Планирование Китая это проверка на прочность всех наших планировочных навыков, отточенных на Европе за последние годы поездок. Но… восток дело тонкое :-) Или «обломайся»!
Надо заметить, что есть несколько замечательных китайских сайтов, на которых можно узнать всю информацию по Китаю на человеческом языке :-) Мне понравился www.travelchinaguide.com, там за много месяцев можно на любой день посмотреть все маршруты поездов, время выезда и прибытия, какой вокзал (а их в каждом городе минимум 2 - для старых медленных поездов и для быстрых современных). И пр. пр. Тут кстати как обычно все, только в начале не понимаешь ни одного названия и не представляешь о чем речь. Сейчас я свободно уже оперирую такими названиями как Пиньяо, Хуаншань, Сиянь, Ханчжоу и Сучжоу. И не путаюсь в них :-)
Но сам маршрут никак у меня не складывался. Хочется везде (или если перечитать, то уже нигде не хочется), расстояния большие, сколько времени внтри непонятно совсем. Какие методы переездов/перелетов выбирать не понятно. Я обычно читаю много отчетов про путешествия по местам поездки на русском и англ. языках, но впервые я стала обращать внимание на дату этих отчетов. И отчеты, например, пятилетней давности можно конечно прочитать, но только в целях впечатлений о достопримечательностях, ни в коем случае ни о том как куда добраться :-)
Во-первых, раньше все везде ездили на медленных (120 км/ч) поездах и переезды между городами были ночными. Есть два типа спальных вагонов - «жесткий» - плацкарт, но там 3 ряда полок со стороны открытого купе» и «мягкий» - купе нашего типа, говорят очень комфортно, с зарядками и чуть ли не теликами у каждого. Но это «старье». А новые, скоростные проделывают те же ночные расстояния за 4-6-часов. Сидения сидячие 3 типов, мы нацелились на самые дешевые, расскажем как оно.
Во-вторых, метро. Тут даже Гугл и подобные карты отстают! Смотришь на гугле (а значит и на системах бронирования гостиниц типа booking), что метро далеко, а набираешь в поисковике текущую карту метро какого-нибудь городка, а там уже 2-4 новых линии ввели!
Короче мы еще не уехали в Китай, но мы уже под огромным впечатлением от темпов его развития!!!
Но самые у меня сильные эмоции пока от общения со всевозможными гидами. Т.е. мы всегда вроде сами путешествуем, но берем ознакомительные туры в больших городах, чтобы прослушать исторически-культурные «выжимки» и получить хороший старт. Поскольку мы едем с мамой, то мы нацелены на русскоязычных гидов. Выбор не велик. Или настоящие русские гиды (их буквально по пальцам можно пересчитать), или русскоязычные китайцы. Начала я связываться и с теми и другими. Русские наши видимо в силу своей уникальности и возможно востребованности совершенно расслаблены, отвечают в режиме «раз в неделю», деньги дерут большие. Китайцы отвечают просто как «солдаты» - в течении суток 100% (у нас с ними чаще не получается - мы спим, они отвечают, они спят - мы им пишем) :-) Но отзывы про китайцев сомнительные. Проблема с китайскими гидами, что они хороши могут быть на англ., их к Олимпиаде поднатаскали говорят. А вот в русскоязычные гиды идут китайцы, которые в лучшем случае учились где-то в России, а в худшем торговали на рынках…
Еще что меня совершенно выбивает (хотя это готовит меня к реалиям китайским) - ценообразование :-) Например, я запросила у китайских агенств некоторых расчитать мне тур по тому маршруту, который мы себе наметили. Вот это они делают быстро и надо сказать недорого у них выходит, ЕСЛИ заказывать целиком весь тур. У меня два агенства дали оценку примерно (1500-2000$ на человека). Со всеми переездами, гостиницами, транспортом и гидами постоянно, и даже частично с едой. И кстати неплохие очень планы - правильные достопримечательности выбраны на мой взгляд. Другое дело, что, во-первых, гостинцы хуже мной выбранных, ночные переезды дешевые (которых мы хотим избежать все-таки) и т.д. НО! Один и тот же маршрут, одна и та же компания при обращении на анл. языке дает на 30-40% ДОРОЖЕ, чем при обращении к ним же на русском языке :-) Т.е. уже «маркетинг в действии». Причем я потом на англ. поинтересовалась, а можно все тоже, но на русском. «Можно, но поскольку это не ходовой язык, добавьте 20%» :-)
И вот примерно так во всем! Порядок цен уловить невозможно. Как можно торговаться по email-у непонятно. И сколько это реально стоит на месте тоже не понятно. И все время в каком-то напряжении - заплатить за спокойствие, или рискнуть и разбираться на месте.
Например, у нас есть один день, когда утром поезд - в обед поезд, а в одном месте (Лоян) мы делаем себе «окно» на 6 часов, чтобы съездить в знаменитые гроты. Гроты 12 км. от вокзала. Наши люди ездят на автобусе за 10 центов - 20 минут. Мы дергаемся, как у нас получится - сдать багаж, найти автобус… все успеть… Решили написать в разные местные агентства, запросить машину с водителем, чтобы нас встретил и отвез/привез. Получили такие ответы: «не нужна вам машина, т.к. машина всегда платиться за весь день, возьмите такси - это копейки» (бывают и такие замечательные китайцы!), «60 USD за машину», «175$ - за КАЖДОГО». Видимо светит нам полной погружение, хотя иногда хочется расслабиться, чтобы тебя «с табличкой встретили и повозили».
Тут я на работе с китаянкой говорила (она в курсе, что мы сами в Китай собрались), рассказываю, что я вокруг Шанхая с городами разобраться не могу, третий день «колдую», то по часовой стрелке еду, то против… Она ужаснулась! Никаких кругов, говорит! Все движение только в ОДНОМ направлении!
Теперь продолжаю планировать по фэн шую :-)
Поехали!