Богословие от лени. Размышления

Oct 24, 2019 18:23

Итак, р.Кук наметил дальнейшие пути, которыми должно развиваться современное богословие, но самого современного богословия не разработал.
годится, во всяком случае для меня, чтобы современный человек мог остаться в церкви, оставшись честным перед самим собой. Оно не есть ни богословие, ни даже путь для развития богословия вообще, так как не дает ответы на перечисленные выше в первой части вопросы. Но возможно оно может стать путем для развития науки о религии, о которой мечтал Элиаде. А может и не стать.
Но удивительно, утверждения д-ра Полонского и р.Кука о том, каким должно быть современное богословие могут рассматриваться как следствия из моего богословия от лени.
Д-р Полонский прав, Бог никогда не бросал человека, Он говорил ему, прежде всего через религии. А человек всегда поклонялся Богу, хотя и понимал Его по разному
В этом смысле все религии равноправны, каждая из них есть обращение Бога к человеку в конкретных условиях места и времени. И это, а не соображения политкорректности может стать основой истинной, а не фальшивой религиозной толерантности.
Богословие от лени вполне позволяет дальнейшее развитие согласно меняющимся условиям в связи с продолжением Творения, ничего не меняя в предыдущих наработках каждой конкретной религии.
Из равноправности религий никак не следует, что все религии одинаковы.
Разные религии различны, они приводят к разным результатам, и в отношении изменения человека, и в отношении изменения при участии человека Творения
Возникает серьезный вопрос. Как отличить религию, то есть обращение Бога к человеку от псевдорелигиозных выдумок человека, к которым Бог не имеет отношения. Религию от выдумки следует отличать прежде всего по ее плодам.
Например плодом язычества явилось освоение и заселение почти безоружным человеком дикой враждебной планеты. Плодом религий «от индуизма» явилось снижение агрессивности человека, что позволяло сохранять в тяжелейших условиях себя, народ, окружающую среду. Плодом христианства является снижение агрессивности человека и как следствие возможность развития современной науки.
Но оценивая религию по ее плодам надо быть очень осторожным. Во первых р.Кук прав, человек не может предвидеть последствий действия Бога, а лишь осмыслить их, когда последствия уже проявились. Плоды религии обычно проявляются далеко не сразу, в христианстве например развитие современной науки началось через полторы тысячи лет после События Христа. Во вторых следует помнить, что нематериальная реальность вообще закрыта для нас, и о плодах в отношении ее мы не можем сказать ничего. Поэтому лучше сомнительные случаи решать все же в пользу религиозной толерантности, если только «иная вера» не носит явно разрушительный характер.
И еще подумалось. Современный человек нуждается в церкви. Конечно чтение умных книг из серии наука и религия, изучение догматики, знакомство с библейскими историями необходимо, все это подготавливает человека к изменению. Но меняется человек на богослужении, в церкви.
Previous post Next post
Up