Вообще-то я абсолютно равнодушна к военной тематике, включая музеи, посвященные любым страницам истории войн. Равнодушна до степени отторжения.
Но вчера была метель, и я предложила съездить в Падиково, расположенное в пяти минутах от нашего поселка.
В нем находится конный клуб (однажды
я его вам показывала ПОСТ 28/8/24), который является смысловым центром комплекса, а также зоосад, комфортабельные коттеджи и музейные строения.
Даже в пасмурную погоду территория выглядит привлекательно. Бродить по ней очень приятно, и мы регулярно ездим в это замечательное место ради прогулок.
В музее мы тоже были не раз, но не дальше туалетной комнаты. Собственно, ради нее мы и заходили внутрь до вчерашнего дня.
А вчера решили осмотреть экспозицию, которая оказалась еще внушительнее, чем казалась от входа.
На поверхностное изучение экспонатов второго этажа нам понадобилось полтора часа; по первому этажу, освещающему современность, мы прошли транзитом.
Чтобы описать впечатления, их необходимо разделить на две не пересекающиеся друг с другом части: впечатления от устройства музейной экспозиции и впечатления от контента.
Контент, представленный двухсотлетней историей вооруженных конфликтов, оставил в моем сердце тягостный осадок. История мирной жизни увлекает меня намного больше, чем события, влекущие массовые жертвы. Возможно, кто-то напомнит, что и мирное существование неизбежно завершается смертью, но я вижу разницу между кончиной от болезни или старости и жертвами беспощадного стремления к превосходству, свойственного человеческой натуре.
Большим плюсом контента мне показалось безоценочное преподнесение материала и равновесное освещение событий.
Здесь нет войны, претендующей на статус «самой главной» - всем историческим периодам уделено примерно одинаковое внимание.
Когда речь идет о венной истории, обеспечить безоценочность весьма непросто, но авторам это удалось. Даже биографии политических деятелей изложены с уместной отстраненностью.
Порадовало, что в музее нашлось место репродукциям полотен Верещагина, которые позиционируются как протест художника против захватнических войн, что, впрочем, не нарушает общей сдержанности.
Единственным эмоционально окрашенным стендом мне показался стенд о жертвах Афганской войны. Он выделяется и цветом, и заголовком.
А вот от устройства экспозиции я в полном восторге.
Мне понравилось несколько моментов.
Во-первых, то, как грамотно размещены материалы. Тексты и иллюстрации идеально дополняют друг друга, объемные и плоские экспонаты гармонично размещены на стендах.
Второй удачный момент - возможность осмотреть исторические предметы со всех сторон.
В музее очень много оружия. Такого количества поясных револьверов, пехотных ружей, линейных винтовок, гусарских мушкетонов, кавалерийских карабинов и штуцеров я не видела никогда.
Даже у таких не-любителей, как я, некоторые вещицы вызвали интерес, благодаря прекрасным аннотациям. Представляю, с каким открытым ртом их рассматривают историки.
В-третьих, мне показалось уместным безбарьерное размещение манекенов.
В отличие от многих музеев, которые во избежание порчи обвешивают полноразмерные инсталляции веревочками, музей в Падиково никаких преград не строит.
В такой же досягаемости лежат многие ценные экспонаты, и никто не боится, что их тронут руками (кстати, никто не трогает).
Из конкретных экспонатов, которые привлекли мое внимание, хочу упомянуть три.
Пункт первый: ордена.
Помимо истории событий и оружия, в музее подробно представлена история наград. Большинство из них очень красивы.
Пункт второй: кираса.
Кираса - это предохранительное снаряжение, призванное защитить корпус всадника от ударов холодного оружия и пуль, выпущенных с расстояния более 50 шагов.
Я не поняла два момента.
Почему русские кирасиры стали носить кирасы только после 1 января 1812 года, когда последовал указ об их изготовлении, но уже с 1801 года назывались кирасирами?
И как они умещались внутри этой конструкции, ведь на вид она едва дотягивает до размера S (скорее даже ХS)?
Третий экспонат: солдатский платок-инструкция, который предназначался в помощь солдатам для усвоения устава и устройства винтовки, поступившей на вооружение в армию в 1870-х годах.
Поскольку бумажные инструкции бойцы изводили на самокрутки, чья-то сообразительная голова придумала такие платки.
И последний экспонат, разрешающий споры о том, какого числа в нашей стране всегда праздновали Рождество.
Кстати! В музее не все подлинное. Есть и подделки!
Правда, они тоже подлинные…
На самом деле, экспозиция заслуживает самой высокой оценки. Она спланирована добротно и профессионально, а чтобы развеять грустные мысли, после посещения музея достаточно прогуляться вдоль берега реки.
Но недолго, потому что вскоре снова начнется метель…