На семинаре по чувствительным детям был задан хороший вопрос, как не перепутать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с повышенной чувствительностью. Я ответила, но без подробного описания различий. Тут даю более развёрнутый ответ.
Как мы выяснили, внимание - это способность выделять из хаоса всей поступающей информации именно ту информацию, которую наш мозг считает значимой. Проблемы со вниманием могут происходить из-за двух различных причин: 1) повреждение или дисфункция фильтрующих механизмов (ретикулярная активирующая система), об этом мы подробно говорили на семинаре и 2) когда фильтрующие механизмы работают очень хорошо, но служат более первостепенной функции - защите ребёнка от непереносимой уязвимости. Фильтры обеспечивают, чтобы ребёнок не видел то, что заставляет его страдать, но при этом они же защищают от концентрации на чём-то другом.
Сравнительные характеристики двух видов проблем со вниманием
Повреждённые фильтры vs. Защитная слепота
1) повышенная чувствительность - 2) подавленная чувствительность
1) исключительная «умность» - 2) нормальный уровень интеллекта
1) неосознанные попытки упорядочить окружающую среду (махание руками, качание на стуле, верчение чего-нибудь в руках и т. д.) - 2) устойчивость к стимуляции и шумному окружению
1) отличная память на стрессовые события - 2) плохая память на стрессовые события
1) легко отвлекается на постороннюю информацию - 2) рассеянное внимание/ ищет чем бы отвлечься
1) дисфункция возрастает с повышением стимуляции - 2) дисфункция возрастает с увеличением опасности испытать болезненные эмоции
1) фильтр НЕ работает, поэтому ребёнок слишком много чувствует, - 2) фильтр РАБОТАЕТ, но обслуживает защитные механизмы
1)в качестве защиты против непереносимой уязвимости НЕ возможно устранение, отключение; основные защитные механизмы - защитное отчуждение и эмоциональное онемение - 2) устранение, отключение - основная защитная реакция против непереносимой уязвимости, которая также ведёт к потере чувствительности
1) если не слишком защищён от уязвимости, то будет казаться очень осторожным, озабоченным и сверхсознательным - 2) скорее всего будет выглядеть беззаботным человеком, которому всё ни по чём
1) внимание не зависит от приёма лекарств - 2) способность концентрироваться можно сильно улучшить с помощью лекарств, которые приглушают чувства и подавляют тревожность
1) нарушение механизмов фильтрации не обратимо, но функционирование может быть сильно улучшено через адаптацию и интегративный процесс - 2) дисфункция обратима с помощью смягчения защиты против чувства уязвимости.
Ну и из всего перечисленного следуют две основные стратегии работы с детьми с «дефицитом внимания». В первом случае надо снижать стимуляцию, а во втором надо стараться смягчить сердце, снижать защиту от уязвимости.
UPD. Даю ссылки на статьи про СДВГ, если будут желающие переводить - отмечайтесь в комментариях.
One million children misdiagnosed with ADHD Economist William Evans finds ADHD misdiagnosed ADHD: The Diagnostic Criteria Prescriptions for ADHD drugs by gender A normal active boy ... or a problem? ADHD and a boy's brain Are we medicating disorder or treating boyhood as a disease? A.D.H.D. Seen in 11% of U.S. Children as Diagnoses Rise