Карл Ранер. Основания веры.
Если предположить наличие такой взаимной обусловленности, в которой благодать веры открывает глаза на достоверность определенных исторических событий, и если предположить, с другой стороны, что такие события оправдывают наше обращение к трансцедентальному опыту благодати, - тогда можно увидеть верный смысл в различении между тем, что относится к истории спасения, и тем, что просто исторично, хотя вообще это часто встречающееся различение достаточно неясно и вызывает сомнения
Стр. 330
К «истории спасения», в отличие от «истории», относится, таким образом, то в «объективной реальности», окружении и истории человека, что познается внутри и только внутри экзестенциально задействующего себя согласия для веры. Напротив, к «истории» относится то, что может познаваться чисто профанной исторической наукой, и вне такого познания с помощью веры
Стр. 331
Если мы таким образом подчеркиваем, что взаимосвязь между обосновывающим веру историческим событием и самой верой возникает внутри веры, то это имеет силу как для первых свидетелей, имевших непосредственный исторический опыт Иисуса, так и для нас, уверовавших позже. Итак это различие между предметом веры, ее основанием и данной, тем не менее имманентностью обоих моментов самой вере было дано в первую очередь первым свидетелям веры. И только в вере они достигали того подлинного спасительно исторического, что служит основанием веры. Это не есть какое-то неприятное и огорчительное уродство веры, но это следует из существа веры, потому что и поскольку вера есть тотальное экзестенциальное свободное решение, и потому то, на чем она стоит и чем она обосновывается, может быть получено только в этой свободе (то есть в самом акте веры)
Стр. 331
Вот чуть раньше читала Бультмана, сейчас читаю Ранера.
И почему то все время кажется - вот сейчас возникает, просто в воздухе носится, новая метарелигия. Новое понимание, что есть вера.
Такого примерно содержания
Всякая религия - это игра, в которой партнеры - Бог и человечество. И описание игры, и ее правила даются человечеству как некие тексты или как некие исторические события, допускающие определенную интерпретацию. А истинность игры, то есть состоится ли она в реальности, совершенно не зависит от истинности интерпретации текстов или событий, а лишь от того, согласятся ли игроки - Бог и люди, принимать в ней участие.
Вывод: меньше читать надо - меньше казаться будет