поменяться и воспринимать новое. Мне кажется, это большой недостаток для любого человека, а для препода так тем более. Имхо, зря потратил время и деньги, потому что пытался доказывать, что здесь учат всякой фигне, а университетская лекция - лучший в мире способ преподавания. А еще один был просто неспособен к тому, чтобы увидеть целую картинку своего будущего результата и понять, какими путями можно к ней прийти. Но это, наверно, можно как-то развивать, и хорошо, что человек пытается расти.
- Идеальных преподов не бывает, и все могут протупить в какой-то момент. Другой вопрос, насколько препод способен заметить свою ошибку (не грамматическую, конечно, а, например, неудачно подобранное задание) и исправить с минимальными потерями. А для одной моей сокурсницы это было просто шоком: "Чтоооо, преподы после CELTA не идеальныыыы????? даже носителиииии?"
- Носители языка вообще отдельная песня, то, что преподаватель - британец или американец, это, конечно, прикольно и типа модно. Как собеседники они очень ценны, безусловно. Но как преподавателям им надо проделать намного больше работы, чтоб научиться учить кого-то английскому. Без подготовки это не так-то просто сделать. Попробуйте сами сформулировать чего-нибудь про спряжение глаголов в русском языке или там про повелительное наклонение. Но если находятся какие-то гиганты мысли, которые готовы потратить время и силы на изучение собственной грамматики и методики преподавания, то им, конечно, цены нет. Жаль, что таких немного. В общем, я думаю, что гораздо больше шансов встретить хорошего "нашего" препода, чем "ихнего".